ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИ ОПИСАНИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИ ОПИСАНИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИ ОПИСАНИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ

Бескровная Е.В. Гольтяпин В.В. Климов А.И. Мосур Е.Ю. Пахоменко А.Г. Потуданская М.Г. Семиколенова Н.А. Статья в формате PDF 112 KB

При железодефицитной анемии для уточнения хаpaктера биохимических изменений, лежащих в основе заболевания и происходящих в процессе лечения необходимо использовать дополнительно к данным лабораторного и клинического исследования математические статистические методы распознавания и классификации.

При железодефицитной анемии отмечаются типичные изменения параметров, в частности, снижение уровня гемоглобина, изменение цветного показателя, изменение лейкоцитарной формулы, поэтому базовая система показателей включает как специфические для данного заболевания параметры, так и общие клиническозначимые.

Материалы и методы.

Исследование основывалось на анализе параметров, хаpaктеризующих форменные элементы крови для индивидуумов двух групп. Первую группу составляли пpaктически здоровые женщины (87 человек) в возрасте 18-22 лет, не имеющие в анамнезе хронических заболеваний. Вторую группу составляли женщины больные железодефицитной анемией, 18 - 52 года (24 человека).

Общепринятыми клиническими методами определяли параметры: количество лейкоцитов, количество эритроцитов, СОЭ, лейкоцитарная формула. Оригинальным спектрофотометрическим методом [1] с использованием программы HemoSpectr [2] определяли содержание в крови гемоглобина и его основных дериватов - окси-, карбокси- и метгемоглобина.

Для анализа использовались методы многомерной статистики, реализованные в программе "Информационно вычислительная экспертная система - STIR" [3]. Математическая обработка включала в себя:

1) проверку параметров на наличие нормального распределения критерием χ2,

2) проверку достоверности различий между параметрами групп критерием Стьюдента,

3) стандартизацию Y→ Z

Y=(yij) - матрица исходных данных (i = 1,...,m - переменные, j = 1,...,n - индивидуумы), Z = (zij) - матрица стандартизованных исходных данных.

4) построение корреляционной матрицы

R = ZZ´/(n-1) ,

R = (rij) - корреляционная матрица, i,k = 1,...,m, Z´ - трaнcпонированная матрица стандартизованных исходных данных.

5) построение весовых нагрузок итерационным методом главных факторов Z = A·P,

А = (аil) - матрица весовых нагрузок (i = 1,...,m - переменные, l = 1,...,r - факторы)

6) построение факторов Р = А´R-1 Z.

P = (pij) - матрица значений искомых факторов.

7) Наглядное представление полученной информации в виде факторных диаграмм.

Результаты.

Получены факторные структуры для каждой из групп. Для группы здоровых индивидуумов выявлены 6 факторов, для больных железодефицитной анемией - 4 фактора с другим наполнением. Определяющим фактором для второй группы можно считать фактор трaнcпорта кислорода к тканям. Этот фактор формируют такие параметры как: количество эритроцитов, концентрация гемоглобина и процентное содержание оксигемоглобина. Предлагается отслеживать по его изменению степень коррекции патологического состояния при лечении железодефицитной анемии. В изменении факторной структуры нашел отражение и факт изменения скорости оседания эритроцитов при анемии, этот параметр вносит свой вклад в два фактора: 1) в первом случае, вместе с процентным содержанием карбоксигемоглобина; 2) во втором, с количеством метгемоглобина. Это связано с тем, что железодефицитная анемия часто является сопутствующим заболеванием, развевающимся на фоне какого-либо общего заболевания, сочетающегося с патологией внутренних органов.

Типичные факторные диаграммы больных анемией, построенные на основе матрицы весовых нагрузок здоровых индивидуумов, отражают факторы, значения которых существенно выходят за пределы 2-3 дисперсий факторов, определенных для здоровых лиц. Факторные диаграммы имеют хаpaктерные особенности, позволяющие как диагностировать железодефицитную анемию, так и выявлять степень заболевания.

Выводы.

  1. Факторный анализ позволяет отслеживать изменение множественных корреляционных связей между параметрами при анемии, что позволяет уточнить механизмы, лежащие в основе заболевания.
  2. Степень патологических изменений при анемии можно определять путем построения наглядных факторных диаграмм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Семиколенова Н.А., Мосур Е.Ю., Бескровная Е.В., Тютерев А.А. Анализ газового состава крови по спектрам поглощения. Медицинская физика, 2002, № 2 (14), с. 44-46.
  2. Мосур Е.Ю. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ "HemoSpectr" № 2001610571, Омский государственный университет (Россия). 17.05.2001.
  3. Патент на изобретение. RU № 2141247. Выдан 20.11.1999г. Гольтяпин В.В., Потуданская М.Г., Семиколенова Н.А., Терентьев С.А., Яковлев В.М. Способ диагностики функционального состояния кардиосистемы.


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ В статье раскрываются внешние и внутренние условия психического развития обучаемых. Автором проанализирован механизм становления и развития перцептивных элементов в процессе обучения двуязычных учащихся на первом и втором языках. В работе приведены педагогические условия развития мыслительных способностей учащихся-монолингвов, а также выявлены условия эффективного развития мыслительных способностей двуязычных учащихся. ...

19 04 2024 21:48:59

ДЯТЛОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА

ДЯТЛОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 73 KB...

13 04 2024 1:35:21

ЧЕРЕМНЫХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЧЕРЕМНЫХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 81 KB...

09 04 2024 23:55:23

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие)

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие) Статья в формате PDF 137 KB...

30 03 2024 0:15:51

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. КАКАЯ ОНА?

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. КАКАЯ ОНА? Статья в формате PDF 121 KB...

24 03 2024 17:40:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::