Реклама как инструмент высоких гуманитарных технологий: философское осмысление
Сегодня все прогрессивное человечество стоит на пороге нового технологического скачка, связанного с развитием высоких технологий. Особый интерес среди всей индустрии высоких технологий вызывают высокие гуманитарные технологии. Они разpaбатываются на стыке естественных и общественных наук, с использованием знаний из области формальной теории управления, психологии и физиологии человека, социологии, экономики, политологии. Высокие гуманитарные технологии, создаваемые на основе такого междисциплинарного подхода, будут все шире использоваться в передовых методах и технологиях научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения государственного управления, инновационного и технологического развития. По сути, высокие гуманитарные технологии - это высокие технологии управления в социально-экономических системах. [1]. Одним из инструментов такого управления выступает реклама. Реклама оказывает значительное воздействие на людей и общество в целом, влияя на мышление, поведение, стиль жизни. Главная и определяющая цель рекламы - содействовать реализации товара, идеи, начинания. Реклама оказывает психологическое воздействие на общество. Потому сегодня так важно определить, насколько мощна реклама как инструмент высоких гуманитарных технологий, провести философский анализ этого явления, описать потенциальные положительные и негативные последствия такого воздействия на человека и общество в целом.
Для достижения поставленных целей необходимо рассмотреть отдельно феномены рекламы и высоких гуманитарных технологий, провести параллели и обрисовать их связи.
Сегодня ни для кого не секрет, что в индустрии рекламы широко используются различные психологические приемы, действующие на массовое сознание людей в целом. Это подтверждается рядом исследований, проводимым в этой области. В настоящее время существует огромное количество приемов и методов «отключения» психологической защиты у человека, воспринимающего рекламное сообщение. Начиная с 1960-х годов, реклама стала базироваться на массированных социально-психологических исследованиях, на основе которых и выpaбатывались специальные «поведенческие технологии» [2].
Ту же тенденцию - использование психологических приемов, мы обнаруживаем и в области высоких гуманитарных технологий. К этому выводу привели попытки найти дефиницию термина высокие гуманитарные технологии. Один из разработчиков новой научной дисциплины соционики Букалов А.В. определяет гуманитарные технологии как методы обучения, организацию системного образования, психоинформационную совместимость, психотерапию, глубинный психоанализ [3]. Гуманитарный технолог Ефим Островский дает следующее определение гуманитарных технологий: «Гуманитарные технологии - набор тщательно выверенных и научно обоснованных приемов и специальных техник непрямого воздействия гуманитарных технологов на общество через управление социальным поведением» [4]. Таким образом, высокие гуманитарные технологии - это, прежде всего, построение манипулятивных стратегий, отработка комплекса технологий, направленных на управление социумом.
Находясь на одной грани - манипулирование массами человеческого сознания, две эти индустрии - реклама и высокие гуманитарные технологии вступают в междисциплинарное взаимодействие. Развивая и расширяя комплекс приемов в области гуманитарных технологий, индустрия рекламы пополняет свой базис приемов управления и убеждения.
Таким образом, индустрия рекламы охватывает многие сферы социума - бизнес, финансы, экономику, политику, культуру и др. Обладая такими сверхтехнологичными приемами, реклама имеет двоякую сущность. С одной стороны, она несет в себе потенциальную угрозу для всего общества. Находясь в ведении нечистых на руку людей, реклама может стать инструментом построения общества марионеток, водимого незримым кукловодом, действующим в угоду своим потребностям. С другой же стороны, управление массовым сознанием может иметь и позитивные черты. В качестве примера можно привести охрану окружающей среды, военные действия (избежание паники, подъем боевого духа), сохранение культурного наследия и т.п. Поэтому сегодня очень важно очертить грани дозволенного использования рекламы в качестве инструмента высоких гуманитарных технологий. Любое действие, направленное на управление сознанием человека должно быть, в первую очередь, пронизано гуманными целями. Только гуманное оправдание таких действий, грамотное и ответственное использование рекламы позволит построить нормальное здоровое общество.
Список литературы
1. Шульц В.Л., Цыганов В.В. Модернизация системы национальной безопасности. Модели и механизмы федеральной, региональной, муниципальной и корпоративной безопасности. - М.: Наука, 2010. - 216 с.
2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - URL: http://psyfactor.org.
3. Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI век // Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - №1. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/725.
4. Островский Е. Менеджер смотрит под ноги, а лидер - на горизонт // Top manager, 2000. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/725.
Статья в формате PDF 209 KB...
01 05 2024 8:32:50
Статья в формате PDF 401 KB...
30 04 2024 3:36:58
Статья в формате PDF 108 KB...
29 04 2024 11:44:55
Статья в формате PDF 250 KB...
28 04 2024 8:58:26
Статья в формате PDF 103 KB...
27 04 2024 2:59:16
Статья в формате PDF 121 KB...
26 04 2024 22:26:31
25 04 2024 15:57:27
Статья в формате PDF 105 KB...
23 04 2024 20:38:32
Статья в формате PDF 130 KB...
22 04 2024 11:46:34
Статья в формате PDF 109 KB...
21 04 2024 17:46:34
Статья в формате PDF 259 KB...
19 04 2024 6:22:10
Статья в формате PDF 110 KB...
18 04 2024 10:20:12
Статья в формате PDF 103 KB...
16 04 2024 23:40:38
Статья в формате PDF 104 KB...
15 04 2024 17:16:40
Статья в формате PDF 262 KB...
13 04 2024 9:36:14
Лимфатические узлы морской свинки размещаются вдоль чревной артерии, а также ее ветвей и ряда вен: печеночные – около воротной вены печени, панкреатические и селезеночные – около селезеночной вены. ...
12 04 2024 17:22:57
Статья в формате PDF 122 KB...
11 04 2024 9:35:20
Статья в формате PDF 139 KB...
10 04 2024 14:59:39
Статья в формате PDF 243 KB...
09 04 2024 6:57:47
Статья в формате PDF 117 KB...
08 04 2024 22:12:22
Статья в формате PDF 130 KB...
07 04 2024 6:42:55
Статья в формате PDF 134 KB...
06 04 2024 15:42:51
Статья в формате PDF 204 KB...
05 04 2024 3:58:47
В статье отражен анализ работы котельного агрегата ТП-13/В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...
04 04 2024 17:29:10
Статья в формате PDF 129 KB...
03 04 2024 18:25:58
Статья в формате PDF 110 KB...
01 04 2024 18:19:24
Статья в формате PDF 127 KB...
31 03 2024 22:37:24
Впервые показано, что у крыс с генотипом А2/А2 по локусу TAG 1A DRD2 с повышенной тревожностью имеет место сочетание генотипов N2N2 локуса NcoI DRD2 и АА локуса 256A/G гена SLC6A3, а также увеличение объемных хаpaктеристик базолатеральной группировки миндалевидного комплекса мозга. ...
30 03 2024 15:44:50
Статья в формате PDF 101 KB...
29 03 2024 20:57:47
28 03 2024 1:42:27
Лимфатическая система с момента закладки является частью единой сердечно-сосудистой системы и образуется в эмбриогенезе путем выключения части первичных вен и их притоков с эндотелиальными стенками из кровотока. Неравномерный рост первичного лимфатического русла с эндотелиальными стенками, в т.ч. путем его частичной магистрализации и редукции, лежит в основе морфогенеза вариабельной дефинитивной лимфатической системы у плодов в прямой связи с закладкой лимфатических узлов. ...
26 03 2024 6:54:41
25 03 2024 4:36:49
Данная статья посвящена проблеме эвтаназии, которая рассматривается автором в контексте философско-антропологических воззрений таких представителей русской религиозной философии, как Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин. Согласно их учению, действие, направленное на лишение человека жизни, ведёт к разрушению человеческой природы. Исходя из данной идеи, мы можем рассматривать эвтаназию как действие, ведущее к нарушению человеческой природы врача. ...
24 03 2024 18:53:23
Статья в формате PDF 298 KB...
23 03 2024 20:22:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::