НАПРАВЛЕННЫЕ СИНТЕЗЫ ФУРАНОВЫХ И ГИДРОФУРАНОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ С РОСТРЕГУЛИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТЬЮ
Важной задачей синтетической органической химии является синтез новых и совершенствование способов получения ранее известных биологически активных веществ. При этом проблема заключается не только в создании определенных структур, но и в их нетоксичности. Известно, что множество веществ с биологической активностью обнаружено среди фурановых и гидрофурановых соединений, диоксоланов, лактонов и азлактонов. Нам представилось перспективным получение соединений, сочетающих в себе несколько таких структурных фрагментов, а также одновременно содержащих разные функциональные группы. При этом был использован многолетний научный опыт КубГТУ в области химии фурановых соединений.
Многовариантное окисление фурфурола и фурана пероксидом водорода позволило создать новые методы синтеза фуранонов 1-3 и диалкоксидигидрофуранов 4 (схема 1). При этом полизамещенный фуранон 3 ранее не был известен. Все эти соединения в большей или меньшей степени проявили ростактивирующее действие и антистрессовую активность на семенах пшеницы. При замачивании в их растворах семян пшеницы наблюдалось увеличение всхожести и энергии прорастания, увеличение массы корневой системы и проростков, устойчивость к водному стрессу.
Особое место в этом ряду занимает гидрофуранон 1. Он является нетоксичным веществом и показывает высокий эффект стимулятора роста и улучшения качества продукции при возделывании овощных, плодовых культур, риса, кукурузы. Гидрофуранон 1 включен в список разрешенных стимуляторов роста для этих культур. Заметная роль этого вещества обнаружена и в прудовом рыбоводстве. Лактон 1 получил применение как лечебно-профилактическое средство против аэромоноза прудовых рыб и одновременно как высокоэффективный стимулятор роста фитопланктона, являющегося естественным кормом для рыб.
Другие синтезированные нами ряды новых рострегуляторов представлены фурансодержащими илиденпроизводными 5, азлактонами 6 и диоксоланами 7-9 (схемы 2 и 3).
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Все эти соединения получены конденсацией фурановых карбонильных соединений соответственно с гидрофураноном 1, гиппуровой кислотой и эпихл opгидрином.
Впервые полученные нами представители 5-9 этих классов соединений при низкой токсичности обладают выраженной рострегулирующей и антистрессовой активностью и перспективны для использования в этих целях.
Таким образом, в результате проведенных исследований разработаны методы синтеза как новых, так и ранее описанных, но труднодоступных соединений, являющихся стимуляторами роста растений.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края, программа "Юг-Агро", проект № 06-03-96642-р_юг_а.
Исследованы показатели окислительно-антиоксидантной системы (содержание малоновогодиальдегида, каталазная и общая антиоксидантная активности) мышечной ткани русского осетра и карпа при свинцовой интоксикации. В мышцах молоди осетра обнаружена активация перекисного окисления липидов и снижение общей антиоксидантной активности. В отличие от осетра у молоди карпаактивация перекисного окисления липидов сопровождается компенсаторным повышением общей антиоксидантной активности и поддержанием достаточно высокого уровня активности каталазы. Повышение активности каталазы осетра при значительной активации ПОЛ может быть связано с выходом фермента из клеточных органелл, вследствие лабилизации клеточных мембран. Полученные данные свидетельствуют о большей толерантности карпа к свинцовой интоксикации, по сравнению с контролем. ...
28 04 2024 23:30:14
Статья в формате PDF 134 KB...
27 04 2024 6:52:58
Статья в формате PDF 215 KB...
26 04 2024 8:43:50
Статья в формате PDF 284 KB...
25 04 2024 15:49:38
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
24 04 2024 4:26:20
Статья в формате PDF 300 KB...
23 04 2024 7:43:48
22 04 2024 14:23:33
Статья в формате PDF 157 KB...
21 04 2024 1:32:25
Статья в формате PDF 157 KB...
20 04 2024 23:49:19
Статья в формате PDF 116 KB...
18 04 2024 12:59:25
Статья в формате PDF 248 KB...
17 04 2024 20:32:31
Статья в формате PDF 219 KB...
16 04 2024 10:28:43
Статья в формате PDF 105 KB...
15 04 2024 10:43:12
Статья в формате PDF 114 KB...
14 04 2024 13:28:54
Статья в формате PDF 106 KB...
13 04 2024 12:30:38
Статья в формате PDF 120 KB...
12 04 2024 17:49:35
Статья в формате PDF 283 KB...
10 04 2024 3:46:31
Статья в формате PDF 254 KB...
09 04 2024 9:29:38
Статья в формате PDF 114 KB...
07 04 2024 6:38:28
Статья в формате PDF 507 KB...
06 04 2024 13:51:13
Статья в формате PDF 117 KB...
05 04 2024 8:55:48
Статья в формате PDF 115 KB...
03 04 2024 8:26:13
Статья в формате PDF 147 KB...
02 04 2024 20:35:34
Обсуждается инвазия адвентивных растений в систему Верхоянского хребта в связи с интенсивностью антропогенного влияния. Поднимаются общие вопросы засорения природных объектов промышленными отходами. ...
01 04 2024 11:17:45
Статья в формате PDF 132 KB...
31 03 2024 8:27:50
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2024 5:25:41
Статья в формате PDF 138 KB...
29 03 2024 2:30:46
Статья в формате PDF 119 KB...
28 03 2024 13:19:42
Статья в формате PDF 136 KB...
27 03 2024 16:24:44
Статья в формате PDF 300 KB...
26 03 2024 6:48:58
Статья в формате PDF 103 KB...
25 03 2024 21:58:37
Статья в формате PDF 152 KB...
24 03 2024 9:40:49
23 03 2024 3:54:32
Статья в формате PDF 143 KB...
22 03 2024 1:53:53
Статья в формате PDF 245 KB...
21 03 2024 12:36:32
Статья в формате PDF 122 KB...
20 03 2024 16:14:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::