ЗАНЯТИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В УЧИТЕЛЬСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЗАНЯТИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В УЧИТЕЛЬСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

ЗАНЯТИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В УЧИТЕЛЬСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Шатнева А.Е. Красницкая Т.А. Статья в формате PDF 251 KB

Во второклассных и церковно-учительских церковных школах кроме общеобразовательных предметов преподавали дополнительные (ремесло, рукоделие и др.) С 1900 г. в педагогических образовательных учреждениях ведомства православного исповедания, располагавшими большими участками земли, разрешено было преподавать сельское хозяйство. Его введение было «вызвано недостатком сельскохозяйственных ...знаний и умений в ... народе» [1, с. 353] Обучение этому предмету должно «было воспитать в детях любовь к земельным работам и сознательное отношение к окружающим явлениям сельского хозяйства». Преподавание сельского хозяйства возлагалось на лиц, которые имели специальное образование. Деятельность педагогов и организация обучения определяласьспециальными правилами, утвержденными в 1900 и в 1904 г.

В первую очередь обучение этому предмету основывалось на опыте учителей, а также на наблюдениях и опытах учеников. Таким образом, преподавание носило теоретический и пpaктический хаpaктер. Согласно обер-прокурорским отчетам последние превалировали над первыми [2, с. 273]. На освоение теории отводилось от 2 до 4 часов в неделю, эти уроки сопровождались наглядными показаниями, опытами и примерами. На пpaктические занятия отводилось все время сельскохозяйственных работ, т.е. до 8 часов в день. На них дети копали гряды, удобряли землю, ездили в лес за посадками, сажали овощи, деревья, ухаживали за посажанными культурами, смотрели за пасекой и т.д. В некотрых случаях результаты труда поражали. Так, в Семиловской школе Костромской губернии в 1908-1909 уч. году учащиеся этой школы в течение лета «дважды перекопали приствольные круги 79 плодовых деревьев и 423 кустов, а также участок, засаженный 1970 «подвоями» яблонь; пересадили 235 яблонь, привили 200 яблонь, посадили 40 кустов малины, 265 - клубники, 18 лип и 29 тополей, 4 сливы и 2 вишни» [6]. Пpaктические занятия велись не только на школьных участках. Например, учащиеся Домнинской и Хрипелевской второклассных школ Буйского уезда Костромской губернии работали «за соответствующую плату» на ферме.

В некоторых учительских церковных школах занятия не прекращались и в летнее время. Учащиеся добровольно оставались при школе. За свой труд они «пользовались бесплатным столом».

Выращенные продукты шли на продажу или в хранилище для школы. В 1900 г. учащимися Дементьевской второклассной школой Костромской губернии был «сделан годовой запас овощей для общежития, собраны были яблоки и ягоды в саду, накошено было значительное количество сена, хотя большая часть его за крайнею дешевизной и недостатком сбыта не была продана». «С пасеки было собрано около 2 пудов меда. От продажи продуктов выручено было ... 206 руб. 94 коп.». На вырученные средства школа смогла приобрести одноконный плуг и лошадь [7].

Учащиеся старших классов учительских школ после прохождения курса сельского хозяйства сдавали экзамен. Полученные при этом удовлетворительные отметки выставлялись в свидетельства и аттестаты воспитанников и давали им преимущества при назначении на места учителей в школах, обладающих участками земли.

Обучение проходило либо в виде дополнительных предметов, либо в виде особых курсов. Так, в Софиевской Слободской школе Киевской епархии находящиеся близ Уманского земледельческого училища во втором классе существовал еще один (третий) год обучения, в течение которого учащиеся проходили теоретический и пpaктический курс садоводства и огородничества, под присмотром особого специалиста. Особые курсы сельского хозяйства в летнее время 1908-1909 учебного года проходили при Томской церковно-учительской школе [3, с. 630].

Преподавание сельского хозяйства было поставлено сравнительно хорошо в тех школах, которые имели финансовые средства. Ассигнования на занятия сельским хозяйством шло из трех источников: Государственного казначейства, Синодального училищного Совета и местных. Государственными пособиями пользовались немногие школы. В 1990 г. из 73 учительских церковных школ только 5 финансировались за счет казенных средств. Сумма колeбaлась от 800 до 1200 рублей [1, с. 353-354]. Данная тенденция сохранялась и последующие годы.

Школ с сельскохозяйственной подготовкой в масштабах всей страны было немного. Согласно статистике в 1898 г. сады, огороды и пасеки функционировали при 15 церковно-учительских и 168 второклассных школах, в 1901 г. соответственно 15 и 385 [4, с. 377]. В основном они получили распространение во второклассных школах. Лучшими в обучении сельскому хозяйству в разное время признавались среди церковно-учительских школ Шамовская Херсонской губернии и Александро-Николаевская Полтавской губернии., а среди второклассных отмечались Казанская Кубанской области, Колодезная Донской области, Исаклинская Самарской губернии, Потловская Саратовской губернии, Алексеевская Ярославской губернии, Никольская Вологодской губернии.

В большей части церковных школ приусадебные участки не обpaбатывались. Одна из причин - отсутствие опытного руководителя в школе. Другая - необустроенность «быта учителей» (отсутствие «удобной учительской квартиры», маленькое жалованье). Отсутствие казенных и местных средств на устройство сельскохозяйственных занятий так же являлось причиной запустения земли [8]. Центральное школьное управление пыталось их устранить. В частности, устраивало курсы огородничества и садоводства, пчеловодства, открывало специальные школы. В помощь, прежде всего, начинающим учителям издавались программы, планы, учебные руководства по преподаванию сельского хозяйства в учительских школах.

Таким образом, в дореволюционный период идея расширения образовательной программы церковных школ за счет преподавания факультативных предметов, в частности сельского хозяйства, несмотря на положительный опыт, на пpaктике в губерниях не получила должного развития.

Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Список литературы

1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. - СПб., 1903.

2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1902 год. - СПб., 1905.

3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. - СПб., 1911.

4. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие. (1884-1909 г.). - СПб., 1909.

5. Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX-начало XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний). - Шуя, 2006.

6. Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ Костромской епархии в 1908/9 уч. г. // Костромскиеи епархиальные ведомости. - 1910. - № 11. - С. 37.

7. Отчет о состоянии церковных школ Костромской епархии в 1900 году. - Кострома, 1900. - С. 71.

8. Церковные ведомости. - 1914. - № 4. - С. 212.



РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ Статья в формате PDF 122 KB...

24 04 2024 18:58:42

ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО СПОСОБА ХРАНЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ

ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО СПОСОБА ХРАНЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ Статья в формате PDF 281 KB...

23 04 2024 23:17:31

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ Статья в формате PDF 346 KB...

18 04 2024 14:48:44

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...

16 04 2024 22:31:52

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И ПРИРОДОПАРИТЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И ПРИРОДОПАРИТЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Статья в формате PDF 90 KB...

14 04 2024 21:27:15

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ Статья в формате PDF 115 KB...

13 04 2024 17:29:25

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ Статья в формате PDF 379 KB...

12 04 2024 21:47:22

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЗАЗОРОВ ГРМ И КШМ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЗАЗОРОВ ГРМ И КШМ Статья в формате PDF 115 KB...

09 04 2024 5:37:45

РИТМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИММУННОГО ОТВЕТА

РИТМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИММУННОГО ОТВЕТА Статья в формате PDF 122 KB...

08 04 2024 2:21:37

ТИРЕОТРОПНО-ТИРЕОИДНАЯ СИСТЕМА НОВОРОЖДЕННЫХ

ТИРЕОТРОПНО-ТИРЕОИДНАЯ СИСТЕМА НОВОРОЖДЕННЫХ Статья в формате PDF 100 KB...

07 04 2024 14:25:28

ЗЕМЛЯ НЕ БЫЛА НАГРЕТОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ РАСПЛАВЛЕННОЙ

ЗЕМЛЯ НЕ БЫЛА НАГРЕТОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ РАСПЛАВЛЕННОЙ Статья в формате PDF 111 KB...

06 04 2024 2:19:34

ИСКУССТВО МЫЛОВАРЕНИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА

ИСКУССТВО МЫЛОВАРЕНИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА Статья в формате PDF 251 KB...

03 04 2024 15:15:21

О ПРОЯВЛЕНИИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ В СИГНАЛАХ АТМОСФЕРИКОВ

О ПРОЯВЛЕНИИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ В СИГНАЛАХ АТМОСФЕРИКОВ Статья в формате PDF 104 KB...

24 03 2024 18:29:50

АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие)

АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие) Статья в формате PDF 107 KB...

22 03 2024 13:16:10

Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете

Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете Обсуждаются современные методологические аспекты использования активных методов обучения студентов в развитие мышление и творчество. ...

20 03 2024 16:45:25

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::