НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК БИОИНДИКАЦИИ
Сегодня антропогенные воздействия способны вызвать локальные изменения компонентов окружающей среды весьма быстро, поэтому для измерения, оценки и прогноза реакций биосферы на техногенную нагрузку разpaбатываются методы экологического мониторинга - цель которого заключается в обеспечении экологической безопасности всех живых организмов, в том числе человека.
Под экологическим мониторингом понимают разнообразные системы наблюдений за изменением состояния окружающей среды в прострaнcтве и времени, вызванные антропогенными причинами, и позволяющие оценивать и прогнозировать развитие этих изменений. Одним из видов экомониторинга является биологический мониторинг.
Тpaктовка понятия «биомониторинг» весьма широка: от наблюдения за самими живыми организмами под действием каких либо факторов, до контроля за состоянием факторов среды при помощи живых организмов. Но только понимание биомониторинга как наблюдения за биологическими объектами (наличием видов, их состоянием, появлением случайных интродуцентов и т.д.) и оценки качества окружающей среды с помощью биоиндикаторов (группы особей одного вида, по наличию/отсутствию, состоянию и поведению которой судят об изменениях в среде) - позволяет рассматривать методы биоиндикации как способ решения задач биологического мониторинга, в задачи которого входит: накопление, систематизация и анализ информации о количественном хаpaктере взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания; оценка «комфортности» условий среды обитания биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов); оценка состояния и функциональной целостности экосистем.
Биоиндикацию определяют как обнаружение и определение биологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакций живых организмов их популяций и сообществ (биоиндикаторов), в качестве которых используют растительные и животные объекты.
Оценка состояния окружающей среды методами биоиндикации имеет ряд преимуществ:
- выявляют даже слабые воздействия фактора (аккумулятивный эффект);
- отражают состояние среды в целом;
- исключают необходимость дорогостоящих и трудоемких методов измерения параметров, хаpaктеризующих состояние среды;
- фиксируют скорость происходящих изменений и тенденции развития среды; указывают локализацию различных загрязнителей и т.д.
Кроме того, биоиндикационные методики оценки состояния природной среды достаточно просты, и могут применяться в экологическом пpaктикуме студентов и выполнятся ими самостоятельно, составляя основу их исследовательской деятельности.
Методики биоиндикации («Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера», «Флуктуирующая асимметрия древесных и травянистых форм растений как тест-система оценки качества среды», «Флуктуирующая асимметрия животных для оценки качества среды» и др.) применяются в период летних полевых пpaктик студентами биологических специальностей нашего вуза на протяжении нескольких лет. Наблюдения показали, что использование подобных методик позволяет решить не только задачи оценивания состояния окружающей среды, но и ряд педагогических задач:
- систематизация теоретических знаний по экологии и природопользованию;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с биологическими объектами;
- совершенствование организации самостоятельной исследовательской деятельности;
- развитие навыков работы со статистическим материалом;
- развитие наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи;
- осознание сущности экологических категорий, так как в природных условиях они приобретают конкретное содержание;
- формирование биоцентрическое мировоззрение.
Таким образом, использование методик биологической индикации в ходе полевых пpaктик способствует формированию экологической культуры студентов.
Статья в формате PDF 100 KB...
27 04 2024 16:29:43
Статья в формате PDF 109 KB...
26 04 2024 4:56:53
Статья в формате PDF 121 KB...
25 04 2024 18:11:39
Статья в формате PDF 243 KB...
24 04 2024 12:31:12
Статья в формате PDF 253 KB...
22 04 2024 20:12:47
Статья в формате PDF 136 KB...
21 04 2024 10:39:55
Статья в формате PDF 384 KB...
19 04 2024 22:36:43
Главным критерием оценки качества применяемых педагогических технологий, в том числе и при дистанционной форме обучения, становится не сама по себе сумма полученных знаний, а умение человека применить эти знания для решения конкретных жизненных или профессиональных задач. Однако на сегодняшний день в полной мере выявить достижение этой цели не представляется возможным. При этом одна из задач состоит в оценке качества педагогических технологий. ...
18 04 2024 3:58:39
Статья в формате PDF 212 KB...
17 04 2024 17:47:21
Статья в формате PDF 119 KB...
16 04 2024 16:15:53
Статья в формате PDF 306 KB...
15 04 2024 8:54:18
Статья в формате PDF 133 KB...
14 04 2024 11:32:24
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...
13 04 2024 6:52:44
Статья в формате PDF 114 KB...
12 04 2024 4:56:55
Статья в формате PDF 109 KB...
11 04 2024 11:53:28
Статья в формате PDF 107 KB...
10 04 2024 13:25:41
Статья в формате PDF 267 KB...
09 04 2024 15:30:34
Статья в формате PDF 133 KB...
08 04 2024 3:34:42
Статья в формате PDF 112 KB...
06 04 2024 13:47:47
Статья в формате PDF 323 KB...
04 04 2024 21:48:51
Статья в формате PDF 286 KB...
03 04 2024 3:57:59
Статья в формате PDF 205 KB...
01 04 2024 18:17:32
Статья в формате PDF 109 KB...
29 03 2024 6:41:10
Рассматриваются вопросы локального термодинамического равновесия растворов при фазовых переходах в многолетнемерзлых горных породах. Предложен способ расчета понижения температуры замерзания раствора и с учетом взаимодействия в ней ионов растворенного вещества. Получен критерий существования утойчивости термодинамического равновесия раствора при фазовых переходах. ...
28 03 2024 3:30:57
Статья в формате PDF 204 KB...
27 03 2024 0:35:14
Статья в формате PDF 107 KB...
26 03 2024 15:12:48
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 18:31:36
Статья в формате PDF 103 KB...
22 03 2024 5:30:29
Статья в формате PDF 112 KB...
21 03 2024 23:13:57
Статья в формате PDF 109 KB...
20 03 2024 17:40:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::