ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В целостной системе обучения математике тестовая технология ЕГЭ внутренне противоречива:
- тестовое измерение учебных достижений осуществляется в условиях функционирования классических содержания и методов обучения, что противоречит условиям функционирования методической системы (А.П.Пышкало);
- организационные формы проведения тестирования, обработки и анализа результатов лишь внешне закрывают весьма приближенные подсчеты валидности, надежности используемых тестов и как результат- объективности оценок сформированности соответствующих видов деятельности учащихся;
- основополагающая задача обучения учащихся математике - развитие логического (содержательного и формального) мышления - выступает не объектом измерения, а лишь фоном выполнения учащимися заданий вычислительного хаpaктера.
В общеметодическом плане становления тестовых технологий вообще и ЕГЭ в частности в качестве исходной выступает проблема целей: обоснованное изменение методической системы включением тестовых форм измерения учебных достижений учащихся не может происходить без технологизации целей (В.П.Беспалько)
С позиции деятельной теории учения основным методом технологизации целей обучения является классификация учебных действий учащихся, видов деятельности, целостной системы видов и форм учебной деятельности (Н.Ф.Талызина). Однако целенаправленное формирование деятельности учащихся средствами содержания конкретной учебной дисциплины не охватывает всей системы целей, поскольку с обучением неразрывно связаны, планируются и реализуются с различной полнотой закономерные и индивидуальные процессы развития. Для технологии тестирования наиболее важны следующие особенности развивающих целей:
- развитие личности опосредовано соответствующими видами деятельности, методы измерения развивающих целей - косвенные, проективные;
- измерению средствами тестовой технологии подлежат как компоненты внутренней мыслительной деятельности (обобщение, классификация, аналогия), так и обобщенные способы деятельности, доводимые в процессе интериоризации до сокращенных актов мысли (В.В.Давыдов).
Значит, измерению в учебном процессе подлежат и уровни сформированности учебной деятельности и уровни развития внутренних психических процессов. Иерархия целей деятельности, включающих компоненты развития, в своей целостности, взаимной связи образуют содержательно-психологический конструкт (А.Анастази).
Содержательно- психологический конструкт деятельности учащихся, связанной с содержанием конкретной учебной дисциплины (раздела), выступает технологической основой диагностируемого целеполагания лишь при условии реализации двух взаимосвязанных задач:
- однозначного определения системы учебных действий, видов учебной деятельности, которые обеспечивают заданный уровень сформированности содержательных и развивающих целей конструкта в их взаимосвязи, системности;
- составления системы заданий, выполнение которых позволяет однозначно судить о сформированности видов учебной деятельности, соответствующих иерархии целей конструкта.
Задания по формированию видов деятельности и задания по измерению их сформированности решают проблему диагностичного целеполагания, однако их разработка, однозначная тpaктовка соответствующей деятельности учащихся в технологическом плане трудно реализуемы. В технологии ЕГЭ эти задачи пока не рассматриваются.
Наряду с проблемой технологизации учебных целей не менее значимой является проблема соответствия между закономерностями формирования математической деятельности и технологией группового тестирования.
В школьном курсе математики в каждой из содержательно-методических линий исходной формой деятельности учащихся является материализованная: вычисления, решение уравнений и неравенств, исследование функций, выполнение геометрических преобразований. В соответствии с теорией поэтапного формирования деятельности (П.Я.Гальперин) материализованные действия учащихся являются первичными, средством формирования внешней и затем внутренней речи.
Хаpaктерная особенность математики - внешняя речь учащихся может быть сформирована лишь как обобщенная, понятийная и лишь из нее формируется внутренняя форма математической деятельности. Все основные задачи математического образования учащихся направлены именно на формирование, развитие внутренней (обобщенной, понятийной ) речи.
В сложившейся пpaктике тестирования (и ЕГЭ здесь не исключение) результаты обучения математике измеряются тестами учебных достижений - в условиях группового тестирования посредством сугубо материализованной формы деятельности учащихся. Если по ответу на тестовое задание материализованные действия учащегося в определенной степени прогнозируемы, измеряемы, то внутренние основания его деятельности (угадывание, копирование действий по аналогии, действия, исходящие из общего способа деятельности) остаются даже вне субъективного анализа. Значит, в тестах учебных достижений материализованная форма деятельности выступает не только средством, но и единственным результатом измерения.
Неадекватность целей обучения математике и технологии массового тестирования учащихся выступает не только как общеметодическая проблема. Итоговый хаpaктер тестов учебных достижений в пpaктике обучения математике фиксирует материализованную форму деятельности в качестве нормативной, значительно снижая результаты обучения.
Требование объективности всякой тестовой технологии приводит к соответствию этапов формирования и этапов измерения математической деятельности. Этот факт делает закономерным переход к индивидуальному (личностному) тестированию для измерения громкоречевой и, в особенности, внутренней форм деятельности. Однако, технология индивидуального тестирования с ее закономерностями и особенностями обобщенной, понятийной математической деятельности в громкоречевой и внутренних формах представляет собой сложную методическую проблему.
Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов «Современные проблемы науки и образования, 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступла в редакцию 17.03.05 г.
Статья в формате PDF 129 KB...
01 05 2024 2:30:59
Статья в формате PDF 420 KB...
30 04 2024 8:28:50
Статья в формате PDF 271 KB...
29 04 2024 2:58:53
Статья в формате PDF 142 KB...
28 04 2024 6:27:36
Статья в формате PDF 265 KB...
27 04 2024 10:58:18
Статья в формате PDF 112 KB...
26 04 2024 15:51:53
Статья в формате PDF 113 KB...
25 04 2024 10:14:38
Статья в формате PDF 101 KB...
24 04 2024 18:21:52
Статья в формате PDF 339 KB...
23 04 2024 14:20:40
Статья в формате PDF 119 KB...
22 04 2024 0:36:39
Статья в формате PDF 101 KB...
21 04 2024 8:52:12
Статья в формате PDF 119 KB...
20 04 2024 22:19:25
Статья в формате PDF 132 KB...
19 04 2024 4:22:19
17 04 2024 19:10:12
15 04 2024 22:53:35
Статья в формате PDF 116 KB...
14 04 2024 22:24:19
Статья в формате PDF 144 KB...
13 04 2024 9:17:29
12 04 2024 10:53:18
Обследовано 109 детей 8-15 лет с эрозивно-язвенными и неэрозивными формами гастродуоденальной патологии в динамике заболевания. В острой фазе заболевания при деструктивных формах поражения выявлена перестройка терминального русла, замедление кровотока во всех сосудах, сопровождающееся внутрисосудистой агрегацией эритроцитов, изменением их реологических свойств в сочетании с изменениями центральной гемодинамики. Установлена выраженная коррелятивная связь гемореологических нарушений с кислотообразующей и ощелачивающей функциями желудка. ...
11 04 2024 20:15:18
Статья в формате PDF 181 KB...
10 04 2024 21:20:29
Статья в формате PDF 132 KB...
09 04 2024 15:17:17
Статья в формате PDF 111 KB...
08 04 2024 5:28:27
Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...
07 04 2024 2:26:31
Статья в формате PDF 127 KB...
05 04 2024 3:38:54
Статья в формате PDF 117 KB...
03 04 2024 10:51:38
Статья в формате PDF 101 KB...
02 04 2024 13:51:20
Представлены результаты двухлетних опытных работ с целью разработки эффективных способов биологической рекультивации без нанесения плодородного слоя на отвалах Айхальского ГОКа. ...
01 04 2024 14:59:42
Статья в формате PDF 243 KB...
31 03 2024 3:20:38
Статья в формате PDF 267 KB...
30 03 2024 1:31:27
Анализ опыта по восстановлению методом агростепей растительности на нарушенных кормовых угодьях долины средней Лены показал, что метод при соблюдении экологических условий и видового состава участков обеспечивает восстановление растительности, проявляющееся в повышении проективного покрытия и доминировании в травостое целинных видов. Соответствие экологических условий и видового состава травостоя при подборе участков обеспечивает восстановление растительности нарушенных участков до 70–75 % и доминирование в травостое целинных видов до 60–65 % в условиях нормального и сильного засоления. ...
29 03 2024 18:41:17
Статья в формате PDF 349 KB...
28 03 2024 16:52:32
Статья в формате PDF 135 KB...
26 03 2024 2:13:43
Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...
25 03 2024 3:20:15
Статья в формате PDF 110 KB...
23 03 2024 4:21:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::