ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В МЕТОДЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СИНТЕЗА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В МЕТОДЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В МЕТОДЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

Чугунов Д.С. Бутенко Л.Н. Статья в формате PDF 140 KB

Как известно основу метода морфологического поиска составляют два этапа: анализ и синтез. На первом этапе производится изучение объекта, оптимальную модель которого мы должны получить. Известно несколько направлений анализа объекта, основными из них являются поэлементный и пофункциональный анализ, то есть когда объект рассматривается в виде составляющих его элементов либо выполняемых им функций.

Далее за этапом анализа, следует этап синтеза, на котором производится собственно расчет обобщенных показателей качества (если это необходимо) и в зависимости от метода, генерация готовых моделей, будь то полный перебор либо перебор после усечения морфологического множества альтернатив.

Теория принятия решения - это набор понятий и систематических методов, позволяющих всесторонне анализировать проблемы принятия решений в условиях неопределенности, возникающих при необходимости сравнений подобный технических систем - альтернатив. Под принятием решений понимается выбор одной альтернативы из полученного или представленного множества альтернатив.

Приведем реализацию метода морфологического синтеза опирающуюся на принципы теории принятия решений.

Первое на что обращает внимание разработчик при поиске оптимальной модели объекта это назначение синтезируемого объекта. После того как выбрано назначение, можно задать различные элементы для каждого из них, так как элементный состав в каждом случае может быть различным.

После определения назначения объекта, вероятно, будет необходимо выяснить его ценовые рамки в зависимости от имеющихся возможностей, и то, на сколько жесткие эти рамки. Самый простой вариант заключается в том, что задается цена и степень ее точности, однако отсюда вытекает следующая проблема: проверку на граничную стоимость модели можно провести только после генерации списка моделей, что снова приводит к огромному перебору альтернатив. А так как известно назначение синтезируемой модели, следовательно, имеется представление о процентной стоимости каждого элемента в назначении, из чего следует, что на основе общей цены модели и процентной стоимости ее элементов можно производить усечение множества альтернатив по ценовому фактору до генерации модели.

На следующем этапе получения модели происходит диалог между экспертом и пользователем. Задачей эксперта является выяснить желания пользователя по отношению к модели синтезируемого объекта. Целью данного этапа является усечение морфологического множества альтернатив на основе ответов пользователя. Для реализации данного метода и некоторых последующих, появляется необходимость введения атрибутов каждого элемента. Соответственно каждый элемент может иметь необходимое для него количество атрибутов, а атрибуты в свою очередь определенные значения. Задаются такие вопросы, на которые даже обычный пользователь может ответить "да" или "нет", а уже в зависимости от его ответов производится усечение ряда альтернатив, не попадающих под его ответы. Что бы организовать систему опроса достаточно сформировать сам вопрос, указать элемент, к которому он относится, атрибут по которому производится отбор, знак сравнения и значение атрибута.

Получается связь морфологический синтез - система опроса, которая ранее не была реализована.

Так же необходимо ввести процедуру, в которой пользователь самостоятельно может составлять условия для усечения морфологического множества. Принцип аналогичен опросу, однако отсутствует само тело вопроса.

Основной проблемой при получении моделей методом морфологического синтеза является проверка моделей на совместимость их элементов.

Идея проверки совместимости элементов очень интересна потому, что множество бессмысленных вариантов, которые могли бы получиться при наличии всего 2-х несовместимых элементов, приводит к затруднениям в обработке результата.

Предлагаем следующий вариант проверки совместимости элементов, который заключается в том, что мы имеем таблицу, в которой указывается пара элементов с соответствующими атрибутами и их значениями. Часто этим атрибутом в техническом решении является тип взаимодействия элементов. Таким образом, если у сгенерированной модели находится пара альтернатив с такими значениями атрибутов, то данная модель удаляется. Указав всего лишь одну несовместимую пару, происходит исключение целого множества несовместимых значений элементов.

В полученной методике поиска оптимального технического решения фигурируют элементы теории принятия решения, такие как выбор критериев и оценка альтернатив в соответствии с этими критериями, усечение морфологического множества в зависимости от мнения эксперта и пользователя, определение необходимых атрибутов элементов и значений этих атрибутов.

Актуальность предлагаемых методов подтверждается тем что, во-первых, все они ведут к уменьшению морфологического множества альтернатив до процесса генерации модели, во-вторых, приводят к тому, что в результате может получиться набор оптимальных моделей, а не наилучших, а это совсем не одно и то же.



ГАНСБУРГСКИЙ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГАНСБУРГСКИЙ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 77 KB...

02 05 2024 1:14:34

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ Статья в формате PDF 145 KB...

30 04 2024 6:35:39

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Статья в формате PDF 214 KB...

29 04 2024 9:38:49

К ТЕОРИИ ВИНТОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ СИЛ

К ТЕОРИИ ВИНТОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ СИЛ Статья в формате PDF 376 KB...

28 04 2024 7:12:21

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...

27 04 2024 11:12:21

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЖИВОТНЫХ

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЖИВОТНЫХ Статья в формате PDF 276 KB...

15 04 2024 3:53:57

К ЕДИНСТВУ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВСЕ-ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

К ЕДИНСТВУ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВСЕ-ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Статья в формате PDF 93 KB...

06 04 2024 10:40:29

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ Статья в формате PDF 254 KB...

29 03 2024 13:10:46

КОСМОЛОГИЯ

КОСМОЛОГИЯ Статья в формате PDF 455 KB...

28 03 2024 5:19:26

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпaнaльной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гумopaльные звенья иммунной системы. ...

27 03 2024 19:10:28

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...

26 03 2024 14:13:47

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::