КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Проблема профессионального развития личности педагога стала предметом многочисленных исследований и отечественных ученых. Обоснованы сущность и классификация профессиональных качеств педагога; рассмотрены особенности развития творческого потенциала педагогов, изучаются вопросы совершенствования педагогического мастерства.
В современных публикациях особое внимание уделяется изучению взаимосвязи профессионального и личностного развития педагогов. Смысловой акцент в этих исследованиях делается на том, что качество воспитательно-образовательного процесса определяется качеством межличностного общения педагога и ребенка, которое в свою очередь зависит от внутриличностных отношений педагога, то есть от его отношения к самому себе. Как отмечает А.Б. Орлов, чтобы оказать влияние на другого человека, необходимо первоначально повлиять на себя, чтобы принять другого, нужно сначала принять самого себя.
Но как показывает опыт подготовки педагогов к профессиональной деятельности, работа по повышению их квалификации без осуществления воздействия на собственное сознание взрослый человек очень часто оказывается неспособным даже к пониманию того, что его влияние на воспитанников (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, жизненной концепцией.
Проблемы личностного развития человека, оптимизации его социально-психологических качеств в своих теоретических истоках связывается с гуманистической психологией. По хаpaктеристике С. Джурарда, «гуманистическая психология может быть определена как попытка открыть человека и его ситуацию ему самому, чтобы он в большей мере осознавал всеми средствами, какие силы влияют на его опыт, и, следовательно, его действия».
Открытие себя как особой реальности, значимой и достойной изучения, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей решения своих проблем - вот основные акценты гуманистического подхода. Представители этой ориентации отказались от манипулятивного подхода к воздействию на человека: стремление к каким-либо изменениям в себе провозглашается результатом только собственного выбора. «У нас нет власти изменить других, пока они сами не захотят измениться» (К. Роджерс). Таким образом, основным объектом преобразования в гуманистической психологии выступает сам человек, вся его активность направляется на познание самого себя, на снятие отчуждения в отношении к себе.
По линии взаимодействия «личность - внутренний мир» основными направлениями личностного роста являются:
- принятие себя и вера в себя;
- открытость внутреннему опыту переживаний, освобождение от защит; понимание себя, адекватное представление о себе, реалистичная и гибкая «Я-концепция», сближение «Я-реального» и «Я-идеального»;
- внутренний локус оценивания - ответственность за себя и независимость от внешних оценок;
- единство и целостность внутреннего мира;
- гибкость, динамичность, способность меняться, «быть в процессе».
Важнейшими направлениями личностного роста по линии взаимодействия «личность-внешний мир» (другие люди) выступают:
дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность;
естественное, гибкое, реалистичное поведение;
принятие и уважение других, конструктивность и социализированность;
творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы.
В качестве отправного момента в теории К. Роджерса выступает признание субъективной свободы. Достижение свободы возможно лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, научится прислушиваться к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнения других, а на собственный опыт. К. Роджерс отмечает: «Чем я больше открыт тому, что происходит во мне и в другом человеке, тем меньше во мне стремления к «фиксированным точкам». Когда я пытаюсь прислушиваться к себе и к тому, что происходит во мне, тем больше я пытаюсь прислушиваться к другим людям и тем больше уважения я испытываю к сложному процессу жизни. Я все менее склонен стремиться к «фиксированным точкам», ставить цели, воздействовать на людей, манипулировать ими и толкать их на путь, по которому, мне кажется, они должны идти».
Эти идеи нашли отражение в педагогической концепции К. Роджерса, в которой центральное место он отводит процессу учения, а не процессу преподавания.
В современных отечественных психологических, педагогических исследованиях изучению взаимосвязи профессионального и личностного развития педагогов также уделяется особое внимание. Одни авторы акцентируют внимание на том, что профессиональное и личностное развитие могут соотноситься у человека по-разному:
- существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;
- полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и «личное» смешивает с «профессиональным»;
- частичная идентификация личности с профессиональной ролью;
- полное включение профессиональных ценностей в личностное прострaнcтво.
Таким образом, отказ от пассивных, информационных, монологических форм обучения, повышения квалификации, переход к активным, проблемным и диалогическим методам освоения педагогического опыта позволяет решить ряд острейших проблем, стоящих перед системой подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Список литературы
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, пpaктики / А.Б. Орлов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1989. - 216 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Роджерс. - М., 1994.
В современных исследованиях в области кардиологии убедительно доказано, что улучшение энергетического метаболизма ишемизированного миокарда открывает перспективы разработки нового подхода к лечению сердечнососудистых заболеваний. В задачи исследования включалось разработать оптимальную модель гипоксии-ишемии-реоксигенации и изучить 10 лекарственных средств в данных условиях. Для оценки степени эффективности фармакологической кардиоцитопротекции в условиях модели гипоксия-ишемияреоксигенация изучались 14 показателей электрокардиографического (ЭКГ) – мониторинга. В качестве наиболее эффективного лекарственного средства при моделирования условий гипоксии-ишемии-реоксигенации обладало кислородтрaнcпортное соединение – эмульсия перфторана. Средней степенью эффективности обладали раствор аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), раствор кокарбоксилазы, раствор магния сульфата, расвор рибоксина, раствор солкосерила, раствор цитохромаС и раствор эссенциале. Низкой степенью эффективности обладали раствор аскорбиновой кислоты и раствор карнитина хлорид. ...
01 05 2024 16:49:30
Статья в формате PDF 102 KB...
29 04 2024 1:30:37
Статья в формате PDF 118 KB...
28 04 2024 19:18:46
Статья в формате PDF 276 KB...
27 04 2024 11:44:22
25 04 2024 23:12:26
24 04 2024 7:37:36
Статья в формате PDF 256 KB...
23 04 2024 10:10:24
Статья в формате PDF 128 KB...
22 04 2024 5:30:25
Статья в формате PDF 109 KB...
21 04 2024 5:43:55
Статья в формате PDF 138 KB...
20 04 2024 5:59:44
Географическое расположение и климатические условия Нижнего Поволжья, неудовлетворительная экологическая обстановка способствует росту заболеваемости мочепoлoвoй системы у населения, проживающего в регионе. Увеличение частоты заболеваемости уратным нефролитиазом диктует необходимость поиска адекватного объема терапии по улучшению качества консервативного лечения этой патологии. Изучение особенностей симптомокомплекса уратного нефролитиаза в разных возрастных группах (25-30; 40-45; 60-70 лет) позволило научно обосновать и разработать пpaктические рекомендации по рациональному и эффективному лечению данного вида мочекаменной болезни у пациентов с учетом их возраста. ...
19 04 2024 17:15:13
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 17:19:12
Статья в формате PDF 215 KB...
17 04 2024 10:35:38
Закономерности изменения различных физико-химических констант органических соединений (А) в гомологических рядах идентичны и могут быть описаны простейшим линейным рекуррентным соотношением А(n+1) = aA(n) + b, связывающим их значения с величинами соответствующих констант для предыдущих гомологов. ...
16 04 2024 18:35:56
Статья в формате PDF 112 KB...
15 04 2024 12:33:14
Статья в формате PDF 280 KB...
14 04 2024 21:47:30
Статья в формате PDF 115 KB...
13 04 2024 16:41:19
12 04 2024 0:47:30
Статья в формате PDF 267 KB...
11 04 2024 16:53:48
Статья в формате PDF 223 KB...
10 04 2024 12:58:53
Статья в формате PDF 127 KB...
09 04 2024 13:42:46
Статья в формате PDF 124 KB...
07 04 2024 12:21:52
Статья в формате PDF 163 KB...
06 04 2024 7:32:20
Статья в формате PDF 250 KB...
05 04 2024 1:42:21
Статья в формате PDF 132 KB...
04 04 2024 10:14:47
03 04 2024 20:35:31
Статья в формате PDF 123 KB...
02 04 2024 1:21:38
Статья в формате PDF 114 KB...
01 04 2024 20:53:20
Статья в формате PDF 590 KB...
31 03 2024 23:54:20
Статья в формате PDF 391 KB...
29 03 2024 14:24:40
Статья в формате PDF 107 KB...
28 03 2024 15:44:21
Статья в формате PDF 138 KB...
27 03 2024 18:52:13
Статья в формате PDF 132 KB...
26 03 2024 20:56:39
Статья в формате PDF 279 KB...
25 03 2024 11:52:42
Статья в формате PDF 103 KB...
24 03 2024 17:43:24
Статья в формате PDF 112 KB...
23 03 2024 9:38:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::