ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (научно-методический сборник)
Научно-методический сборник «Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования» посвящён проблеме формирования предметно ориентированной профессиональной ИКТ-компетентности учителя средней школы или преподавателя вуза, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях информатизации образования. Материалы сборника представлены в рамках трёх тематических разделов: «Философские проблемы информационного общества», «Повышение квалификация учителя-предметника в области ИКТ», «Внедрение ИКТ в учебный процесс». Каждая статья сопровождается аннотацией, а основные термины сборника сведены в глоссарий.
Часть I «Философские проблемы информационного общества» рассматривает вопросы, связанные с формированием нового мировоззрения члeнов информационного общества. Раздел открывается рядом статей общефилософской направленности, в которых обсуждается роль информатики в формировании новой картины мира члeнов современного общества, хаpaктеристики современного информационного общества с точки зрения системного подхода, становление новых концептов - «информационное прострaнcтво» и «информационная среда», Читатели знакомятся с концепцией «отца теории коммуникации», канадского философа и лингвиста Маршалла Маклюэна, положившего начало новому взгляду на роль средств коммуникации в развитии человеческого общества. Обсуждается процесс гуманитаризации информатики, представляющий собой расширение сферы действия технической дисциплины на области решения общечеловеческих задач.
Отмечается, что важную роль в становлении нового мировоззрения учителя играет не только усвоение системы взглядов и концептов информационного общества, но и формирование нового стиля мышления - операционного, влияющего на способы взаимодействия с новыми видами информации и формами информационных ресурсов, рассматривается трaнcформация понятия «коммуникативная компетентность» в информационном обществе.
В материалах Части II «Повышение квалификация учителя-предметника в области ИКТ» обсуждаются нормативно-правовые, психолого-педагогические и методические аспекты, связанные с требованиями к информационной культуре в общей культуре личности и культуре педагогической деятельности учителя-предметника.
Сопоставляются понятия «ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность» в профессиональной деятельности учителя. Анализируются достоинства и недостатки существующей федеральной системы повышения квалификации учителей-предметников в области ИКТ. На основе перечня квалификационных требований предлагаются модели формирования и развития ИКТ-компетентности учителя-предметника, рассматриваются различные подходы, этапы и технологии, а также приводится описание авторской программы профессиональной подготовки учителя-предметника в области ИКТ, в течение четырёх лет проходившей апробацию в системе вузовского и послевузовского образования г. Москвы.
Рассматриваются роли и взаимодействие компонентов системы «Учитель - ученик - компьютер - учебный процесс», возможности оптимизации инновационной деятельности учителя в области информатизации. Особое внимание уделяется решению психологических проблем учителя, связанных с внедрением ИКТ в учебный процесс.
Часть III «Внедрение ИКТ в учебный процесс» представляет материалы, описывающие виды и способы учебного взаимодействия на уроке, во внеклассной работе при организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся с применением ИКТ, а также разнообразные аспекты проблемного обучения в условиях внедрения ИКТ.
Кроме того, в разделе рассматриваются частные методические вопросы, связанные с применением ИКТ в работе учителя: планирование и проведение уроков, создание авторских электронных образовательных ресурсов (электронного портфолио, учебных пособий и контрольно-измерительных материалов), лингвистические и психологические аспекты понимания гипертекста, организация ресурсного медиацентра школы. Ряд материалов посвящён техническим, дидактическим и психолого-педагогическим аспектам работы учителя-предметника с электронным оборудованием нового поколения, а также использованию ресурсов из Единой коллекции ЦОР и сайта ФЦИОР в учебном процессе.
В ряде материалов уделяется внимание анализу опыта работы экспериментальной площадки Центра образования № 1678 «Восточное Дегунино» г. Москвы по организации научно-исследовательских педагогических проектов в профильной школе, направленных на решение проблемы ранней подготовки научных кадров. Приводятся примеры проектно-исследовательских работ, выполненных учащимися старших классов Центра образования № 1678.
***
В научно-методический сборник «Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования» вошли материалы, обобщающие почти десятилетний опыт работы автора по внедрению ИКТ в учебный процесс. Статьи написаны в период с 2005 г. по 2009 г. и опубликованы в различных периодических изданиях: «Информатика и образование», «Народное образование», «Педагогика», «Вестник МГУ», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Вопросы философии», «ИКТ в образовании», «Интернет и образование» и других.
Кроме того, материалы, включённые в сборник, были представлены на общероссийских и международных конференциях, обсуждающих различные вопросы информатизации образования: «Информатизация образования. Школа XXI века», «Применение новых технологий в образовании», «Информационные технологии в образовании», «Телематика», «Интернет и современное общество», «Профессиональное самосознание как аспект педагогической культуры», «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», «Развитие конкуренции на рынке информационных технологий», «Россия и Запад: диалог культур», «Повышение квалификации педагогических кадров в XXI веке: традиции и инновации», «Эффективное внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в учебный процесс», «Инновационные проекты в школьном обучении», «Наука, образование, инновации», «Учебник. Ученик. Учитель», «Образовательная среда сегодня и завтра», «Интеллигенция в мире современных коммуникаций», «Современные информационные технологии», «Информационное обеспечение науки: новые технологии», «Системный анализ и информационные технологии», «Коммуникативные стратегии информационного общества», «Библиотека и чтение в структуре современного образования», «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном прострaнcтве», «Организация научно-исследовательской деятельности школьников», «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях», «Языки в современном мире», «Инновационное школьное образование. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием цифровых образовательных ресурсов», «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации», «Человек в современном образовательном прострaнcтве» и др.
Статья в формате PDF 110 KB...
27 04 2024 10:46:34
Статья в формате PDF 116 KB...
26 04 2024 18:58:11
Статья в формате PDF 294 KB...
25 04 2024 11:38:29
Статья в формате PDF 299 KB...
24 04 2024 15:56:45
Статья в формате PDF 270 KB...
23 04 2024 9:57:24
Статья в формате PDF 111 KB...
22 04 2024 14:15:44
Статья в формате PDF 244 KB...
21 04 2024 9:10:45
Статья в формате PDF 851 KB...
20 04 2024 13:56:14
Статья в формате PDF 126 KB...
19 04 2024 22:36:17
Статья в формате PDF 163 KB...
18 04 2024 18:42:18
Статья в формате PDF 122 KB...
17 04 2024 3:13:58
Статья в формате PDF 236 KB...
16 04 2024 18:48:47
Статья в формате PDF 139 KB...
15 04 2024 21:53:17
Статья в формате PDF 295 KB...
14 04 2024 11:12:57
13 04 2024 5:16:28
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 9:54:59
Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...
11 04 2024 8:25:46
Статья в формате PDF 114 KB...
08 04 2024 18:41:36
Статья в формате PDF 122 KB...
07 04 2024 4:53:39
Статья в формате PDF 106 KB...
06 04 2024 14:12:33
Статья в формате PDF 114 KB...
05 04 2024 11:37:53
Статья в формате PDF 232 KB...
03 04 2024 15:41:26
01 04 2024 2:48:27
Статья в формате PDF 106 KB...
30 03 2024 14:28:41
Статья в формате PDF 120 KB...
28 03 2024 12:23:57
Статья в формате PDF 264 KB...
27 03 2024 19:50:37
Статья в формате PDF 118 KB...
25 03 2024 1:12:56
Статья в формате PDF 313 KB...
24 03 2024 23:33:48
Статья в формате PDF 384 KB...
23 03 2024 9:15:26
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 14:27:54
Статья в формате PDF 126 KB...
21 03 2024 15:39:31
Статья в формате PDF 104 KB...
20 03 2024 10:30:11
Статья в формате PDF 3150 KB...
19 03 2024 23:46:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::