ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Цели обучения - подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. Анализируются целевые ориентации образовательных технологий, классифицированных по направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ.
1. Целевые ориентации современного традиционного обучения: усвоение ЗУН, а не развитие личности. Цель представлена в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения). Массовая школа - «школа знаний», где информированность личности преобладает над ее культурой, а рационально-логическая сторона познания - над чувственно-эмоциональной. Самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель.
Целевые установки педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.
1. Целевые ориентации «Педагогики сотрудничества»: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания. Личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей.
2. Целевые ориентации гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания - самовоспитание.
3. Целевые установки системы Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего человека): нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; преподавание литературы как искусства.
Целевые ориентации педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
1. Целевые ориентации игровых технологий: а) дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в пpaктической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в пpaктической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков; б) воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
в) развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности; г) социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
2. Целевые ориентации технологии проблемного обучения: приобретение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.
3. Целевые ориентации технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов): обучение иноязычному общению с помощью общения; усвоение иноязычной культуры.
4. Целевые ориентации технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов): формирование ЗУН; обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными; ускоренное обучение.
Целевые ориентации педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
1. Целевые ориентации технологии С.Н. Лысенковой: усвоение ЗУН; ориентир на стандарты; успешное обучение всех.
2. Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов): обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.
3. Целевые ориентации культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова): развитие эмоциональной сферы личности; развитие творческих способностей, созидательных качеств личности; воспитание человека высокой гуманитарной культуры; превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры.
4. Целевые ориентации технологии индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков): сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
5. Целевые ориентации технологии программированного обучения: эффективное обучение на основе научно разработанной программы; обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
6. Целевые ориентации коллективного способа обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко): усвоение ЗУН; развитие коммуникативных качеств личности; создание интернациональной трудовой школы.
7. Целевые ориентации групповых технологий: обеспечение активности учебного процесса; достижение высокого уровня усвоения содержания.
8. Целевые ориентации компьютерных технологий обучения: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; дать так много учебного материала, как только можно усвоить; формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Целевые установки педагогических технологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
1. Целевые установки технологии «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов): раннее и всестороннее развитие детей; развитие экологического и диалектического мышления; завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом; переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку; обеспечение высокого культурного уровня выпускников.
2. Целевые ориентации технологии «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов): формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры; обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
3. Целевые ориентации технологии «Укрупнение дидактических единиц - УДЕ» (П.М. Эрдниев): достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся; создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность; вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики.
4. Целевые ориентации технологии «Реализация теории поэтапного формирования умственных действий» (М.Б. Волович): эффективное усвоение программных ЗУН.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Статья в формате PDF 119 KB...
05 05 2024 13:32:42
Статья в формате PDF 272 KB...
04 05 2024 18:41:31
Статья в формате PDF 130 KB...
03 05 2024 6:46:14
Статья в формате PDF 127 KB...
02 05 2024 20:16:59
Статья в формате PDF 134 KB...
01 05 2024 13:59:12
Статья в формате PDF 104 KB...
30 04 2024 1:19:24
Статья в формате PDF 124 KB...
29 04 2024 11:47:14
Статья в формате PDF 100 KB...
28 04 2024 18:56:29
Статья в формате PDF 132 KB...
27 04 2024 10:40:49
Статья в формате PDF 253 KB...
26 04 2024 20:13:55
Статья в формате PDF 120 KB...
25 04 2024 10:19:49
Статья в формате PDF 104 KB...
24 04 2024 12:55:50
23 04 2024 7:26:18
22 04 2024 20:11:31
Статья в формате PDF 103 KB...
21 04 2024 8:41:43
Статья в формате PDF 115 KB...
20 04 2024 12:34:13
Статья в формате PDF 101 KB...
19 04 2024 14:23:40
Статья в формате PDF 133 KB...
18 04 2024 22:49:17
17 04 2024 2:33:15
Статья в формате PDF 123 KB...
16 04 2024 11:27:29
Статья в формате PDF 270 KB...
15 04 2024 5:55:58
Статья в формате PDF 105 KB...
13 04 2024 19:23:44
Статья в формате PDF 133 KB...
11 04 2024 3:21:16
Статья в формате PDF 199 KB...
10 04 2024 1:20:43
Статья в формате PDF 103 KB...
09 04 2024 10:23:47
Статья в формате PDF 121 KB...
08 04 2024 2:36:52
Статья в формате PDF 129 KB...
07 04 2024 11:52:20
Статья в формате PDF 307 KB...
06 04 2024 16:40:16
Статья в формате PDF 107 KB...
05 04 2024 2:43:12
Статья в формате PDF 124 KB...
04 04 2024 22:24:55
Статья в формате PDF 110 KB...
03 04 2024 19:57:32
Статья в формате PDF 138 KB...
02 04 2024 20:37:54
Рассмотрены перспективные площади поисков залежей колчеданов в Орской и Бакайской синклиналях и в Западном Примугоджарье по гидрогеологическим показателям. Купоросные воды - реликтовые спутники сульфидных залежей, видимо широко развиты среди вулканитов девонского рифта Урала. ...
01 04 2024 23:37:51
Рассмотрен процесс выделения бутадиен-стирольного каучука из латекса СКС-30 АРК с использованием в качестве наполнителя льняного и вискозного волокна. Установлено влияние содержания льняного и вискозного волокна различной длины, при различных расходах коагулирующего агента, на полноту выделения каучука из латекса. Определено оптимальное содержание волокна и его длина. ...
31 03 2024 14:38:55
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 12:51:25
Статья в формате PDF 626 KB...
28 03 2024 23:24:19
Статья в формате PDF 325 KB...
27 03 2024 1:29:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::