Мониторинг за состоянием речных систем г. Белгорода
Поэтому актуальным становится экологический мониторинг, позволяющий изучить и оценить изменения водных систем, происходящих под влиянием антропогенного воздействия.
Нами на протяжении ряда лет (1998 - 2003 г.г.) изучалось качество воды в реках Везелка и Северский Донец, протекающих по территории г. Белгорода. В работе были использованы методы органолептики и биоиндикации, позволяющие быстро оценить качественные показатели воды.
Исследования проводились на конкретных участках рек Везелка и Северский Донец. При этом оценивались органолептические показатели воды, температурные хаpaктеристики; видовой состав биоиндикаторных беспозвоночных животных: червей, губок, моллюсков, paкообразных, личинок стрекоз, веснянок, ручейников и некоторые другие параметры.
В ходе исследования было установлено, что в р. Везелке интенсивность запаха на протяжении ряда лет пpaктически не изменяется, и с 1999 года составляет 1 - 2 балла (в 1998 г. этот показатель был 2 - 3 балла). В начале исследований запах имел искусственное происхождение (бензина), а в настоящее время он приобрел более естественный хаpaктер (гнилостнотравяной, а в 2003 г. травяной). Цветность изменилась от желтой до серовато-зеленой (2000 г.) и желтоватой (2003 г.). Мутность снизилась от опалесцирующей до слабо опалесцирующей и почти прозрачной (2003 г.). Улучшение качества воды связано с закрытием пивзавода и очистительными работами в районе водозабора. Однако, наличие стоков канализации и парковой зоны на одном из исследуемых участков, создает постоянный источник загрязнения, о чем свидетельствуют повышенная мутность, пленка искусственного происхождения и твердые бытовые отходы на поверхности воды.
В реке Северский Донец (территория пляжа) качество воды также умеренно загрязненное. Она мутная, опалесцирующая, запах силой 2 - 3 балла естественного хаpaктера, цвет сероватый. Полученные данные не противоречат литературным источникам, согласно которым изучаемые реки относятся к умеренно загрязненным и имеют превышение ПДК по марганцу (Северский Донец - 3,2 и Везелка - 3,6), азоту 1,2 ПДК, меди 3 ПДК, фенолам 2 ПДК, нефтепродуктам 3,8 ПДК и органическим загрязнениям 1,64 ПДК (Везелка).
Оценка состояния воды с помощью биоиндикации показала, что ее показатели удовлетворительные, хотя изменился видовой состав биоиндикаторов. Он стал менее разнообразным (в основном встречаются катушки и лужанки, личинки стрекоз, бокоплавы). В незначительном количестве отмечаются личинки поденок, двустворчатые моллюски. Видовой состав р. Северский Донец богаче в прибрежной зоне. Возможно, обеднение видового состава р. Везелка связан с мероприятиями по очистке реки в связи с ее заболачиванием.
Таким образом, экологическая обстановка изучаемых рек существенно не меняется. Вероятно, это связано, с одной стороны, с интенсификацией промышленности и увеличением сброса городских сточных вод, с другой стороны с мероприятиями по расчистке рек, строительству очистных сооружений, и проводимыми экологическими акциями «Дни реки» в г. Белгороде. Для улучшения качества водных ресурсов города требуются комплексные меры.
Статья в формате PDF 221 KB...
29 04 2024 0:27:20
Статья в формате PDF 133 KB...
28 04 2024 1:39:50
Статья в формате PDF 112 KB...
27 04 2024 8:49:17
Статья в формате PDF 109 KB...
26 04 2024 13:51:30
Статья в формате PDF 108 KB...
25 04 2024 1:44:26
Статья в формате PDF 255 KB...
23 04 2024 20:47:23
Статья в формате PDF 111 KB...
22 04 2024 0:32:47
Статья в формате PDF 128 KB...
21 04 2024 20:56:24
Статья в формате PDF 125 KB...
20 04 2024 19:21:58
Статья в формате PDF 266 KB...
19 04 2024 21:49:55
Статья в формате PDF 109 KB...
18 04 2024 0:34:30
Статья в формате PDF 137 KB...
17 04 2024 18:37:27
В статье рассмотрено понятие «финансовый леверидж» и его влияние на увеличение или уменьшение прибыли и собственного капитала предприятия. ...
15 04 2024 9:24:15
Статья в формате PDF 359 KB...
13 04 2024 16:13:49
Статья в формате PDF 263 KB...
12 04 2024 10:57:35
11 04 2024 13:25:40
Статья в формате PDF 122 KB...
10 04 2024 5:53:51
Статья в формате PDF 119 KB...
09 04 2024 13:47:57
Статья в формате PDF 106 KB...
08 04 2024 8:20:53
Статья в формате PDF 242 KB...
06 04 2024 15:18:31
Статья в формате PDF 110 KB...
05 04 2024 17:11:55
Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это пpaктическая работа поискового хаpaктера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их пpaктических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески. ...
04 04 2024 20:26:22
Статья в формате PDF 115 KB...
03 04 2024 10:18:58
Статья в формате PDF 141 KB...
02 04 2024 13:34:51
Статья в формате PDF 244 KB...
01 04 2024 22:33:36
Статья в формате PDF 117 KB...
31 03 2024 23:28:23
Статья в формате PDF 103 KB...
30 03 2024 0:39:30
Статья в формате PDF 142 KB...
29 03 2024 9:26:18
27 03 2024 16:51:45
Статья в формате PDF 111 KB...
26 03 2024 4:14:56
Статья в формате PDF 112 KB...
25 03 2024 11:34:28
24 03 2024 2:42:48
Статья в формате PDF 114 KB...
23 03 2024 18:14:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::