Плата за негативное воздействие на окружающую среду
В процессе реформы экологического законодательства были приняты новые законодательные акты, которые позволяют по-иному взглянуть на систему платежей за природопользование.
Так, принят Налоговый кодекс РФ, предусматривающий экологический налог (ст.13) и налог на добычу полезных ископаемых (глава 26). Кроме этого, 10 января 2002 года принят новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором установлен только один вид платежей, а именно: в главе 4 «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» упоминается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Таким обра
зом, логично предположить, что плата за природные ресурсы, ранее предусмотренная Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в настоящее время всецело регулируется природоресурсным законодательством и в отдельных частях налоговым законодательством. Механизм взимания платы за природные ресурсы не вызывает споров и разногласий в связи с принятием вышеупомянутых актов. Однако относительно платежей за загрязнение окружающей среды возникли определенные сложности.
Давно ведутся споры по поводу правовой природы платежей за негативное воздействие на окружающую среду, носят ли они налоговый хаpaктер, должны ли устанавливаться исключительно налоговым законодательством или же правовое регулирование данного вида платежей должно осуществляться в рамках экологического законодательства. Большинство ученыхправоведов, занимающихся исследованием данной темы, полагают, что платежи за негативное воздействие носят неналоговый хаpaктер. Однако специалисты в сфере финансового права отстаивают противоположную точку зрения. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержит ответа на эти вопросы. Отсутствие легального определения правовой природы платежей за негативное воздействие на окружающую среду позволило оспаривать законность постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в суде.
Определившись с налоговым хаpaктером платежей, Верховный Суд РФ отметил, что система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливается Налоговым кодексом. В силу п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом. Из содержания ст. 17 Налогового кодекса РФ следует, что налог может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления порядок и сроки уплаты налога.
Получается, что в нарушение ст. 17 Налогового кодекса РФ все существенные элементы платы за загрязнение окружающей среды, как налогового платежа установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства.
Кроме этого, отмечает Верховный Суд РФ, рассматриваемое постановление Правительства противоречит и Федеральному закону «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 г. В соответствии с п. 1 статьи 16 названного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие определяются федеральными законами. Следовательно, единственное решение, к которому может привести подобная цепь рассуждений - это незаконный хаpaктер Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Именно это и сделал Верховный Суд РФ в своем решении от 28 марта 2002 года.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассмотрев кассационную жалобу Правительства РФ, не удовлетворила ее и оставила решение суда без изменения. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация, когда платежи за загрязнение окружающей среды могли на абсолютно законных основаниях не вноситься в бюджет.
С доводами Верховного Суда РФ можно было бы согласиться, если бы плата за загрязнение окружающей среды действительно носила налоговый хаpaктер.
Налог - это безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, в отличие от него, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за предоставление субъектам хозяйственной деятельности права производить в пределах установленных нормативов и лимитов выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещать отходы и др. Таким образом, плата имеет возмездный хаpaктер.
Кроме этого, платежи взимаются с предприятий, организаций, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экологического ущерба от такого воздействия. По сути, они носят компенсационный хаpaктер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения хозяйствующими субъектами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду, носит возмездный хаpaктер и взимается на основе дифференцированных нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду с целью возмещения ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Изложенное свидетельствует о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, хаpaктерных для налога.
Учитывая все вышеизложенное, Правительство Российской Федерации, реализуя конституционное полномочие, предоставленное ему статьей 125 (пункт «а» части 2), направило в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В результате проверки, Конституционный Суд РФ определил, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный хаpaктер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором. Следовательно, рассматриваемый акт Правительства сохраняет силу и подлежит применению судами и другими органами и должностными лицами как не противоречащий Конституции РФ. Определение Конституционного Суда РФ является окончательным, не подлежит обжалованию и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, вступило в силу с 25 декабря 2002 года (с момента официального опубликования).
Статья в формате PDF 192 KB...
01 05 2024 15:24:39
Статья в формате PDF 110 KB...
29 04 2024 21:22:49
Статья в формате PDF 119 KB...
27 04 2024 22:24:43
Статья в формате PDF 128 KB...
26 04 2024 17:53:37
Статья в формате PDF 358 KB...
25 04 2024 12:28:50
Статья в формате PDF 116 KB...
24 04 2024 8:36:48
Статья в формате PDF 313 KB...
23 04 2024 18:49:14
Статья в формате PDF 106 KB...
22 04 2024 23:53:57
Статья в формате PDF 113 KB...
21 04 2024 21:57:37
Статья в формате PDF 184 KB...
20 04 2024 13:55:20
В статье рассматривается проблема изучения понятия «политическая дискурсия» в современной лингвистике. Развитие когнитивной парадигмы в лингвистике актуализировало изучение понятия «дикурс», исследование же политической дискурсии даёт возможность исследовать подробнее языковую личность политика. ...
19 04 2024 16:55:46
Статья в формате PDF 136 KB...
18 04 2024 1:39:51
Статья в формате PDF 207 KB...
17 04 2024 19:15:39
Статья в формате PDF 257 KB...
16 04 2024 10:29:53
Статья в формате PDF 376 KB...
15 04 2024 2:10:33
Статья в формате PDF 130 KB...
14 04 2024 14:56:52
В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогeнитaльным xлaмидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогeнитaльным xлaмидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных xлaмидиозом. ...
13 04 2024 22:16:26
Статья в формате PDF 307 KB...
12 04 2024 11:45:12
Статья в формате PDF 252 KB...
10 04 2024 14:56:38
Статья в формате PDF 211 KB...
09 04 2024 12:17:51
Статья в формате PDF 105 KB...
08 04 2024 21:35:48
Статья в формате PDF 133 KB...
07 04 2024 0:18:48
Статья в формате PDF 101 KB...
05 04 2024 4:47:31
Статья в формате PDF 103 KB...
02 04 2024 17:56:15
Статья в формате PDF 244 KB...
01 04 2024 19:42:42
В данной работе сделана попытка изучить механизм действия некоторых аналгезирующих и местных анестезирующих препаратов на нервно-мышечную передачу холоднокровных животных. Были исследованы aнaльгетики наркотического типа и локальные анестетики. Показано, что все исследованные препараты вызывали уменьшение амплитуды спонтанных биопотенциалов концевой пластинки, что указывает на их постсинаптическое воздействие. ...
31 03 2024 19:17:59
Статья в формате PDF 166 KB...
30 03 2024 9:55:36
Статья в формате PDF 142 KB...
29 03 2024 8:41:48
Статья в формате PDF 294 KB...
28 03 2024 2:54:26
Ободочная кишка крысы напоминает растянутую спираль, внедренную в петли тонкой кишки. У человека подобное состояние определяется как поздняя остановка поворота кишечника или мальротация. ...
27 03 2024 6:36:52
26 03 2024 5:40:55
Статья в формате PDF 153 KB...
25 03 2024 4:29:20
Статья в формате PDF 245 KB...
24 03 2024 21:55:14
Статья в формате PDF 219 KB...
23 03 2024 15:21:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::