СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. КАКАЯ ОНА? > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. КАКАЯ ОНА?

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. КАКАЯ ОНА?

Петренко В.М. Статья в формате PDF 121 KB

Наука давно уже вышла из разряда увлечений для узкого круга лиц и стала не просто доступной для широких масс, но производительной силой современного общества. И делят теперь науки на фундаментальные и прикладные. Между прочим, это разделение в известной мере соответствует двум разным определениям слова «наука»: 1) система знаний о природе и обществе (основополагающие знания); 2) обучение или урок, извлекаемый из жизненного опыта (приспособительные знания). Вдумайтесь, насколько очевидна и велика разница между этими знаниями при всей необходимости обеих наук ! Я упростил общеизвестные определения науки, которые можно найти в словарях русского языка. Фундаментальные науки находятся, как правило, в роли золушки, на попечении государства по остаточному принципу финансирования (хорошо еще, если общество разумное и богатое), но чаще в качестве попрошайки-нищенки, либо в роли иждевенки у частных спонсоров. Прикладные науки употрeбляют во благо общества фундаментальные знания, добытые энтузиастами, и, поскольку результаты прикладных исследований очевидно необходимы для общества, то прикладники живут в среднем лучше своих незадачливых коллег. И сколько бы не говорили о необходимости поддержки фундаментальных исследований, еще начиная со времен Советов, но воз и ныне там. В образном сравнении, фундаментальная и прикладная науки - это как искусство и ремесло. Теперь о вузовской науке. Она уже давно по большей части сводится к необходимости защиты диссертации как обязательного шага в карьере каждого преподавателя, значительная часть его небольшой зарплаты определяется наличием научной степени. И неважно, что после защиты диссертации преподаватель очень часто больше даже не соприкасается с наукой. Потом такой организатор учебного процесса и вузовской науки еще и поучает, как следует проводить научные исследования. Определение у диссертации есть: квалификационная работа, показывающая способность соискателя проводить научные исследования - типичное ремесло. Опять же, остепененность вуза во многом предопределяет уровень его финансирования. Но количество, как известно, еще не гарантирует качество. 10 лет назад, на одном федеральном научном форуме глава научного общества вынужден был констатировать: поскольку по материально-технической базе отечественная наука очень (если не катастрофически) отстает от науки Запада, то мы надеялись, что теоретические разработки наших ученых позволят сократить такое отставание. Какое там! А кто будет формулировать эти самые концепции в области фундаментальных медицинских дисциплин? И на основе чего, если нет оборудования, реактивов, лаборантов и т.д., и т.п. Отсюда же проистекает неэффективность подготовки смены научно-педагогических кадров вузов. О качестве знаний абитуриентов многое уже сказано в средствах массовой информации, еще больше не сказано. Пресловутый ЕГЭ, да еще в условиях несопоставимых регионов России - прямой путь в болото. Новоиспеченные студенты ЕГЭ имеют явно неодинаковый исходный уровень знаний, нередко попросту не привыкли учиться (трудиться), о науке с большой буквы и говорить не приходится. Правда, надо отдельно сказать о часто неверном понимании студенческой науки. Наукой призваны заниматься единицы. Поэтому не надо гнаться за 100%-м охватом студенческой среды наукой, как не следует во чтобы-то ни стало обеспечивать полную или почти полную остепененность преподавателей вуза, выполнение диссертаций в установленные 3-5 лет. Указанная цифра должна быть контрольной в других направлениях работы вуза - учебно-исследовательской студентов и учебно-методической преподавателей. Но и здесь не все благополучно, мягко говоря. Выходит, по-прежнему актуальным остается лозунг: лучше меньше да лучше! И что делать? Правители логично решили не распылять скудные средства, выделяемые на вузовскую науку, а сосредоточить в немногих, но наиболее зарекомендовавших себя учреждениях. Не секрет, кто в основном окажется ближе к кормушке. Между тем, вовсе необязательно талантливые ученые (а их единицы в среде научных работников) трудятся именно в этих вузах. Опять же критерии выделения средств зиждятся прежде всего или только на прямом эффекте результатов научных исследований, их непосредственной полезности для общества. И круг замкнулся: фундаментальные науки с протянутой рукой плетутся в хвосте научного обоза. Да и внутри вузов распределение средств очень неравномерное и нет жестких регламентов и должного контроля за этим. К этому следует добавить сохранившуюся с советских времен уравниловку по горизонтали во избежание конфликтов среди сотрудников кафедр, что нынче стало еще актуальнее в силу прогрессирующей неукомплектованности кадрами. И начинать надо с истоков проблемы. То, что наука работает на общество, а ее достижения стали достоянием широких слоев населения, вовсе не означает, что высшее образование должны получать все или многие. А есть ли у них истинная потребность в этом ? А подкрепляется ли такое желание адекватными способностями и прилежанием в учебе ? Еще более жесткими должны быть критерии в отборе научно-педагогических кадров. В этом же направлении пора перестраивать среднюю общеобразовательную школу, которая поставляет абитуриентов в вузы страны. И определяться надо уже после начальной школы: это обязательный этап в просвещении населения, а дальнейшее образование - по способностям и труду учащегося.



О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА Статья в формате PDF 161 KB...

24 04 2024 21:20:20

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУШКИ ЗЕРНА

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУШКИ ЗЕРНА Статья в формате PDF 120 KB...

17 04 2024 3:35:14

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА Статья в формате PDF 763 KB...

13 04 2024 2:48:16

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ КОМПОЗИЦИОННОГО ИНДЕКСА

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ КОМПОЗИЦИОННОГО ИНДЕКСА Уровень жизни и социально-экономические условия жизни – важнейшие хаpaктеристики общества. Статья посвящена анализу дифференциации и динамике этих хаpaктеристик по муниципальным образованиям Саратовской области с использованием метода композиционного индекса. ...

12 04 2024 12:45:15

О ЕСТЕСТВЕННОМ ЗАРАСТАНИИ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРА

О ЕСТЕСТВЕННОМ ЗАРАСТАНИИ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРА Естественное восстановление растительности на нарушенных землях Севера протекает с различной скоростью и зависит от литологического состава грунтов, рельефа, условий увлажнения, специфики нарушений и других факторов. Проведенные исследования, анализ и обобщение опыта восстановления нарушенных территорий Севера свидетельствует о значительной сложности и специфичности рекультивационных работ. К объектам Севера в большинстве случаев не применимы основные положения и приемы в области рекультивации земель, разработанные в целом для России. Разнообразие природных комплексов – от таёжных ландшафтов до лесотундры и арктической тундры, специфика нарушений, обусловленных геологоразведочными, изыскательскими, строительными и добычными работами обусловливает необходимость дифференцированного подхода к каждому объекту рекультивации при решении вопросов восстановления нарушенных земель. ...

11 04 2024 4:49:37

ЖЕЛУДКОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЖЕЛУДКОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья в формате PDF 109 KB...

08 04 2024 13:29:27

ПРОБЛЕМЫ АРАЛЬСКОГО МОРЯ

ПРОБЛЕМЫ АРАЛЬСКОГО МОРЯ Статья в формате PDF 100 KB...

04 04 2024 11:44:22

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА Статья в формате PDF 146 KB...

03 04 2024 19:23:29

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Статья в формате PDF 119 KB...

30 03 2024 11:30:36

БУДУЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

БУДУЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА Статья в формате PDF 141 KB...

29 03 2024 13:58:57

КОМПЕТЕНТНОСТИ – РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

КОМПЕТЕНТНОСТИ – РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в пpaктической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...

28 03 2024 8:40:43

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ТИРЕОИДОЛОГИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ТИРЕОИДОЛОГИИ Статья в формате PDF 93 KB...

27 03 2024 2:22:40

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::