ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Исследованию проблемы педагогических ценностей и их классификации посвящены работы Н.П. Аникеевой, А.М. Булынина, С.Г. Вершловского, Дж. Хазард, И.Ф. Исаева, Е.И. Казаковой, Л.Х. Магамадовой, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина, Е.Н. Шиянова и др. Так, И.Ф. Исаев (1,63) выстраивает следующую иерархию ценностей:
→ социально-педагогические
→ профессионально-груповые
→ личностно-педагогические.
Первые отражают хаpaктер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и появляются в общественном сознании. Они представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в рамках общества.
Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный хаpaктер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессионально - педагогических группах (школа, лицей, колледж, вуз).
Личностно-педагогические ценности - это аксиологическое «Я» учителя, которое отражает цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие хаpaктеристики личности, составляющие в своей совокупности систему ее профессионально-ценностных ориентаций.
Как видим, данная классификация, описывая порождение, существование и движение педагогических ценностей по вертикали (от общества к социальной группе и дальше к личности), достаточно полно воспроизводит их многомерность - уровни существования. Однако многосторонность ценностей остается нераскрытой. Классификация предложенная Исаевым не отражает конкретные группы и подгруппы ценностей, которые во взаимосвязи с социально-педагогическими и профессионально-групповыми, служат основанием для формирования личностно-педагогических ценностей, аксиологического «Я» учителя.
С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:
1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;
2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;
3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.
Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей (2).
Е.Н. Шиянов (3), положив в основу классификации материальные, духовные и общественные потребности учителя, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, предложил следующее разделение педагогических ценностей:
- ценности, связанные с утверждением личности в социальной и профессиональной среде: общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и т.п.;
- ценности, удовлетворяющие потребность учителя в общении: общение с детьми, коллегами, референтными людьми; переживание детской любви и привязанности; обмен духовными ценностями;
- ценности, связанные с развитием творческой индивидуальности: возможности развития профессионально-творческих способностей; приобщение к мировой культуре; занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование;
- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию: творческий хаpaктер труда учителя, романтичность и увлекательность педагогической профессии;
- ценности, связанные с удовлетворением утилитарно-прагматических потребностей: возможность получения гарантированной государственной службы, оплаты труда и длительность отпуска и т.п. (3).
Н.Ю. Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей:
- ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности: «свобода» в педагогическом процессе; постоянное общение с людьми; подробно расписанный трудовой процесс; гуманистический хаpaктер профессии; постоянное самосовершенствование; знание своего предмета; уважение и благодарность людей; творческий хаpaктер труда;
- ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя: наличие перспективы профессионального роста; продолжение семейных традиций; соответствие профессии склонностям, интересам; желание быть в центре внимания людей;
- ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности: возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их; любовь - взаимоотношение учителя и ученика; возможность передать свое мастерство, знания.
Несмотря на некоторую противоречивость, две последние классификации, на наш взгляд, достаточно полно отражают многосторонность педагогических ценностей. Однако в отличие от предыдущих они не дают реальной теоретической основы для построения процесса формирования ценностных ориентаций.
Подводя промежуточный итог, мы должны отметить, что наиболее приемлемыми для нашего исследования оказались классификации, предложенные С.А. Днепровым, И.В. Дубровиной, И.Ф. Исаевым (1), Н.З. Чавчавадзе, исходившими из положения о том, что ценностные ориентации отражают социальную детерминированную и зафиксированную в психике личности направленность на цели деятельности и средства их достижения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Исаев И.Ф. Теория и пpaктика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. - М., - 1993. - 219 с.
- Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Зб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 5-24.
- Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., Ставрополь, 1991.
Статья в формате PDF 468 KB...
28 04 2024 20:32:59
Статья в формате PDF 110 KB...
27 04 2024 2:34:48
Статья в формате PDF 315 KB...
26 04 2024 6:18:34
Статья в формате PDF 351 KB...
25 04 2024 15:51:25
Статья в формате PDF 125 KB...
24 04 2024 15:38:56
Анализ данных литературы свидетельствует о том, что инициирующими патогенетическими факторами развития гестоза являются недостаточность инвазии трофобласта в стенку матки и неполноценность плацентации, то есть ограничение ее поверхностной плацентарной площадкой. Последнее обусловлено генетически детерминированными факторами, в частности, аномалиями структуры интегринов, приводящими к нарушению инвазии трофобласта в децидуальную оболочку матки, в том числе в маточно-плацентарные артерии. При этом в сосудах плаценты и субплацентарной зоны сохраняются мышечные элементы, реагирующие развитием спазма и ишемии на действие вазопрессорных нервных и гумopaльных влияний. ...
22 04 2024 8:58:15
Статья в формате PDF 130 KB...
21 04 2024 16:16:53
Статья в формате PDF 135 KB...
20 04 2024 9:51:28
В последнее время изыскиваются различные кормовые средства, витаминно-минеральные, биологические и другие препараты, которые бы оказывали благотворное влияние на организм животных. Анализ литературных источников показал, что вопросы влияния органического селена на морфофункциональное состояние организма животных (кроликов) выращиваемых в условиях интенсивных технологий полностью не выяснены, в связи с этим была поставлена цель изучить морфофункциональное состояние печени кроликов при использовании органического селена (Сел-Плекс) в составе гранулированного комбикорма в условиях Северного Зауралья. При топографическом исследовании и макроскопическом осмотре печени мы не выявили внешних различий у исследуемых групп. Изученное нами структурно-функциональное состояние печени в опытной группе кроликов, дает основание предполагать, что введение Сел-Плекс положительно влияет на морфофизиологическое состояние печени, что проявляется выраженным дольчатым строением, сохранность паренхиматозных структур печени. ...
19 04 2024 10:43:38
18 04 2024 6:27:10
Статья в формате PDF 106 KB...
15 04 2024 14:12:41
Статья в формате PDF 290 KB...
14 04 2024 21:41:23
Статья в формате PDF 111 KB...
12 04 2024 0:35:54
Статья в формате PDF 121 KB...
11 04 2024 13:45:35
Статья в формате PDF 164 KB...
10 04 2024 20:38:58
Статья в формате PDF 105 KB...
09 04 2024 14:21:15
Статья в формате PDF 276 KB...
08 04 2024 20:39:31
Статья в формате PDF 111 KB...
07 04 2024 19:49:20
В статье приведен комплексный анализ антропогенного воздействия на природную среду Иркутской области, приводящего к изменению не только количественных, но и качественных хаpaктеристик природной среды как системы. В частности, приведена общая экологическая ситуация, указывающая на значительное загрязнение и качественные изменения во всех компонентах окружающей среды: в почве, атмосферном воздухе, водных ресурсах. Комплексная химическая нагрузка влияет также на медико-демографические показатели здоровья населения. Необходим переход от технократического подхода к технологическому, что позволит избежать дальнейшей деградации природной системы. В качестве универсальной, независимой от экономической ситуации, единицы оценки экологического риска предложено использовать время. Основанная на современных представлениях о времени технология позволит установить границы антропогенного воздействия на природную систему, а так же рассчитать предполагаемый ущерб, наносимый природной системе каким-либо видом воздействия, выявить области с наложением различных типов воздействий, рассчитать совокупный ущерб в границах таких областей, и, следовательно, разработать комплекс превентивных мер для исключения качественных изменений природной среды. ...
06 04 2024 5:21:24
Статья в формате PDF 137 KB...
05 04 2024 22:55:49
04 04 2024 23:51:41
Статья в формате PDF 257 KB...
03 04 2024 22:32:30
Статья в формате PDF 114 KB...
01 04 2024 7:14:38
Статья в формате PDF 103 KB...
31 03 2024 4:17:33
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2024 11:17:14
Статья в формате PDF 103 KB...
29 03 2024 23:31:21
Статья в формате PDF 102 KB...
28 03 2024 8:19:51
Статья в формате PDF 257 KB...
26 03 2024 21:32:26
Статья в формате PDF 140 KB...
25 03 2024 7:26:55
24 03 2024 15:35:13
Статья в формате PDF 266 KB...
23 03 2024 6:48:34
Статья в формате PDF 263 KB...
22 03 2024 11:47:38
21 03 2024 1:15:27
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 1:35:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::