СООТНОШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОМ КОНЦЕПТЕ ЗНАНИЯ
Концепт знания в постнеклассической науке изменяется. В современном знании, для которого хаpaктерна незавершенность, нелинейность, спонтанность, проективность, коммуникативность, диалогичность, актуализируется традиционная проблема соотношения рационального и иррационального. Философская задача состоит в осмыслении конструкта знания на постнеклассическом этапе развития науки в новом контексте: в соотношении с другими понятиями в когнитивной пpaктике постнеклассической науки, в частности, в отношении «рациональное - иррациональное».
Для познания мира используются две эпистемиологических схемы: рациональная и иррациональная. Наука аппеллирует к рациональной схеме. Но нельзя забывать о существования иррационального, которое вносит сам мир и которого столько, «что впору задаться вопросом: да есть ли в нем хоть грань рационального?» [1].
Рассмотрим определения рационального и иррационального.
«В гносеологическом плане рациональное - это логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное знание предмета, нечто «в масштабе разграничивания» (Хайдеггер). В онтологическом - предмет, явление, действие, в основании которых лежит закон, формообразование, правило, порядок, целесообразность» [2]. Рациональное знание выражается рациональными средствами. Оно вербально, понятийно, коммуникативно, потому оно может быть передано другому в рациональной форме.
«Иррациональное имеет два смысла. В первом смысле иррациональное таково, что вполне может быть рационализировано. Пpaктически это есть объект познания, который поначалу предстает как искомое, неизвестное, непознанное. В процессе познания субъект превращает его в понятое, логически выраженное, всеобщее знание. Зачастую это иррациональное в нашей литературе называют нерациональным, но это, в сущности, неполный перевод на русский язык иррационального, где «ир» заменено на «не». Более корректно подобное иррациональное следует обозначить как "еще-не-рациональное"» [3].
Рациональное знание признают и рационалисты, и иррационалисты. Но их отношение к пониманию рационального знания противоположно. «Рационалист убежден, что, получив рациональное знание о предмете, он тем самым познал его подлинную сущность. Иное в иррационализме. Иррационалист заявляет, что рациональное знание не дает и в принципе не может дать знание сущности предмета и мира в целом, оно скользит по поверхности и служит исключительно для целей ориентации человека в окружающей среде. Рациональное знание возможно лишь относительно мира явлений, мир вещей самих по себе ему недоступен. А. Шопенгауэр, продолжая кантовскую мысль, объявил: «познанный мир есть мое представление» [4].
Понятие иррационального имеет и второй смысл, который представляет иррациональное как в принципе непознаваемое никем и никогда. Мир тревожен, загадочен и необъясним: «...нет такого ничтожного глиняного черепка, который бы весь не состоял из необъяснимых свойств» [5].
Но, если иррациональное в первом смысле, как еще-не-рациональное признается и рационализмом, и иррационализмом, то иррациональное во втором смысле признается только иррационализмом, т.к. оно не может быть рационализировано.
Представления о мире, который может быть полностью постигнут и беспредельно улучшен чистым разумом отошли в прошлое. Такой мир похож на добровольно принимаемую ночь, в которой нет ничего, кроме мифов (Анри де Любак).
Перекос в сторону только рационалистического понимания мира не дал человечеству ни полного знания, ни мopaльного удовлетворения. Рациональное знание может исказить представление о мире и вместо истины получится заблуждение, вместо правды - иллюзии. О таких ошибках предупреждает Эдгар Морен, президент ассоциации сложного мышления. Человеческое бытие и сознание имеют как рациональные, так и иррациональные пласты. Причина неприятия иррационального как негативного скорее носит традиционный, нравственный хаpaктер. Рациональное и иррациональное в их взаимозависимости не только не исключают, но и дополняют друг друга. Для философского рассмотрения проблем знания и познания это необходимые и важные категории.
В человеческой жизнедеятельности всегда присутствует рациональное и иррациональное. Это связано с тем, что изучение реальности происходит на основе априорных убеждений, оппозиционных фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия: материалистическое и идеалистическое понимание природы бытия. Они выражаются в оппозиции иррационального и рационального.
Таким образом, «рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его пpaктической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир» [7].
Согласно нашему исследованию, мысль человека, рациональное знание неотделимо от иррационального, включающего компоненты мистики, веры, эмоций, чувств человека. Соответственно мировоззрение человека, состоящее из его взглядов и убеждений, как необходимые компоненты включает мироощущение и мировосприятие, чувства и восприятие, с помощью которых мы ощущаем окружающий мир. Природа человека также напрямую связана не только с рациональностью, мышлением, но и с иррациональными элементами, бессознательными психическими процессами, которые в единстве позволяют познавать и постигать окружающий мир.
Таким образом, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его пpaктической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.
Список литературы
1. Мудрагeй Н.С. Рациональное - иррациональное: взаимодействие и противостояние. - URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ist_tip/04.php.
2. См.: Там же.
3. См.: Там же.
4. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгау- эр А. Полн. собр. соч. Т. I. М., 1910. - С. 131.
6. См.: Там же.
7. Никифоров О.В. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. - URL: http://dushaorthodox.ru/index.php?option = com_content&task = view&id = 77&Itemid = 42.
Статья в формате PDF 134 KB...
26 04 2024 8:12:37
В статье представлен обзор литературы относительно механизмов инактивации свободных радикалов в митохондриях, микросомах клеток и во внеклеточной среде. Сделан акцент на особенностях структуры и функции супероксиддисмутазы, каталазы, церулоплазмина, а также глутатионпероксидазы, подробно представлена хаpaктеристика низкомолекулярных антиоксидантов и механизмов их действия. ...
25 04 2024 18:53:49
Статья в формате PDF 254 KB...
24 04 2024 15:13:54
Статья в формате PDF 314 KB...
21 04 2024 18:32:20
20 04 2024 4:36:59
Статья в формате PDF 348 KB...
19 04 2024 8:41:25
Статья в формате PDF 100 KB...
18 04 2024 17:13:22
Статья в формате PDF 113 KB...
16 04 2024 1:39:56
Статья в формате PDF 179 KB...
14 04 2024 3:39:18
Статья в формате PDF 133 KB...
13 04 2024 23:39:57
Статья в формате PDF 171 KB...
12 04 2024 11:48:10
Статья в формате PDF 203 KB...
11 04 2024 18:22:38
Статья в формате PDF 113 KB...
10 04 2024 2:23:40
Статья в формате PDF 260 KB...
09 04 2024 15:10:29
Статья в формате PDF 134 KB...
07 04 2024 17:59:52
Статья в формате PDF 275 KB...
06 04 2024 8:53:37
В работе изучены социально-гигиенические условия труда и быта военнослужащих региона Средней Волги, оценена информативность и значимость каждого из них в развитии ишемической болезни сердца. ...
04 04 2024 23:44:27
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 9:17:58
Статья в формате PDF 528 KB...
31 03 2024 21:48:12
Статья в формате PDF 133 KB...
30 03 2024 15:10:52
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 6:29:15
Статья в формате PDF 109 KB...
28 03 2024 10:39:52
Статья в формате PDF 109 KB...
27 03 2024 23:48:33
Статья в формате PDF 116 KB...
26 03 2024 8:56:42
Статья в формате PDF 102 KB...
25 03 2024 23:55:58
Статья в формате PDF 119 KB...
24 03 2024 14:42:53
23 03 2024 12:37:54
Статья в формате PDF 254 KB...
22 03 2024 23:51:33
Статья в формате PDF 266 KB...
21 03 2024 18:43:15
Статья в формате PDF 163 KB...
20 03 2024 6:21:22
Статья в формате PDF 104 KB...
18 03 2024 14:27:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::