ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Две проблемы являются предметом анализа представленной работы: как возможен социально-философский анализ инженерной деятельности; и как ценностная система инженера и социальной среды формируются и влияют на инженерную деятельность. Инженерная деятельность по созданию совершенной техники и аномичность постиндустриального общества - противоречие, лежащее в основе современной цивилизации. Решение этих проблем привело к созданию в рамках философии новой социально-ценностной концепции инженерной деятельности.
В представленном исследовании инженерная деятельность осмысливается как социокультурный феномен, рассматриваются ее природа и особенности, носители (субъекты) этой профессии как на стадии формирования специалистов в этой области профессиональных знаний, так и на этапе их функционирования в качестве зрелых специалистов. Изучаются также проблемы, связанные с рисками инженерной деятельности, оценкой и экспертизой, управлением и организацией инженерной деятельности. Анализируются социальные хаpaктеристики данной профессиональной группы, ее место в социальной структуре общества. Такой междисциплинарный и комплексный анализ современной инженерной деятельности явно недостаточно разработан и представлен в имеющейся литературе, а потому является весьма актуальным.
Основные результаты исследования и их научная новизна заключаются в следующем:
1. Проанализированы субстанциальные, сущностные основания техники и инженерной деятельности. Типологизированы существующие концепции инженерной деятельности.
2. Прослежена связь между развитием технико-технологической сферы индустриально развитых обществ, инженерной деятельностью и управлением этой подсистемой. Исследована инженерная деятельность в контексте изменений, происходящих в современном постиндустриальном обществе.
3. Исследована специфика инженерной деятельности. Изучены социально-философские, исторические, социальные, социологические, аксиологические, культурологические, психологические аспекты инженерной деятельности на основе как теоретических источников, так и с помощью эмпирических социологических исследований инженерной деятельности.
4. Артикулирована социально-ценностная концепция инженерной деятельности, специфика которой заключена во включении в познание инженерной деятельности самого субъекта этой деятельности с его системой ценностей, формирующейся в профессиональном учебном заведении; в анализе инженерной деятельности в системе ценностей окружающего социума. Предметное поле философии инженерной деятельности расширено за счет анализа профессионального технического образования и ценностных ориентаций субъекта инженерной деятельности.
5. Собран и проанализирован эмпирический материал, позволяющий проследить процесс формирования ценностных ориентаций будущих инженеров и их трaнcформации. Впервые в анализе социальных и ценностных контекстов инженерной деятельности использован опыт и методы эмпирической социологии. Ценностные трaнcформации в среде будущих инженеров рассмотрены на протяжении 16 лет. Единицами анализа служили одновременно инженерная деятельность, субъект инженерной деятельности, профессиональное техническое образование, современное общество, современные ценностные системы и ценности будущих инженеров. До этого анализировалась инженерная деятельность лишь в рамках философии техники в двух направлениях: этапы развития техники и инженерной деятельности; влияние техники и инженерной деятельности на человека и общество. Социально-ценностная концепция близка последнему направлению исследований. Но ее особенностью является анализ социально-ценностных оснований инженерной деятельности в современном обществе с использованием методологии социальной философии и методов эмпирической социологии. Соединение социально-философской методологии и методов прикладной социологии при анализе деятельности и субъекта деятельности - принципиальная новизна данной работы.
6. В рамках социально-ценностной концепции проведен анализ социально-профессиональной мобильности, поскольку она является важным механизмом общественного воспроизводства исследуемой группы.
7. Проанализирован хаpaктер рисков, которые присущи современной инженерной деятельности.
8. Обоснована социально-философская оценка техники, которая исходит из анализа рисков и, в целом, кризиса техногенной цивилизации. Представлен обобщенный анализ исследований по оценке и экспертизе инженерной деятельности.
9. Проанализирована общественная экспертиза в отношении инженерной деятельности как способ инициации общественных изменений в направлении гражданского общества, способного контролировать развитие технико-технологической подсистемы. Впервые предложено рассматривать оценку и экспертизу инженерной деятельности как социально-ценностную деятельность в процессе организационно-деятельностной игры (ОДИ).
10. Рассмотрены проблемы управления инженерной деятельностью через обновление профессионального образования и анализ ценностных систем с использованием новейших теорий управления.
11. Предложено при решении управленческих задач в сфере инженерной деятельности учитывать отечественный опыт, который накоплен в заводской социологии. Впервые в заводской социологической лаборатории усматривается организационная структура по совмещению профессиональной (технической) и социальной (общественной) оценке инженерной деятельности. Предлагается использовать опыт заводской социологии для оптимизации управления инженерной деятельностью.
Пpaктическое значение исследования заключается в следующем:
1. Выявлена ценностная система мировоззренческих ориентаций будущих инженеров - студентов технического университета. Определена структура и закономерности трaнcформаций ценностных ориентаций студентов современного технического вуза.
2. Проанализирована мотивационная природа профессионального выбора будущих инженеров.
3. Изучен процесс обучения профессии в техническом университете глазами самих обучающихся.
4. Проанализирован механизм передачи ценностей инженерной деятельности от преподавателя к студенту в техническом университете.
5. Определено место социогуманитарного знания в учебном процессе технического вуза.
6. Предложена обобщенная модель современного студента технического университета - будущего инженера.
Статья в формате PDF 106 KB...
08 05 2024 21:57:18
Статья в формате PDF 117 KB...
07 05 2024 17:19:32
Статья в формате PDF 107 KB...
06 05 2024 2:53:29
Статья в формате PDF 106 KB...
05 05 2024 3:45:20
04 05 2024 12:37:32
Изучена активность оксидоредуктаз в митохондриях различных органов свиней трех линий породы СМ-1 новосибирской селекции. Исследована активность цитохромоксидазы, сукцинатдегидрогеназы в митохондриях, супернатанте печении и сердца животных. Анализ всех экспериментальных групп показал, что по изменению ферментативной активности митохондрий лучшими являются свиньи линий Светлого и Совета. Энергию клетке поставляют митохондоии. В состав митохондрий входят цитохромы, в частности, цитохром аа3(цитохромоксидаза), сукцинатдегидрогеназа. Во внутренней митохондриальной мембране приблизительно четвертую часть от общего белка составляют ферменты, которые принимают участие в трaнcпорте электронов и тканевом дыхании: флавопротеиды, цитохромы и ферменты, участвующие в синтезе макроэргов. Остальная часть общего белка внутренней мембраны митохондрий выполняет структурные функции вместе с входящими в ее состав липидами [1]. ...
03 05 2024 17:10:12
Статья в формате PDF 111 KB...
02 05 2024 22:10:18
Статья в формате PDF 134 KB...
01 05 2024 16:28:48
Статья в формате PDF 108 KB...
30 04 2024 23:15:51
Статья в формате PDF 101 KB...
29 04 2024 9:52:16
Статья в формате PDF 111 KB...
28 04 2024 21:38:16
Статья в формате PDF 108 KB...
26 04 2024 20:41:11
Статья в формате PDF 112 KB...
24 04 2024 0:38:11
Статья в формате PDF 123 KB...
23 04 2024 6:58:32
Статья в формате PDF 144 KB...
22 04 2024 0:24:42
На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами ЯГР и РФА доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные хаpaктером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре. ...
21 04 2024 22:48:22
20 04 2024 18:14:48
Статья в формате PDF 158 KB...
17 04 2024 3:35:37
Статья в формате PDF 114 KB...
16 04 2024 7:12:25
Статья в формате PDF 112 KB...
15 04 2024 19:59:40
Статья в формате PDF 122 KB...
14 04 2024 3:56:17
Статья в формате PDF 198 KB...
12 04 2024 2:38:53
Статья в формате PDF 119 KB...
11 04 2024 5:21:48
Статья в формате PDF 131 KB...
10 04 2024 22:10:51
Статья в формате PDF 214 KB...
09 04 2024 18:41:26
Статья в формате PDF 253 KB...
08 04 2024 1:33:47
Статья в формате PDF 116 KB...
07 04 2024 15:55:57
Статья в формате PDF 291 KB...
06 04 2024 17:45:39
Статья в формате PDF 309 KB...
05 04 2024 6:39:11
Статья в формате PDF 101 KB...
03 04 2024 8:26:37
02 04 2024 15:22:24
Статья в формате PDF 112 KB...
01 04 2024 4:43:56
Статья в формате PDF 109 KB...
31 03 2024 9:20:29
Статья в формате PDF 100 KB...
30 03 2024 4:26:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::