АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и в физическом плане. По сути, начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, поскольку связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь происходит на протяжении начальной школы, в сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника хаpaктеризует тяжелый период младшего школьного возраста.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, которые не посещали дошкольные учреждения, пользовались пристальным и индивидуализированным вниманием родителей, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М. Безруких, Л. Божович, А. Венгер, Л. Венгер, С. Ефимова, Н. Луськанова, Р. Овчарова, Д. Эльконин). В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих, которые учатся, хаpaктеризуют следующие личностные свойства:
- неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности;
- инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-пpaктического и словесно-логического мышления.
Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационных и физическом отношении.
Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.
Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, средним и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения.
Цель социально-педагогической деятельности - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Кроме того, рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения:
1. Психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключение внимания, повышению работоспособности.
2. Подвижные игры и игры, которые пробуждают активность ребенка, его сообразительность, ловкость, быстрота реакции, дисциплинируют, объединяют играющих.
3. Игры-драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими стpaxaми, негативными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Таким образом, начало учебы в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном прострaнcтве, где сотрудничество учителя, детей и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех, действующих в нем. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его - высоким.
Список литературы
- Белкін А.С. Ситуація успіху. Як їїстворити? - М., 1991.
- Битянова М.Г. Адаптаціядитинившколі. - М, 1998.
- Битянова М.Г. Організація психологічної роботи в школі. - М., 1997.
- Бугаева Н.Н. Комфорт молодших школярів во світній діяльності // Нач. школа. - 2004. - № 2.
- Гуткін Н.И. Психологічна готовність до школи. - М.: Освіта, 1996.
- Кравцова Е.Е. Психологічні проблеми готовності дітей до навчанняв школі. - М., 1983.
- Мухіна В.С. Дитяча психологія. - М., 1985.
Статья в формате PDF 175 KB...
07 05 2024 13:20:26
Статья в формате PDF 120 KB...
05 05 2024 16:22:12
Статья в формате PDF 108 KB...
03 05 2024 15:58:13
Статья в формате PDF 150 KB...
02 05 2024 0:16:48
Формулируется базовая проблема социально-экономического развития и регулирования процессов на российском Севере – на фоне возрастания геополитического и экономического значения эта специфическая зона хаpaктеризуется нарастанием системных проблем и появлением новых вызовов современности. Значительный опыт исследования перспектив оптимизации управленческих социально-экономических отношений в Институте экономических проблем Кольского НЦ РАН позволил выявить и обосновать два важнейших научных направления: 1) необходимость введения особого направления – «Североведения» – в систему макроэкономических и региональных исследований; 2) необходимость формирования целостной теории прострaнcтвенного развития Севера и Арктики в современном мире. Плодотворному обсуждению этих научных направлений в рамках современных и перспективных проблем была посвящена межрегиональная научно-пpaктическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы», состоявшаяся 14–16 ноября 2012 года в г. Апатиты Мурманской области. Результаты обсуждения приведены в настоящей статье. Делается вывод, что фундаментальная задача современности – необходимость формирования новой парадигмы развития Севера и Арктики с учетом существенных изменений в глобальной расстановке сил последнего двадцатилетия, национальных интересов арктических стран, и. прежде всего, России, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов севера и Арктики, экологических требований и культурно-цивилизационных задач развития. ...
01 05 2024 20:16:55
Статья в формате PDF 105 KB...
30 04 2024 4:58:39
Статья в формате PDF 114 KB...
29 04 2024 5:30:47
Статья в формате PDF 133 KB...
28 04 2024 0:12:31
Статья в формате PDF 130 KB...
27 04 2024 2:31:16
Статья в формате PDF 116 KB...
25 04 2024 18:19:16
Статья в формате PDF 300 KB...
23 04 2024 20:37:37
В работе приводятся данные скрининговых обследований состояния щитовидной железы студентов в возрасте от 16 до 18 лет. При проведении исследований использовались методы экспресс-диагностики, разработанные авторами статьи и на которые получены патенты РФ. На первом этапе обследований проводились прямые измерения длительности коленного рефлекса с помощью электронного рефлексометра; на втором этапе проводилось количественное определение степени увлажненности кожных покровов на приборе с датчиком влажности. Обследования проводились на группе из 246 человек. После статистической обработки данных измерений была проведена их рандомизация с использованием критериев, установленных в ходе клинических испытаний разработанных приборов. Полученные данные представлены в виде гистограмм. В результате проведенных исследований установлен контингент студентов, у которых по полученным данным можно предполагать наличие гипофункции щитовидной железы. Доля таких лиц из числа обследованных составляет порядка 18 %. У незначительной части обследованных были установлены признаки гипертиреоза. Их доля не превышает 5 %. Сравнение данных, полученных двумя разными методами на каждом обследуемом, показал их полную корреляцию в 95 % случаев. Студенты с выявленными отклонениями от нормы были направлены в клинические лаборатории для определения в их крови уровня тиреотропного гормона гипофиза с последующей консультацией эндокринолога. ...
22 04 2024 0:58:10
Статья в формате PDF 243 KB...
20 04 2024 5:19:24
Статья в формате PDF 103 KB...
19 04 2024 7:16:57
16 04 2024 7:37:58
Статья в формате PDF 223 KB...
14 04 2024 20:45:10
Статья в формате PDF 115 KB...
13 04 2024 9:11:12
Статья в формате PDF 322 KB...
12 04 2024 21:37:44
Статья в формате PDF 379 KB...
10 04 2024 16:29:31
Статья в формате PDF 126 KB...
09 04 2024 18:20:42
Статья в формате PDF 113 KB...
07 04 2024 16:16:36
Важнейшим фактором поддержания селенового статуса организма является феномен эндогенного регулирования, который проявляется как в здоровом организме, так и при различных заболеваниях. Клинические исследования гинекологических больных с гнойно-воспалительными заболеваниями позволили установить, что снижение иммунной защиты организма часто сопровождается снижением уровня селена в сыворотке крови. Обследовано 46 больных (18-37 лет). Бактериологическое типирование подтвердило присутствие: Chlamidia trachomonatis; Ureaplasma urealiticum; St. epidermidis; грам (-) флоры; грам (+) флоры; смешанной флоры; E. Colli; дрожжевых клеток; трихомонад. Интервал концентрации селена в сыворотке крови составил 32,0-89,5мкг/л. Средний показатель 64,8 ± 6,3 мкг/л (при норме 115-120 мкг/л). Показатель уровня селена в сыворотке крови доноров г.Пензы составил 81,0 ± 11,7 мкг/л. Была проведена оценка влияния селенодефицита на течение и прогноз эндотоксикоза. Таким образом, авторегулирование антиоксидантного гомеостаза в организме можно рассматривать как функцию иммунитета, а воздействие фармакологических препаратов как один из методов регулирования селенового статуса населения. ...
06 04 2024 14:35:23
Статья в формате PDF 183 KB...
05 04 2024 8:39:34
Статья в формате PDF 138 KB...
02 04 2024 9:22:14
Статья в формате PDF 132 KB...
01 04 2024 19:51:29
Изучены коррелятивные взаимоотношения внутриствольной структуры и деформативно-прочностных свойств срединных, локтевых и седалищных нервов трупов людей обоего пола в возрасте от 21 до 60 лет. Установлено, что на стадии малых деформаций основными структурными компонентами нервов, определяющими их прочность и упругость, являются эластические и коллагеновые волокна соединительнотканных оболочек, преимущественно эпиневрия. Причем роль коллагена с возрастом увеличивается вследствие его накопления и снижения порога компенсации продольных растяжений. При больших деформациях прочность и жесткость нервов детерминируются, преимущественно, нервными волокнами и, в меньшей степени, соединительной тканью оболочек. В момент разрыва, так же как и при пластической деформации, прочность и жесткость нервов определяются в большей степени нервными волокнами и, в меньшей степени, коллагеновыми волокнами эпиневрия и периневрия. ...
31 03 2024 15:56:58
Статья в формате PDF 425 KB...
30 03 2024 14:33:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::