Феномен опасного знания
XXI век принес человечеству новое знание о супертехнологиях: информационных, технических биологических, когнитивных, которое несет такое могущество, которым человек никогда прежде не обладал. Возникают новые реалии социокультурной действительности, такие как трaнcгеноз, микрохимеризм, реверс-технологии, позволяющее изменять не только бытие человека, но и саму его природу. Пpaктика применения таких сверхтехнологий ставят перед человечеством новую проблему: может ли знание, лежащее в основе этих технологий, быть опасным и нести новые риски.
Рассмотрению феномена опасного знания, несущему человечеству новые социальные и цивилизационные риски, и посвящена наша статья. В настоящее время в философии и антропологии отмечается радикальный поворот в представлениях о человеческой природе, основаниями которого становятся следующие новации. Во-первых, возможность научно-технологической экспансии в мир человеческих генов, которая изменяет геном, генетику человека. Изменение биологической природы человека создает реальную возможность так называемого расширения человека, перехода его в постчеловека.
Во-вторых, возможность осуществления нанотехнологиями бесконечной замены всех атомов и клеток человека на новые ведет его к бесконечной жизни и бесcмepтию. Но останется ли такая модифицированная система человеком или же станет искусственным существом, клоном или киборгом с искусственным разумом? Останутся ли у него эмоции, и будет ли он духовным и нравственным?
Такой радикальный поворот в представлениях о человеческой природе вызывает опасения и соответственно философско-гуманитарный дискурс по вопросам:
- опасностей проникновения в природу человека и допустимых пределов и рисков такого проникновения;
- мopaльно-этических критериев, позволяющих без риска осуществлять генно-инженерийные и иные вмешательства в природу человека;
- нравственных ценностей, ликвидирующих опасности и риски техногенных знаний о человеке;
- «цены», которую нужно платить за пpaктику техногенного вмешательства в природу человека.
Будем исходить из определения опасности как «объективно существующей возможности негативного воздействия на состояние и жизнедеятельность людей, их общностей и институтов, в результате, которого им может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий их развитию нежелательные динамику или параметры (хаpaктер, темпы, формы и т.д.)» [1].
Опасность хаpaктеризуется как наличие и действие деструктивных и дестабилизирующих факторов (сил) по отношению к какой-либо системе, способных принести ущерб данной системе, вывести ее из строя или полностью уничтожить. Определяющими хаpaктеристиками опасности является ее потенциальность, возможность наступления в будущем, вероятность: либо исчезает, либо реализуется.
Опасность предполагает наличие источников, под которыми понимаются причины, условия и сопутствующих обстоятельств, превращающих разрушительный потенциал опасности в реальную угрозу жизнедеятельности. Выделяют три глобальных источника всех опасностей: природа, человеческое общество и созданная им «вторая природа» - мир техники и технологии. В последнюю группу можно добавить и мир знаний, созданный человеком.
Таким образом, феномен опасного знания включает такое знание, которое несет в себе возможность негативного воздействия на состояние и жизнедеятельность людей, их общностей и институтов.
К проявлениям «опасного знания» относятся научные концепции, которые несут следующие социальные риски:
- техногенных катастроф, обусловленных человеческим фактором;
- создание технологий массового уничтожения;
- юридически несанкционированное использование этих технологий;
- возрастание социальной нестабильности вследствие столкновения следствий и выводов научных теорий с ментальных установками, преобладающими обществе.
Список литературы
1. Бельков О.А., Мирошниченко В.М. Опасность как социальное явление и научное понятие // Проблемы безопасности. Научно-исследовательский центр «Наука-XXI»: №1. 2008. - URL: http://www.nic-nauka.ru/material/2.
Статья в формате PDF 218 KB...
28 04 2024 16:57:34
Статья в формате PDF 130 KB...
27 04 2024 12:10:47
Статья в формате PDF 274 KB...
26 04 2024 2:32:47
Статья в формате PDF 123 KB...
25 04 2024 4:16:27
Статья в формате PDF 208 KB...
24 04 2024 3:57:41
Статья в формате PDF 110 KB...
23 04 2024 18:24:16
Статья в формате PDF 128 KB...
22 04 2024 8:57:33
Статья в формате PDF 141 KB...
19 04 2024 23:33:33
Статья в формате PDF 276 KB...
17 04 2024 14:53:48
В западных предгорьях Алтая скважинами вскрыты погребенные долины, выполненные верхнеолигоцен-нижнемиоценовым аллювием. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и спорово-пыльцевые спектры свидетельствуют об их накоплении, и формировании долин в условиях влажного умеренно теплого климата со среднегодовыми положительными температурами не ниже +3 °С и годовым количеством осадков не менее 800 мм. В это время здесь, в ныне самом засушливом районе Алтая со среднегодовым количеством осадков 200 мм, были развиты ландшафты хвойно-широколиственных и листопадных лесов тургайского типа с участием отдельных теплолюбивых субтропических элементов. ...
16 04 2024 5:55:18
Статья в формате PDF 129 KB...
14 04 2024 21:40:35
Статья в формате PDF 127 KB...
13 04 2024 10:53:44
Статья в формате PDF 131 KB...
12 04 2024 12:16:47
Статья в формате PDF 125 KB...
11 04 2024 14:46:44
Статья в формате PDF 294 KB...
10 04 2024 12:28:40
Статья в формате PDF 111 KB...
09 04 2024 21:11:26
Статья в формате PDF 396 KB...
08 04 2024 11:29:34
Статья в формате PDF 105 KB...
07 04 2024 9:57:21
В связи с разработкой автором «Колебательной модели нейтрального атома» с включением «мирового эфира», в которой понятия «постоянный положительный заряд атомного ядра» и «кулоновское поле» становятся излишними, встает вопрос о новой формулировке Периодического закона. Такая формулировка предлагается в данной статье, где рассматривается также проблема математического выражения Периодического закона. В статье автор использует собственный вариант «Симметричной квантовой Периодической системы нейтральных атомов (СК-ПСА)», адекватный Колебательной модели. ...
05 04 2024 12:32:43
Статья в формате PDF 295 KB...
04 04 2024 13:34:32
Статья в формате PDF 109 KB...
03 04 2024 20:54:11
Статья в формате PDF 105 KB...
02 04 2024 21:58:13
Статья в формате PDF 161 KB...
31 03 2024 7:58:20
Статья в формате PDF 125 KB...
30 03 2024 17:57:17
Статья в формате PDF 103 KB...
29 03 2024 22:55:20
Статья в формате PDF 122 KB...
27 03 2024 6:29:14
Статья в формате PDF 121 KB...
26 03 2024 9:31:22
В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека. ...
25 03 2024 23:29:46
Статья в формате PDF 133 KB...
24 03 2024 15:31:34
Статья в формате PDF 371 KB...
23 03 2024 17:55:26
Статья в формате PDF 116 KB...
22 03 2024 12:21:11
Статья в формате PDF 266 KB...
21 03 2024 16:28:50
В работе исследовалось влияние внутримышечного введения пирацетама на метаболизм коллагена и фосфорно-кальциевый обмен у крыс, подвергавшихся ежедневной тепловой нагрузке по 10 минут в течение 7 суток. Введение ноотропа в дозе 400 мг/кг снижало активность коры надпочечников, ингибировало катаболизм коллагена и стимулировало процессы его синтеза у крыс в условиях тепловой нагрузки, нормализовало уровень кальция в крови. Обсуждаются возможные механизмы действия пирацетама на систему нейро-эндокринной регуляции и состояние костной ткани. ...
20 03 2024 16:50:57
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::