САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ахметова Ю.А. Кузьмин С.Ю. Мустафина Д.А. Статья в формате PDF 257 KB

Одной из приоритетных задач высшей школы является подготовка специалистов высокой квалификации, удовлетворяющей требованиям российских и зарубежных производств. Потребность в выпускниках технических вузов определяется, прежде всего, загруженностью промышленного производства в регионе. Не всегда высшие учебные заведения могут полностью удовлетворять запросы производства в инженерных кадрах. Чаще всего это происходит из-за отсутствия квалифицированного профессорско-преподавательского состава и инновационных лабораторий, удовлетворяющих современным требованиям производств. Привычной стала ситуация перенасыщения рынка труда одной специальностью и дефицита другой, выпускникам приходится устраиваться на так называемую «родственную» специальность и самостоятельно овладевать профессией. Поэтому, система подготовки выпускников технических учебных заведений должна ориентироваться на получение мобильных знаний, которые помогут самостоятельно, быстро и качественно приобретать и использовать новые научные сведения, что позволит успешно реализоваться в профессиональной деятельности.

Проблеме обучения самостоятельной работе студентов и её организации посвятили свои работы исследователи Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др., рассматривая общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, логические, методические и другие аспекты этой деятельности. Вопросы развития творческой самостоятельности раскрыты в исследованиях В.В. Дрозиной, А.В. Кирьяковой, В.А. Беликова, В.В. Давыдова, В.И. Андреева и др.

Самостоятельная работа студентов является обязательной формой учебной деятельности для каждого студента, и определяется рабочими учебными планами по специальностям по каждому из циклов дисциплин. Новые государственные образовательные стандарты предусматривают значительное сокращение аудиторного времени на изучение дисциплин, поэтому самостоятельной работе студентов в системе высшего образования уделяется большое внимание (в нормативных документах указывается, что 50% учебного времени студент должен заниматься самостоятельно).

Несмотря на то, что по программе уделяется достаточно много времени на самостоятельную работу, это не дает ожидаемых результатов по следующим причинам: содержание самостоятельной работы, реализуемое разными преподавателями в рамках читаемых курсов, не связано напрямую с новыми целями формирования компетенции; в настоящее время самостоятельная работа в силу своей недостаточной целенаправленности, слабого контроля, недостаточной дифференциации и вариативности не может обеспечить качественную реализацию поставленных перед ней задач; значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще, либо выполняется формально, либо просто списывается с различных доступных источников [1].

Большую роль в организации самостоятельной работы студентов играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты (обучающие программы с тестирующими системами, с информационными базами данных), позволяющие существенным образом влиять на процесс обучения, помогая в усвоении нового материала и ускорении вычислений. Однако «злоупотрeбление» информационными технологиями в гонке за скоростью выполнения работы и экономия аудиторных часов может привести к тому, что студент может разучиться работать в коллективе, а умение работать в комaнде ценно в профессиональной деятельности.

Чтобы сформировать навыки самостоятельной деятельности у студентов нужно, прежде всего, научить их приемам мышления и выработать стремление к поисковому познанию. Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе и развивает самостоятельную творческую деятельность, которая сильно стимулирует приобретение и закрепление знаний. Не надо забывать о том, что перед студентом надо ставить выполнимые задачи и «адекватно» оценивать его работу (некоторые преподаватели искусственно занижают баллы пологая, что таким образом стимулируют успешную учебную деятельность). Непосильные задачи, постоянные «поражения» приводят к противоположному результату. Самостоятельная работа студента приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, выpaбатывает навыки принятия решений.

Применение учебной информации, добытой студентом самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня пассивного потрeбления информации на уровень активного ее преобразования, а в идеале - на уровень самостоятельной постановки учебной задачи, выдвижения гипотезы для ее решения, проверки ее правильности и формулирования выводов [2].

В стремлении создать поколение специалистов, ориентированных на непрерывное обучение в течение всей жизни, возрастает роль самостоятельной образовательной деятельности студентов. Еще А. Дистepвег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Самостоятельная образовательная деятельность студентов - это моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств.

Формирование профессиональных качеств будущих специалистов во многом определяется отношением самих студентов к самостоятельной работе. Пассивный подход, при котором студенты считают, что весь материал дается преподавателем на лекционных и семинарских занятиях, приводит к минимилизации возможностей в будущей успешной профессиональной деятельности и снижению качества обучения. Также неверно отождествлять самостоятельную работу с «отработками», фактически нацеленными не на получение новых знаний, а на закрепление пройденного материала. Наибольший эффект достигается тогда, когда студент постоянно работает над собой. Самостоятельную работу студента можно считать одним из основных факторов профессионально-личностного развития будущего специалиста.

Список литературы

  1. Еровенко В.А. Тест Тьюринга и компьютерная поддержка математического образования / В.А. Еровенко, О.В. Тимохович // Адукацыя i выхаванне. - 2004. - №3. - С. 32.
  2. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник ТГПУ. - 2010. - №1. - С. 123-126.


ИНЖЕНЕР НА РЫНКЕ ТРУДА

ИНЖЕНЕР НА РЫНКЕ ТРУДА Статья в формате PDF 242 KB...

13 04 2024 8:35:21

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ Статья в формате PDF 250 KB...

12 04 2024 18:31:32

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...

03 04 2024 22:12:31

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Статья в формате PDF 214 KB...

30 03 2024 2:13:53

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Статья в формате PDF 101 KB...

26 03 2024 8:50:37

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЕДИНЕНИЙ МАРГАНЦА

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЕДИНЕНИЙ МАРГАНЦА Статья в формате PDF 251 KB...

22 03 2024 13:13:58

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::