ЗАНЯТИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В УЧИТЕЛЬСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Во второклассных и церковно-учительских церковных школах кроме общеобразовательных предметов преподавали дополнительные (ремесло, рукоделие и др.) С 1900 г. в педагогических образовательных учреждениях ведомства православного исповедания, располагавшими большими участками земли, разрешено было преподавать сельское хозяйство. Его введение было «вызвано недостатком сельскохозяйственных ...знаний и умений в ... народе» [1, с. 353] Обучение этому предмету должно «было воспитать в детях любовь к земельным работам и сознательное отношение к окружающим явлениям сельского хозяйства». Преподавание сельского хозяйства возлагалось на лиц, которые имели специальное образование. Деятельность педагогов и организация обучения определяласьспециальными правилами, утвержденными в 1900 и в 1904 г.
В первую очередь обучение этому предмету основывалось на опыте учителей, а также на наблюдениях и опытах учеников. Таким образом, преподавание носило теоретический и пpaктический хаpaктер. Согласно обер-прокурорским отчетам последние превалировали над первыми [2, с. 273]. На освоение теории отводилось от 2 до 4 часов в неделю, эти уроки сопровождались наглядными показаниями, опытами и примерами. На пpaктические занятия отводилось все время сельскохозяйственных работ, т.е. до 8 часов в день. На них дети копали гряды, удобряли землю, ездили в лес за посадками, сажали овощи, деревья, ухаживали за посажанными культурами, смотрели за пасекой и т.д. В некотрых случаях результаты труда поражали. Так, в Семиловской школе Костромской губернии в 1908-1909 уч. году учащиеся этой школы в течение лета «дважды перекопали приствольные круги 79 плодовых деревьев и 423 кустов, а также участок, засаженный 1970 «подвоями» яблонь; пересадили 235 яблонь, привили 200 яблонь, посадили 40 кустов малины, 265 - клубники, 18 лип и 29 тополей, 4 сливы и 2 вишни» [6]. Пpaктические занятия велись не только на школьных участках. Например, учащиеся Домнинской и Хрипелевской второклассных школ Буйского уезда Костромской губернии работали «за соответствующую плату» на ферме.
В некоторых учительских церковных школах занятия не прекращались и в летнее время. Учащиеся добровольно оставались при школе. За свой труд они «пользовались бесплатным столом».
Выращенные продукты шли на продажу или в хранилище для школы. В 1900 г. учащимися Дементьевской второклассной школой Костромской губернии был «сделан годовой запас овощей для общежития, собраны были яблоки и ягоды в саду, накошено было значительное количество сена, хотя большая часть его за крайнею дешевизной и недостатком сбыта не была продана». «С пасеки было собрано около 2 пудов меда. От продажи продуктов выручено было ... 206 руб. 94 коп.». На вырученные средства школа смогла приобрести одноконный плуг и лошадь [7].
Учащиеся старших классов учительских школ после прохождения курса сельского хозяйства сдавали экзамен. Полученные при этом удовлетворительные отметки выставлялись в свидетельства и аттестаты воспитанников и давали им преимущества при назначении на места учителей в школах, обладающих участками земли.
Обучение проходило либо в виде дополнительных предметов, либо в виде особых курсов. Так, в Софиевской Слободской школе Киевской епархии находящиеся близ Уманского земледельческого училища во втором классе существовал еще один (третий) год обучения, в течение которого учащиеся проходили теоретический и пpaктический курс садоводства и огородничества, под присмотром особого специалиста. Особые курсы сельского хозяйства в летнее время 1908-1909 учебного года проходили при Томской церковно-учительской школе [3, с. 630].
Преподавание сельского хозяйства было поставлено сравнительно хорошо в тех школах, которые имели финансовые средства. Ассигнования на занятия сельским хозяйством шло из трех источников: Государственного казначейства, Синодального училищного Совета и местных. Государственными пособиями пользовались немногие школы. В 1990 г. из 73 учительских церковных школ только 5 финансировались за счет казенных средств. Сумма колeбaлась от 800 до 1200 рублей [1, с. 353-354]. Данная тенденция сохранялась и последующие годы.
Школ с сельскохозяйственной подготовкой в масштабах всей страны было немного. Согласно статистике в 1898 г. сады, огороды и пасеки функционировали при 15 церковно-учительских и 168 второклассных школах, в 1901 г. соответственно 15 и 385 [4, с. 377]. В основном они получили распространение во второклассных школах. Лучшими в обучении сельскому хозяйству в разное время признавались среди церковно-учительских школ Шамовская Херсонской губернии и Александро-Николаевская Полтавской губернии., а среди второклассных отмечались Казанская Кубанской области, Колодезная Донской области, Исаклинская Самарской губернии, Потловская Саратовской губернии, Алексеевская Ярославской губернии, Никольская Вологодской губернии.
В большей части церковных школ приусадебные участки не обpaбатывались. Одна из причин - отсутствие опытного руководителя в школе. Другая - необустроенность «быта учителей» (отсутствие «удобной учительской квартиры», маленькое жалованье). Отсутствие казенных и местных средств на устройство сельскохозяйственных занятий так же являлось причиной запустения земли [8]. Центральное школьное управление пыталось их устранить. В частности, устраивало курсы огородничества и садоводства, пчеловодства, открывало специальные школы. В помощь, прежде всего, начинающим учителям издавались программы, планы, учебные руководства по преподаванию сельского хозяйства в учительских школах.
Таким образом, в дореволюционный период идея расширения образовательной программы церковных школ за счет преподавания факультативных предметов, в частности сельского хозяйства, несмотря на положительный опыт, на пpaктике в губерниях не получила должного развития.
Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
Список литературы
1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. - СПб., 1903.
2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1902 год. - СПб., 1905.
3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. - СПб., 1911.
4. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие. (1884-1909 г.). - СПб., 1909.
5. Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX-начало XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний). - Шуя, 2006.
6. Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ Костромской епархии в 1908/9 уч. г. // Костромскиеи епархиальные ведомости. - 1910. - № 11. - С. 37.
7. Отчет о состоянии церковных школ Костромской епархии в 1900 году. - Кострома, 1900. - С. 71.
8. Церковные ведомости. - 1914. - № 4. - С. 212.
Статья в формате PDF 240 KB...
27 04 2024 14:42:33
Статья в формате PDF 464 KB...
26 04 2024 13:37:21
Статья в формате PDF 138 KB...
22 04 2024 23:13:16
21 04 2024 6:50:22
Статья в формате PDF 144 KB...
20 04 2024 19:19:17
Статья в формате PDF 110 KB...
19 04 2024 10:32:57
Статья в формате PDF 106 KB...
17 04 2024 18:49:57
Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...
16 04 2024 22:31:52
Статья в формате PDF 113 KB...
15 04 2024 11:42:59
Статья в формате PDF 129 KB...
11 04 2024 8:51:15
Статья в формате PDF 119 KB...
10 04 2024 7:14:22
Статья в формате PDF 100 KB...
05 04 2024 16:33:48
Статья в формате PDF 114 KB...
04 04 2024 11:50:59
Статья в формате PDF 474 KB...
02 04 2024 3:10:23
Статья в формате PDF 133 KB...
01 04 2024 6:25:23
Статья в формате PDF 113 KB...
31 03 2024 3:22:14
Статья в формате PDF 120 KB...
30 03 2024 3:47:19
Статья в формате PDF 121 KB...
29 03 2024 3:17:12
Статья в формате PDF 294 KB...
28 03 2024 0:27:30
Статья в формате PDF 244 KB...
27 03 2024 4:29:18
Статья в формате PDF 302 KB...
26 03 2024 23:19:17
Статья в формате PDF 105 KB...
25 03 2024 9:27:32
Статья в формате PDF 104 KB...
24 03 2024 18:29:50
23 03 2024 3:56:33
Статья в формате PDF 289 KB...
21 03 2024 17:44:20
Обсуждаются современные методологические аспекты использования активных методов обучения студентов в развитие мышление и творчество. ...
20 03 2024 16:45:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::