КОРРЕЛЯТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С МАЛОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ
Методы исследования
В обследование вошли 86 мальчика 7-16-летнего возраста с ММД, обучающихся в специализированной (коррекционной) школе-интернат № 41 г. Ростова-на-Дону. Школьники с ММД были разделены на группы по возрастному критерию по классификации ВОЗ (1997): младший школьный возраст, ранняя фаза пубертатного периода и средняя фаза пубертатного периода. Контролем служили пpaктически здоровые мальчики, обучающихся в средней образовательной школе № 29 г. Ростова-на-Дону. Для изучения функциональной недостаточности областей коры больших полушарий использовали модифицированный В. В. Кисовой, И. А. Коневой (2006) метод нейропсихологического тестирования. Для оценки функционального состояния головного мозга детей с ММД использовали методы регистрации суммарной биоэлектрической активности мозга с вычислением ЭЭГ показатель функции внимания (индекс тета/бета) и вызванных потенциалов (зрительных и слуховых) (Гнездицкий, 2003). Регистрация суммарной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), выделение и анализ вызванных потенциалов (ВП) осуществлялись с использованием компьютерного энцефалографа «Энцефалан 131-03» («Медиком МТД», г. Таганрог). ЭЭГ регистрировалась монополярно, по системе «10-20» в 14 отведениях от пяти симметричных областей мозга: лобной, височной, центральной, теменной и затылочной (F3, F4, Fp1, Fp2, T3, T4, C3, C4, P3, P4, O1, O2), а так же от двух сагиттальных точек: центральной и теменной (Cz и Pz). Для выявления достоверности влияния факторов в группах испытуемых использовали унивариантный (ANOVA) и мультивариантный (MANOVA) дисперсионные методы.
Описание результатов исследования
Согласно результатам нейропсихологического обследования у детей с ММД с возрастом происходит снижение проявлений нарушений, хаpaктерных для функциональной незрелости областей коры больших полушарий. Наиболее часто и значимо при ММД встречается незрелость межполушарных комиссур. Необходимо указать на более выраженную незрелость структур правой коры больших полушарий детей и подростков с ММД, что, вероятно, влечет за собой запаздывание созревания областей левого полушария. По мере развития речи у детей с ММД, как и в норме, более значимыми становятся структуры левого полушария, тогда как правое полушарие детей с врожденной энцефалопатией остается функционально недостаточным. Этому, в первую очередь, способствует запаздывание созревания межполушарных комиссур у детей с ММД.
Поскольку дети с ММД страдают дефицитом внимания с гипеpaктивностью, далее был проведен анализ индексов соотношений тета/бета. Установлено, что у мальчиков с ММД значения ЭЭГ индексов внимания значительно выше уровня контроля во всех зонах коры. В 7-10-летнем возрасте у детей с ММД среднее значение соотношения тета/бета в области Сz было на 39 % (р <0,05) выше контроля. Наиболее значимые различия между контрольной и основной группами детей выявлены в затылочных и париетальных областях коры больших полушарий. Средние значения ЭЭГ индекса внимания в области Сz у подростков с ММД выше на 29 % (р <0,05) по сравнению с контролем, а к 14-16 годам - на 99 % (р <0,01). Предположительно, в основе дефицита внимания детей с ММД лежит процесс нарушения произвольного селективного внимания, при изучении которого возникают трудности дифференциации нарушений собственно внимания с сенсорными дефицитами. Поэтому далее было проведено исследование вызванной биоэлектрической активности мозга у детей с ММД.
Согласно результатам анализа межгрупповых различий зрительных ВП фактор «Возраст» достоверно определяет различие показателей латентных периодов (ЛП) компонента Р1 в отведениях F3, Cz и C3, компонента N1 в отведениях F4 и P4, компонента Р2 в отведениях F4, P3, P4 и О2, компонента N2 в отведениях F4, Т4, С4, Cz, Р4 и О2, а компонента Р3 - в отведении F4. В компонентах, связанных с формированием функции внимания (Р2-N2-Р3) сохраняется вза‑имосвязь с фактором «Возраст», что, указывает на важную роль данной области мозга в развитии зрительного внимания. Согласно многофакторному дисперсионному анализу MANOVA, где зависимыми переменными служили значения ЛП зрительных ВП для различных отведений, а фиксированными факторами - «ММД» и «Возраст», а также их взаимодействие «ММД-Возраст», изолированное влияние фактора «ММД» было значимым в отношении показателей ЛП компонента N1 в отведениях F4 и Р4, а также компонента N2 в отведениях Р4 и О2. Таким образом, нарушение биоэлектрических процессов, происходящих в момент формирования компонентов N1 и N2 в отведениях F4-P4-O2, является ведущим механизмом, снижающим показатели зрительного внимания при ММД.
При проведении анализа межгрупповых различий СВП у детей в зависимости от фактора «Возраст» были выявлены достоверные различия показателей ЛП компонента Р1 в отведениях F4, С4, Т3, О2 и О1, компонента N1 в отведениях F3 и F4, компонента Р2 в отведениях F4, Fp2 и Р3, компонента N2 в отведениях F4 и Р3, а компонента N3 в отведениях F4, С3, С4, Т4 и Р3. Согласно многофакторному дисперсионному анализу MANOVA, где зависимыми переменными служили значения ЛП СВП для различных отведений, а фиксированными факторами - «ММД» и «Возраст», а также их взаимодействие «ММД-Возраст», изолированное влияние фактора «ММД» было значимым в отношении показателей ЛП компонента Р2 в отведениях F4 и Р3, а также компонента Р3 в отведениях F4, Т4 и Р3.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Ахутина Т. В. Коррекция функций управления, регуляции и контроля деятельности у детей с когнитивными нарушениями: нейропсихологический подход Выготского-Лурии./В кн.: Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2006. - С. 149-159.
- Безруких М. М., Мачинская Е. В., Крупская Е. В., Семенова О. А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ./В кн.: Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2006. - Т. 10. - № 2. - С. 9-35.
- Гнездицкий В. В. Вызванные потенциалы мозга в клинической пpaктике. - М.: МЕДпрессинформ, 2003. - 264 с.
- Кропотов Ю. Д. Современная диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания (нейрометрика, электромагнитная томография и нейротерапия)./Под ред. Ю. Д. Кропотова./ /СПб.: Элби-СПб, 2005. -148 с.
- Кисова В. В., Конева И. А. Пpaктикум по специальной психологии. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
- Панков М. Н., Подоплекин А. Н., Афанасенкова Н. В. Психофизиологические особенности детей с СДВГ и эмоциональной лабильностью./В кн.: Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2006. - С. 141-148.
Статья в формате PDF 293 KB...
27 04 2024 12:34:18
В статье отражен анализ работы котельного агрегата ТП-13/В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...
26 04 2024 18:52:45
Статья в формате PDF 127 KB...
25 04 2024 4:36:57
Статья в формате PDF 100 KB...
23 04 2024 6:23:58
22 04 2024 9:22:54
С целью уточнения хаpaктера иммунопатологического процесса при псориатической болезни и выяснения аутоиммунного механизма воспаления авторами проведено клинико-иммунологическое обследование 132 больных псориатической болезнью. Комплексное иммунологическое обследование пациентов с определением содержания органоспецифических и органонеспецифических аутоантител к различным тканевым и органным антигенам позволило определить аутоиммунный тип иммунной патологии как один из ведущих механизмов воспаления при данной патологии. ...
21 04 2024 6:39:19
20 04 2024 1:16:53
Статья в формате PDF 105 KB...
18 04 2024 19:25:58
Статья в формате PDF 113 KB...
17 04 2024 1:58:41
Статья в формате PDF 253 KB...
16 04 2024 15:51:45
Статья в формате PDF 112 KB...
15 04 2024 11:23:50
Статья в формате PDF 148 KB...
14 04 2024 9:38:21
В статье дано математическое описание процесса образования градиентных оксидных покрытий в микроплазменном режиме для случая, когда лимитирующей стадией процесса является стадия доставки ионов из раствора электролита к поверхности электрода. Статья может быть полезна исследователям и пpaктикам, изучающим и использующим микроплазменные процессы для получения оксидных и керамических покрытий в растворах электролитов. ...
12 04 2024 0:41:42
Статья в формате PDF 338 KB...
11 04 2024 4:48:26
10 04 2024 2:29:52
Статья в формате PDF 136 KB...
09 04 2024 21:20:17
Статья в формате PDF 219 KB...
08 04 2024 10:27:38
06 04 2024 21:10:47
Статья в формате PDF 106 KB...
05 04 2024 0:18:32
Статья в формате PDF 245 KB...
04 04 2024 16:36:35
Статья в формате PDF 190 KB...
03 04 2024 16:57:53
Статья в формате PDF 269 KB...
02 04 2024 10:31:29
Статья в формате PDF 363 KB...
01 04 2024 6:22:10
Статья в формате PDF 119 KB...
31 03 2024 23:26:34
В работе показано как, используя концептуальный язык «Бинарная Модель Знаний», можно представлять метаданные для публикаций по биологии медицине в Семантическом Вебе. Представление метаданных дается в форме соответствующих онтологий. ...
30 03 2024 14:18:19
Статья в формате PDF 108 KB...
28 03 2024 10:35:11
27 03 2024 8:42:46
26 03 2024 6:22:38
Статья в формате PDF 132 KB...
25 03 2024 13:20:33
24 03 2024 5:19:39
Статья в формате PDF 108 KB...
23 03 2024 18:42:15
Статья в формате PDF 131 KB...
22 03 2024 22:20:53
Статья в формате PDF 124 KB...
21 03 2024 22:49:59
Статья в формате PDF 429 KB...
19 03 2024 8:16:26
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::