ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БИЗНЕСА К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЗУЕМЫХ ВУЗОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БИЗНЕСА К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЗУЕМЫХ ВУЗОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БИЗНЕСА К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЗУЕМЫХ ВУЗОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

Куделько А.Р. Статья в формате PDF 126 KB

Одной из основных проблем современного российского профессионального образования является обеспечение соответствия структуры, содержания и качества подготовки специалистов потребностям как отдельных хозяйствующих субъектов, так и рынка труда соответствующей территории в целом. Это определяет необходимость укрепления диалога между образовательным сообществом и сообществами работодателей с целью оптимизации и структуры подготовки кадров, и содержания профессионального образования, представленного как в федеральных государственных образовательных стандартах, так и в реализуемых учреждениями профессионального образования конкретных образовательных программах и обеспечивающего гарантии удовлетворения требований, предъявляемых к специалистам разных уровней квалификации со стороны и работодателей, и образования.

Конструктивность такого диалога на региональном уровне, представляющем конкретную территорию, определена совокупностью рассматриваемых ниже инновационных направлений деятельности Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (КнАГТУ), обеспечивающих удовлетворение требований бизнеса к структуре и содержанию подготовки специалистов в реализуемых вузом образовательных программах.

Здесь следует отметить, что основными потребителями выпускников КнАГТУ являются предприятия и организации Комсомольского-на-Амуре территориально-промышленного комплекса, который обеспечивает более 60 % объемов промышленного производства Хабаровского края и около половины объемов промышленного производства Дальневосточного федерального округа. В городе и на прилегающих территориях работают передовые в соответствующих отраслях высокотехнологичные предприятия и организации авиастроения (ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», Комсомольский-на-Амуре филиал ОАО «ОКБ Сухого»), кораблестроения (ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «Амурская ЭРА» и т.п.), металлургии (ОАО «Амурметалл»), нефтепереработки (ОАО «Роснефть - Комсомольский-на-Амуре нефтепереpaбатывающий завод») и других отраслей экономики, а также структуры малого и среднего бизнеса.

Ориентация большинства хозяйствующих субъектов территории, экономики региона в целом на развитие, повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности производимой продукции, а также совокупность факторов, хаpaктеризующих стратегический потенциал и внешнюю среду территории, ее отдельных компонентов, определяют комплекс требований к кадровому обеспечению бизнеса.

По результатам анализа данных анкетирования представителей работодателей, выпускников университета определены требования к структуре и содержанию подготовки студентов вуза, большинство из которых не зависят или мало зависят от вида реализуемой образовательной программы, а структура требований коррелирует с аналогичными, представленными, например, в [1,2] и других источниках. В качестве основных блоков таких требований являются следующие:

- профессиональная компетентность с конкретными пpaктическими навыками работы;

- коммуникативная компетентность с владением устной и письменной коммуникацией на более, чем одном языке, технологиями и способностями работы в группе (комaнде), технологиями эффективного поведения на рынке труда;

- креативность, наличие способностей к творчеству, новаторству, быстрому восприятию новых знаний, освоению новых навыков, инициативность;

- информационная грамотность, владение информационными технологиями, программными комплексами специального назначения;

- ориентированность на карьеру, развитие, способность к самообучению, наличие второго высшего и/или дополнительного профессионального образования в таких областях, как право, экономика, менеджмент;

- корпоративность, понимание экономических аспектов деятельности корпорации, предприятия.

При этом, представители различных отраслей отдают предпочтение разным хаpaктеристикам выпускников, ряд экспертов указывают на целесообразность наличия у специалистов определенных личностных и других качеств.      Совокупность отдельных направлений инновационной деятельности университета, которая ориентирована на проектирование и реализацию структуры и содержания подготовки студентов, обеспечивающей удовлетворение потребностей бизнеса, представлена в таблице.

Так, для формирования и/или развития профессиональной компетентности, решения проблем адаптации специалистов на рабочем месте, закрепления их на предприятии университетом совместно с работодателями реализуются технологии раннего трудоустройства будущих выпускников, когда отобранные представителями предприятий студенты 4 - 5 курсов трудоустраиваются на соответствующие должности. В результате, наряду с упомянутыми, успешно реализуются задачи повышения эффективности прохождения соответствующих видов пpaктик, курсового проектирования и подготовки выпускных квалификационных работ, когда студентами решаются конкретные проблемы предприятия-работодателя. Обучение студентов в этот период реализуется по индивидуальным, учитывающим требования соответствующих предприятий учебным планам в малых группах. В дальнейшем, после защиты выпускной квалификационной работы при выполнении соответствующих условий уже выпускник университета продолжает работать в корпорации. Представленные технологии реализуются с участием ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина», ОАО «Амурметалл», Комсомольского-на-Амуре филиала «ОКБ Сухого».

Таблица 1. Инновационное обеспечение структуры и содержания подготовки студентов

Требования бизнеса

к выпускнику вуза

Инновации, ориентированные на удовлетворение

 требований бизнеса

Продуктовые инновации

Процессные инновации

-Профессиональная компетентность с конкретными навыками работы

-Креативность

-Индивидуальные планы обучения в малых группах по профилю предприятия

-Раннее трудоустройство на завершающих этапах обучения

-Совмещение учебы с пpaктической деятельностью

-Курсовое и дипломное проектирование, итоговая аттестация на рабочем месте в штате предприятия

-Коммуникативная компетентность

-Курсы общего и профессионального иностранных языков

-Программы дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

-Курсы по технологии эффективного поведения на рынке труда

-Технологии реализации учебного процесса по курсу профессионального иностранного языка

-Итоговая аттестация на иностранном языке

-Проектирование и реализация моделей поведения на рынке труда

-Использование в учебном процессе методов и техник групповой работы студентов

-Креативность, способности к творчеству

-Комплекс ТРИЗ-дисциплин в структуре основных образовательных программ

-Программы дополнительного профессионального на базе комплекса ТРИЗ-дисциплин

-ТРИЗ-технологии при решении учебных и пpaктических задач, курсовом и дипломном проектировании, в НИР студентов

-Информационная грамотность

-Сквозные программы подготовки в области информатики и информационных технологий

-Спецкурсы по освоению специализированных программных комплексов

-Технологии курсового, дипломного проектирования, в целом самостоятельной работы студентов

-Ориентированность на карьеру

-Понимание экономических и других аспектов деятельности корпорации

-Программы дополнительного и второго высшего профессионального образования в областях права, экономики, менеджмента и т.п.

Технологии реализации образовательного процесса

Решение проблемы развития коммуникативной компетентности осуществляется по нескольким направлениям. Так, требование владения выпускником иностранным языком реализуется в двух вариантах. В одном из них рабочими учебными планами ряда образовательных программ на 1 - 2 курсах предусмотрено изучение общего иностранного языка с использованием фрагментов технологии и методического обеспечения, разработанных Томским политехническим университетом, на последующих курсах - профессионального иностранного языка, в том числе с изучением отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин на иностранном языке. В другом варианте студенты имеют возможность параллельно с основной освоить дополнительную профессиональную образовательную программу «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» с присвоением дополнительной квалификации или соответствующую программу второго высшего образования. Владение технологиями эффективного поведения на рынке труда формируется и развивается в процессе освоения таких спецкурсов, как «Технологии эффективного трудоустройства», «Технологии эффективного поведения на рынке труда», «Технологии карьеры» и т.п. Пpaктические навыки студенты получают на ежегодно проводимых университетом ярмарках выпускников, презентациях будущих выпускников конкретных специальностей и других подобных мероприятиях.

Развитие у студентов творческого потенциала, способностей к творчеству, обеспечение владения студентами технологиями творческой деятельности в университете реализуется путем включения в учебные планы большинства реализуемых программ комплекса дисциплин, ориентированных на развитие у студентов творческого потенциала с использованием технологий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технологий) [3,4]. В число таких дисциплин входят «Развитие творческого воображения», «Законы развития технических систем», «Диалектика систем», «Методы творчества», «Технологии творчества», «Методология научного творчества», «Функционально-системный анализ».

Другие инновационные технологии подготовки специалистов, реализуемые университетом и ориентированные на комплексное удовлетворение кадровых потребностей хозяйствующих субъектов региона, представлены в [5,6].

Кроме того, следует отметить, что, учитывая сравнительные продолжительность жизненного цикла продуктов, техники, технологий в настоящее время и тенденции ее уменьшения, а также продолжительность подготовки выпускника вуза, наибольшее внимание вопросам удовлетворения требований бизнеса к структуре и содержанию подготовки выпускника учреждения профессионального образования должно быть уделено на заключительных этапах его обучения и должно реализовываться при тесном и эффективном сотрудничестве с бизнесом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Коршунов С.В. Механизмы и условия привлечения работодателей из наукоемких отраслей к формированию содержания подготовки инженеров. - М.: ФИРО, 2007. - 84 с.
  2. Взаимодействие крупных компаний с вузами: на пути к эффективному партнерству/ Под ред. С.Е.Литовченко. - М., 2006. - 88 с.
  3. Куделько А.Р., Долотов Б.И. Инновационные технологии повышения интеллектуального уровня специалистов - выпускников учреждений профессионального образования // Дальневосточный международный экономический форум. В 8 т. Т. 6. Стимулирование инновационной деятельности как необходимое условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока России: Материалы «круглого стола» - Хабаровск: Правительство Хабаровского края, 2006. - С. 125 - 132.
  4. Berdonosov Victor D., Kudelko Anatoliy R. General issues of teaching TRIZ at university // World conference «TRIZ: Future 2005» (November 16 to 18, 2005, Gras, Austria). - Leykam, 2005. - P. 453 - 466.
  5. Куделько А.Р. Инновационные технологии подготовки специалистов, ориентированные на комплексное удовлетворение кадровых потребностей хозяйствующих субъектов региона // Второй Дальневосточный международный экономический форум. В 9 т. Т. 7. Инновационное развитие как приоритет экономической политики в регионах Дальнего Востока России: Материалы «круглого стола» - Хабаровск: Правительство Хабаровского края, 2007. - С. 125 - 133.
  6. Куделько А.Р., Котляров В.П., Яковлева Т.А., Некрасова М.Г. Система кадрового обеспечения территории в современных экономических условиях: Монография. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - 159 с.


ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ. ...

21 04 2024 6:41:11

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОРТОВ И ЭЛИТ ЯБЛОНИ В АГРОЛАНДШАФТАХ В РАЗНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОРТОВ И ЭЛИТ ЯБЛОНИ В АГРОЛАНДШАФТАХ В РАЗНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА При оценке экономической эффективности культивирования сортов яблони в разных экологических условиях Северного Кавказа важными показателями являются продуктивность и качество продукции. Значительный интерес в этом отношении представляют сорта селекции Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного садоводства: Фестиваль гор, Долинское, Златогор, Лескенское и другие, которые являются аборигенными и конкурентоспособными с культивируемыми в регионе интродуцированными зарубежными и отечественными сортами яблони. ...

20 04 2024 3:18:43

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ Статья в формате PDF 110 KB...

14 04 2024 0:37:27

ДИНАМИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ

ДИНАМИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ В статье дается хаpaктеристика современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Отмечаются изменения в структуре собственности на жилищный фонд, оцениваются тенденции развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, состояние кадров и платежно-расчетной дисциплины в отрасли, освещается политика администрации области в части организационных преобразований системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и обеспечения социальных гарантий для населения. ...

02 04 2024 2:43:37

ИЗУЧЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СОЛИ ЛИТИЯ ЦИТРАТА

ИЗУЧЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СОЛИ ЛИТИЯ ЦИТРАТА Статья в формате PDF 108 KB...

28 03 2024 3:11:18

ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО ГАСТРИТА

ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО ГАСТРИТА Статья в формате PDF 122 KB...

25 03 2024 16:25:46

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

22 03 2024 23:41:10

Технолого-экологическая оценка выемки междупластья по бестрaнcпортной технологии на Кангаласском угольном разрезе

Технолого-экологическая оценка выемки междупластья по бестрaнcпортной технологии на Кангаласском угольном разрезе Изложены результаты технолого-экологической оценки выемки междупластья по бестрaнcпортной технологии на Кангаласском угольном разрезе. ...

20 03 2024 2:33:58

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::