КАТЕГОРИЯ "ЗДОРОВЬЕ" КАК БИОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КАТЕГОРИЯ "ЗДОРОВЬЕ" КАК БИОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КАТЕГОРИЯ "ЗДОРОВЬЕ" КАК БИОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Присный А.А. Статья в формате PDF 117 KB Организм человека обладает высокой степенью приспособленности к условиям внешней среды и их изменениям, то есть высокой экологической пластичностью, или экологической валентностью. Количественно она выражается диапазоном изменений среды, в пределах которого представители вида Homo sapiens сохраняют нормальную жизнедеятельность.

Поскольку организм человека обладает широкой экологической валентностью по отношению к комплексу факторов, то вид Человек разумный можно считать эврибионтным. Эврибионтность делает возможным заселение разнообразных мест обитания. Этого состояния невозможно было бы достичь без наличия специализированных механизмов адаптации. Поэтому имеет смысл говорить об отрегулированных динамических процессах приспособления. Оперативные физиологические адаптации организма направлены на сохранение постоянства его внутренней среды и осуществляются поэтапно: сначала происходит нарушение функции, затем поиск устойчивого состояния и, наконец, приспособление. Пределы такой адаптации зависят от многих факторов: наследственности, типа высшей нервной деятельности, образа жизни, состояния здоровья и т. д. Именно состояние здоровья позволяет организму произвольно расширять пределы адаптации. Но что можно считать "здоровьем"?

Здоровье по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. М.Попов и П.Михайлов понимают здоровье как возможность «для полноценного выявления физических, психических и социальных качеств индивида для удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных материальных и духовных потребностей». По мнению академика Ю.П. Лиси-цына, "здоровье - это состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие".

Эти формулировки недостаточно корректны, поскольку отражают статичное состояние организма, которое не может быть реализовано в динамических условиях среды. Кроме того, вызывает нарекание понятие "душевное". Здесь следовало бы говорить о психическом здоровье. Наконец, понятие "благополучие" само по себе относительно.

Среди большого количества существующих определений здоровья немного таких, которые исходят из строгой научной концепции. Исключением может служить подход к состоянию здоровья с позиций о целостности человека в самом себе и с окружающим миром.

Здоровье - это феномен, который достаточно остро определяет специфику современного состояния общества. В ситуации глобальных кризисов и технологических достижений осуществляется сильный прессинг на человека различных факторов, вызывающих психическое напряжение, стрессы и, в результате, увеличение специфических заболеваний.

Представляется возможным хаpaктеризовать "здоровье" как динамически устойчивое состояние готовности организма к качественно и количественно адекватному ответу на факторы внешней среды, определяемое экологической нишей вида. Такая формулировка, с одной стороны, позволяет через адекватность ответа, с учетом знания комплекса генетически детерминированных видовых адаптаций, оценить функциональную полноценность индивида относительно видовой "нормы", а с другой стороны, подчеркивает экологическое содержание термина и позволяет применять его и как биоэкологическую, и как социоэкологическую хаpaктеристику.

Следует отметить, что понятие "экологическая ниша" для вида Человек разумный должно включать и такой компонент как социальная адаптированность, или социальная ниша. Социальная адаптированность индивида может определяться степенью его включенности в производственные отношения, стилем общения в определенной социальной группе, адекватностью реакции человека на реальную ситуацию. К сожалению, зачастую степень социальной включенности (адаптированности) определяется только отсутствием видимых патологических дисгармоний. Но социальный аспект здоровья приобретает для индивида ценность в плане сохранения возможности своей действенности, когда ценность здоровья имеет некий рыночный хаpaктер и обеспечивает определенную личностную представленность человека в обществе.

При этом важно учитывать, что целостную структуру человека как самоорганизующейся системы образуют связи между природно-биологическими, психическими и социальными качествами, объединенными в соответствующие подсистемы. Эти связи многообразны, но одной из системообразующих и обеспечивающих целостность человека является генетическая связь.

Генетическая связь фиксирует последовательность становления человека от природно-биологической до социальной подсистем. Психическая подсистема генетически связана с биологическими качествами человека, так как само ее возникновение, судя по всему, базируется на функционировании нервной системы, достигшей определенного уровня развития и создавшей предпосылки для работы высших психических функций. Возникновение социальной организации и формирование социальных качеств человека также невозможно без определенного уровня развития морфофизиологических хаpaктеристик и психической деятельности

Учитывая все вышесказанное, определение категории "здоровье" может выглядеть следующим образом: здоровье - это динамически устойчивое состояние готовности организма человека к качественно и количественно адекватному ответу на действие факторов внешней среды, определяемое системной биологической, психической и социальной адаптированностью данного индивида.

Безусловно, что предложенное определение не является конечной истиной, и поэтому автор приглашает всех желающих к открытой дискуссии по этому вопросу. Такая дискуссия в настоящее время необходима, прежде всего для совершенствования и упорядочивания подходов к понятиям «здоровье» и «болезнь», что имеет важное значение для оптимизации образовательного процесса по дисциплинам оздоровительной направленности.

Естественно, что четкая формулировка подхода потребует выработки новых парадигм исследования проблемы здоровья, так же, как и сопутствующих проблем, вскрывающих значимые хаpaктеристики здоровья как действенного фактора бытия человека.

Литература:

  1. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: доктрина адаптационного реагирования. - СПб., 1994.
  2. Никитюк Б.А., Мороз В.М., Никитюк Д.Б. Теория и пpaктика интегративной антропологии. - Киев-Винница, 1998.
  3. Попов М., Михайлов П. Здоровье как социальная ценность. В кн.: Философские и социально-генетические аспекты учения о здоровье и болезни. Под ред. Г.И.Царегородцева. - М.: «Медицина», 1975, с.52.
  4. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции. //Мир психологии, 2000, №1, с. 3-11.


К ЗАДАЧЕ О СОЗДАНИИ ПЛАТФОРМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ

К ЗАДАЧЕ О СОЗДАНИИ ПЛАТФОРМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ Статья в формате PDF 505 KB...

02 05 2024 6:22:37

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Статья в формате PDF 207 KB...

01 05 2024 18:58:41

Студенты как телеаудитория

Студенты как телеаудитория Статья в формате PDF 314 KB...

30 04 2024 8:17:45

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Статья в формате PDF 181 KB...

26 04 2024 5:37:15

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ В статье рассмотрена категория «инновация», как экономическое явление, что позволило дополнить отраженные в научной литературе критерии классификации инноваций. Определено, что важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций является повышение эффективности государственных расходов. ...

19 04 2024 15:13:59

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ ПОЧВЫ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК ГОРОДА АСТРАХАНИ

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ ПОЧВЫ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК ГОРОДА АСТРАХАНИ Проведен анализ влияния несанкционированных свалок на почву в городе Астpaxaнь. Для анализа использовались физико-химические, микробиологические исследования и фитотестирование. В результате было определено количество в почве свинца, кадмия, меди, никеля, мышьяка, ртути в валовой форме, содержание бактерий группы кишечной палочки, энтерококков, патогенных бактерий, яиц гельминтов. Результаты фитотестирования определялись по всхожести и длине корня кресс-салата в почвенной вытяжке. Проанализированы полученные результаты и установлено влияние несанкционированных свалок на экосистему городской среды. ...

17 04 2024 15:30:30

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ АСБЕСТОВЫХ РУД

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ АСБЕСТОВЫХ РУД В работе показаны причины возникновения профессиональных заболеваний в результате воздействия на организм человека асбестовой пыли. Клинические проявления и специфические симптомы, вызванные длительным контактом с асбестовой пылью. Рекомендуется новая технология пневмообогащения асбестового минерального сырья на базе ранее разработанных Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН способов и устройств по переработке минерального сырья, содержащего тяжелые минералы и металлы. ...

14 04 2024 1:30:19

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в ФТЛ № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...

08 04 2024 13:21:55

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ Статья в формате PDF 105 KB...

02 04 2024 20:13:29

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Статья в формате PDF 108 KB...

31 03 2024 23:22:11

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::