ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И УСТОЙЧИВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Конкурентоспособность экономики в современных условиях в значительной степени зависит от способности экономических агентов осваивать и внедрять передовые технологии, технику, организационные и другие инновации. Между тем, особенностями экономики России до настоящего времени является преобладание в структуре экспорта и ВВП продукции сырьевых отраслей, высокая степень технологической зависимости и низкий уровень инновационной активности. В 1970 г. удельный вес сырья в структуре экспорта нашей страны (нефть, нефтепродукты, газ, металл, электроэнергия) составлял 35,2 %, в 1980 - 55,7 %, в 2010 г. - 83 %. За последние 20 лет производство грузовых автомобилей в РФ снизилось в 6,4 раза, станков для металлообработки - в 15 раз, гражданских самолетов - в 15 раз [1]. Из тонны нефти в России в настоящее время производится 140 литров бензина, в США - 420 литров. Затраты на НИР и НИОКР: страны ЕС - 7-10 %, Китай - 5,8 %, США - 3-4 %, Россия - 0,5 %. По данным Всемирного банка, у 55 % российских компаний расходов на НИОКР вообще нет.
Источниками реализации промышленного, интеллектуального и инновационного потенциала российской экономики в ближайшие десятилетия могут стать институциональные факторы. Идея институционального подхода состоит в том, чтобы анализировать и прогнозировать не только чисто экономические процессы и явления, но также учитывать и рассматривать экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими, правовыми и другими проблемами. Институциональная трaнcформация в России должна быть направлена на преодоление существующих институциональных ограничений инновационного развития не только на всех уровнях экономики, но и в других, неэкономических сферах жизни общества. Содержательно она представляет собой создание условий для качественных преобразований правил, норм поведения и взаимодействия субъектов экономической, научной и образовательной и другой деятельности в рамках инновационного процесса. Институциональная структура общества и сформированный в процессе ее трaнcформации соответствующий институциональный климат должны создавать условия для выбора хозяйствующими субъектами тех или иных видов деятельности, массового спроса на те или иные виды знаний, товаров, услуг, в том числе инновационных. Институциональная структура экономики любой страны - это, прежде всего, результат прошлых действий государства и эволюционного отбора наиболее эффективных институтов.
Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономического регулирования. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия, наблюдается иная ситуация, хаpaктеризующаяся тем, что основные рыночные институты находятся либо на стадии формирования, либо вообще отсутствуют. Их институциональная структура включает различные институты, хаpaктерные не только для рыночной экономики, но и для других типов экономик. Поэтому различные способы координации, экономического регулирования часто вступают между собой в конфликт. Осуществляется, как правило, активное государственное вмешательство в экономику, и в результате возникают парадоксы, связанные с тем, что рыночные механизмы не работают или функционируют неэффективно из-за отсутствия необходимой институциональной структуры, низкого качества институциональной среды.
Кроме того, в странах с переходной экономикой, особенно с высоким уровнем территориальной протяженности/разбросанности институциональная среда чаще всего неоднородна, т.е. условия ведения бизнеса не являются универсальными для различных территорий и экономических агентов. Известно, что один и тот же институт может продуцировать условия, благоприятные для деятельности лишь отдельных бизнес-субъектов. В России экономическая деятельность в настоящее время базируется не на универсальных законах, а на обычаях «делового оборота», лоббировании, «телефонного пра-
ва» и т.п. В российской экономике в полной мере негативно проявляются факторы, влияющие на однородность институциональной среды, а именно: огромная территория с низкой средней плотностью населения и выраженной неравномерностью экономического развития, региональная дифференциация социо-культурных основ жизнедеятельности общества, высокий уровень коррупции, низкий уровень доверия экономически активного населения институтам и т.д. Влияние этих факторов делает институциональную среду российских регионов крайне неоднородной, снижая, тем самым, экономическую активность в целом, и инновационную активность экономических субъектов, в частности, что негативно отражается на их стратегической конкурентоспособности.
Низкая конкурентоспособность российских компаний обусловлена еще и тем, что даже ведущие промышленные предприятия не имеют сегодня стабильной финансовой и научно-технической базы, испытывают проблемы с притоком инноваций и инвестиций в различные сферы. Вследствие этого постоянно увеличивается их технологическое отставание от ведущих зарубежных конкурентов, не осуществляется поиск ниш на рынках высокотехнологичной продукции. Такую ситуацию могла бы кардинально изменить эффективная система институтов, сформированная в процессе институциональной трaнcформации, которая продуцирует среду/условия для протекания социально-экономических процессов. Какие это будут условия - зависит от самой системы, от степени согласованности, скоординированности и целесообразности взаимодействия ее элементов.
Согласно прогнозам, основными направлениями, по которым должна развиваться институциональная среда, по мнению аналитиков, являются: институты поддержки инноваций в сфере услуг, поскольку эта сфера развивается наиболее быстрыми темпами; институты, стимулирующие развитие партнерских отношений в сфере обмена не только идеями, но также методиками, технологиями, опытом, инновационными бизнес-моделями, которые по значимости не уступают технологическим
инновациям.
Реализация стратегии открытых инноваций, основанной на принципах, сформулированных профессором гарвардской школы бизнеса Г. Чезборо, требует развития институтов и бизнеса в указанных направлениях. Речь идет о том, что многие новые продукты высокотехнологичных компаний предназначены сегодня для создания новых сервисов или улучшения качества уже существующих услуг. Анализ зарубежного опыта показывает, что компании из самых разных сфер экономики применяют такие формы открытых инноваций, как, например, сообщества потребителей, которые помогают усовершенствовать продукты и услуги, генерировать новые идеи, собирать и уточнять информацию о рынке. Поэтому конкурентоспособность хозяйствующих субъектов должна поддерживаться не только степенью их собственной ресурсной и менеджерской обеспеченности, а также совокупностью институциональных условий, созданных для обеспечения российским предприятиям лидирующих позиций в региональных, национальных и мировых обменах.
Таким образом, важнейшим условием инновационных преобразований в стране, обеспечения конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности является институциональная трaнcформация, направленная на преодоление высокой степени непрозрачности, неопределенности и неоднородности институциональной среды, недоверия к общественным институтам, институциональной укорененности краткосрочного горизонта управления экономикой, механизмов и инфраструктуры инсайдерского контроля, доминирования «ущербных» инвестиций в устаревшие технологии и т.п.
Список литературы
- Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. - M., 2011. - С. 236-240.
- Чезборо Г.У. Логика «открытых№ инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Росс. ж-л мен. - 2004. - Т. 2, № 4. - С. 67-96.
Статья в формате PDF 101 KB...
28 04 2024 0:33:50
Статья в формате PDF 393 KB...
27 04 2024 10:49:26
Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки. ...
26 04 2024 14:16:45
Статья в формате PDF 105 KB...
25 04 2024 4:43:32
В статье на основе материала «Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охаpaктеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...
24 04 2024 20:18:47
Статья в формате PDF 121 KB...
23 04 2024 23:20:51
Статья в формате PDF 111 KB...
22 04 2024 8:16:48
Статья в формате PDF 363 KB...
21 04 2024 1:30:46
Статья в формате PDF 102 KB...
20 04 2024 9:15:30
Статья в формате PDF 240 KB...
19 04 2024 23:35:38
Статья в формате PDF 106 KB...
18 04 2024 18:47:11
Статья в формате PDF 102 KB...
17 04 2024 22:38:10
Статья в формате PDF 110 KB...
14 04 2024 18:20:22
Статья в формате PDF 129 KB...
13 04 2024 5:58:23
Статья в формате PDF 225 KB...
12 04 2024 13:10:35
Статья в формате PDF 106 KB...
11 04 2024 11:18:45
Статья в формате PDF 193 KB...
10 04 2024 7:47:15
Статья в формате PDF 299 KB...
08 04 2024 18:40:54
Статья в формате PDF 121 KB...
06 04 2024 19:49:31
Статья в формате PDF 116 KB...
05 04 2024 5:32:30
Статья в формате PDF 297 KB...
04 04 2024 5:47:28
Статья в формате PDF 133 KB...
03 04 2024 1:24:30
Статья в формате PDF 106 KB...
02 04 2024 4:44:42
Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это пpaктическая работа поискового хаpaктера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их пpaктических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески. ...
01 04 2024 23:42:17
31 03 2024 22:11:56
Исследована активность каталазы в митохондриях, супернатанте сердца и печени свиней пород крупной белой, кемеровской и ландрас. В эксперименте установлено, что по активности каталазы в митохондриях лучшими являются свиньи кемеровской породы. ...
30 03 2024 7:28:54
Рассмотрена концепция зависимости лесов как ядра биосферы Земли от активности Солнца по числу Вольфа. Принята точка на Земле в виде участка лесистой территории национального парка по лесным пожарам за 2002 год. По датам каждого лесного пожара были учтены: время от зимнего солнцестояния с 21 марта, склонение оси Земли к Солнцу, число Вольфа активности Солнца на день возникновения лесного пожара. Среди влияющих факторов первое место заняло время от зимнего солнцестояния. Второе место – склонение Солнца, а на третье – число Вольфа. Среди зависимых факторов первым стало склонение Солнца, вторым – время от 21.03, а третьим активность Солнца. В итоге параметры Земли первичны. Наиболее опасен интервал числа Вольфа 90 ≤ V ≤ 180 и сильный размах колебания во многом зависит от поведения людей. ...
29 03 2024 9:52:54
Под наблюдением автора было 262 больных острым холециститом. Обсуждаются вопросы адаптации больных к условиям операционного и послеоперационного периодов, которая зависит от окислительно-восстановительных процессов, обусловленных функционированием ферментативных систем, гипоксии тканей, снижения приспособительных реакций, особенно выраженных у лиц старше 50 лет. В контрольной группе (178) больных уже при поступлении в клинику намечалась тенденция к снижению РО2 в подкожно-жировой основе, а в момент операции оно было выраженным и устойчивым, которое держалось в течение 6 дней. Так же на всем протяжении послеоперационного периода у больных наблюдалось уменьшение кислородной емкости крови, концентрации SH-групп в плазме крови, только к моменту выписки эти показатели приближались к норме. Концентрация молочной и пировиноградной кислот крови тоже было повышенным. В исследуемой группе (84) больных, которые получали в комплексном лечении во время операции и послеоперационном периоде ганглиоблокаторы и гепарин, напряжение кислорода во время операции повышалось на 68%, повышение сохранялось 2-3 дня, а к концу 5 дня рО2 было в пределах нормы. Намечалась тенденция увеличения кислородной емкости крови и SH-групп в плазме. Не смотря на то, что при поступлении лактат и пируват были выше контроля, уже в первый день после операции эти показатели были ниже контрольных. Автор делает вывод о том, что применение в комплексном лечении ганглиоблокаторов и гепарина, позволяло улучшать кислородный баланс крови и ткани и, улучшать окислительновосстановительные процессы, адаптацию организма больного к стрессовым условиям, что способствовало снижению процента послеоперационных осложнений и летальности. ...
28 03 2024 4:22:35
Изучено состояние процесса перекисного окисления липидов и антиокислительной системы в различных участках миокарда при его инфаркте у крыс с разной резистентностью к гипоксии. Выявлено что, в норме активность перекисного окисления липидов несколько выше у высокоустойчивых к гипоксии крыс по сравнению с низкоустойчивыми, однако активность антиокислительных ферментов, наоборот, выше у высокоустойчивых крыс. При коронароокклюзии интенсивность перекисного окисления липидов существенно повышается у низкоустойчивых к гипоксии крыс. ...
26 03 2024 15:18:32
Статья в формате PDF 110 KB...
25 03 2024 21:19:28
Статья в формате PDF 182 KB...
24 03 2024 22:45:57
Статья в формате PDF 119 KB...
23 03 2024 17:15:34
Статья в формате PDF 134 KB...
22 03 2024 8:12:34
Статья в формате PDF 116 KB...
20 03 2024 18:26:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::