О ПОНЯТИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
В современной науке проблема изучения профессиональной компетентности учителя не нашла однозначного решения. Существует несколько точек зрения, касающихся содержания данного понятия.
В-первых, компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма составляющая основу педагогической деятельности учителя. Социальная и профессиональная направленность, собственно педагогические способности, культура мышления, согласно данной теории, выступают в качестве факторов, обусловливающих уровень проявления профессионализма.
Во-вторых, профессиональная компетентность учителя тpaктуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
В связи с этим в педагогической науке существует несколько дефиниций термина «компетентность».
Например, Т.М. Сорокина под профессиональной компетентностью учителя понимает единство его теоретической и пpaктической готовности к осуществлению его педагогической деятельности.
Согласно другому определению, понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интерпретирующие профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические и другие хаpaктеристики, то есть данная тpaктовка представляет в обобщенном виде «компетентность» специалиста как совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
В последние годы появился ряд работ, в которых сделана попытка подойти к этому сложному явлению, одновременно используя возможности нескольких наук. В частности, Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет данное понятие следующим образом:
«Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, ... способность действовать и выживать в данных условиях». С позиции личностно-ориентированного обучения, к этому перечню можно добавить совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.
По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, компетентность-то способ существования знаний, умений и образованности. Она способствует самореализации, нахождению обучающимся своего места мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание самих понятий «компетенция» и «компетентность». Исследователи выделяют от 3 до 37 видов компетенций и компетентностей.
Подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога» позволяют выявить некоторые составляющие этого понятия. К ним относятся:
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.
5. Аутопсихологичекая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная хаpaктеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
На наш взгляд, компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
В статье представлены различные точки зрения, касающиеся содержания понятия «компетентность», и выявлены его отдельные компоненты, позволяющие оценивать профессиональную подготовку будущих специалистов.
Список литературы
- Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании: методология и пpaктика: материалы Х - Симпозиума. Кн.6. - М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2002.
- Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: монография. - Великий Новгород, 2005.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Киев, 1986.
02 05 2024 16:18:13
Статья в формате PDF 114 KB...
01 05 2024 7:38:57
Статья в формате PDF 111 KB...
30 04 2024 2:31:23
Статья в формате PDF 111 KB...
29 04 2024 20:39:10
Статья в формате PDF 111 KB...
28 04 2024 16:20:35
Статья в формате PDF 314 KB...
27 04 2024 9:53:28
Статья в формате PDF 266 KB...
26 04 2024 7:43:41
Статья в формате PDF 136 KB...
23 04 2024 19:39:30
Статья в формате PDF 119 KB...
22 04 2024 18:40:38
Статья в формате PDF 251 KB...
21 04 2024 10:56:42
Статья в формате PDF 116 KB...
20 04 2024 8:32:10
Статья в формате PDF 300 KB...
19 04 2024 12:36:39
18 04 2024 19:38:57
17 04 2024 11:34:20
Статья в формате PDF 106 KB...
16 04 2024 14:11:43
Статья в формате PDF 123 KB...
14 04 2024 1:33:46
Статья в формате PDF 112 KB...
13 04 2024 4:32:58
Нами впервые синтезированные арилиденпроизводные пиридазин-3-онов и 3Н-пиррол-2-онов исследованы на ростостимулирующую активность. Установлено, что 6-R-4-арилиден-пиридазин-3-оны, имеющие два атома азота в кольце, и N-арил-4-бром-3-арилиден-3Н-пиррол-2-оны обладают умеренной ростостимулирующей активностью. Можно утверждать, что выявленны синтетические ростостимулирующие соединения, которые проявляют свойства близкородственных натуральным гормонам веществ. ...
12 04 2024 23:40:30
Статья в формате PDF 120 KB...
11 04 2024 13:33:37
Статья в формате PDF 128 KB...
10 04 2024 11:44:28
Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстpaктность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...
09 04 2024 9:34:23
Цель. Изучить показатели пероксидного статуса и вариабельность сердечного ритма у больных ишемической болезнью сердца с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Материалы и методы. В исследование было включено 22 больных ишемической болезнью сердца с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Контрольную группу составили 15 относительно здоровых человек. Нейровегетативный статус изучали методом кардиоинтервалометрии. Активность перекисного окисления липидов у пациентов оценивали по уровню фоновой концентрации малонового диальдегида в эритроцитах крови. Концентрацию малонового диальдегида определяли при поступлении на фоне фибрилляции предсердий, а также в первые сутки после восстановления синусового ритма параллельно с проведением кардиоинтервалометрии. Результаты. По сравнению с контрольной группой у больных с фибрилляцией предсердий в момент нарушения ритма имеет место повышение концентрации малонового диальдегида и некоторое ее снижение в первые сутки после восстановления. Данные кардиоинтервалометрии указывают на достоверное повышение активности симпатоадреналовой системы, снижение активности парасимпатической системы и повышение активности регуляторных систем организма в целом у больных ишемической болезнью сердца с фибрилляцией предсердий после восстановления синусового ритма. Заключение. Дальнейшее изучение исследуемых показателей и их фармакологическая регуляция позволят улучшить лечение и прогноз у данной категории больных. ...
08 04 2024 16:27:26
Статья в формате PDF 107 KB...
07 04 2024 13:50:24
Статья в формате PDF 242 KB...
06 04 2024 20:51:10
Статья в формате PDF 154 KB...
04 04 2024 15:46:44
Статья в формате PDF 113 KB...
02 04 2024 22:27:28
Статья в формате PDF 101 KB...
01 04 2024 0:23:28
Статья в формате PDF 111 KB...
31 03 2024 6:28:19
Статья в формате PDF 116 KB...
30 03 2024 6:49:52
Статья в формате PDF 145 KB...
28 03 2024 9:39:36
Статья в формате PDF 250 KB...
27 03 2024 23:12:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::