МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКОРПОРИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКОРПОРИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКОРПОРИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Висторобская Е.Н. Андрусик А.А. Статья в формате PDF 728 KB

В условиях инновационной экономики большинство компаний за рубежом и в России переживает время серьезныхизменений. Экспансия так называемой новой экономики, опирающейся на достижения Интернета и других компьютерных технологий, привела к концептуальным изменениям: на смену LearningCompany в зарубежном менеджменте незаметно пришла новая, более прагматичная и взвешенная парадигма -KnowledgeManagement (таблица).

Экономический смысл знаний в том, что они позволяют значительно экономить на использовании физических (материальных) ресурсов. Знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ организации (рис. 1).

Знания и экономическое развитие: основные подходы

Направление в теории

Симметричность распространения информации

Степень рациональности принятия решений

Роль неявного знания

Хаpaктеристика роли знаний в экономическом развитии

Нео­клас­сики

Постулат о совершенной и симметричной информации

Экономическое поведение - результат рационального выбора

Не учитывается

Знание в виде человеческого капитала учитывается в уравнениях эндогенного роста, но его свойства не учитываются

Пост-индуст­риа­лис­ты

Информация и знания - главное конкурентное преимущество; распространены ассиметрично

В основе полурационального экономического поведения - воспринимаемая ценность высока

Знание генерирует стоимость через субъективные перцепции

Знание и информация лежат в основе создания экономической ценности и меняют хаpaктер производственных отношений

Нео-шум­пете­ри­ан­цы

Постоянные технологические инновации в основе роста

Экономические субъекты действуют рационально, но экономика развивается циклически

Выделяется особый вид знаний: предпринимательские способности

Появление новых знаний в основе процесса «созидательного разрушения» как основы экономического развития

Институционалисты

Знания в обществе распределены неравномерно и ассиметрично

Поведение экономических субъектов «ограниченно рационально»

Неявное знание в виде неформальных норм играет ключевую роль в развитии

Институты выступают в роли «знания как», снижающего транзакционные издержки в экономике

Эволюционисты

Инновации децентрализованы в силу эффекта специализации знаний

Поведение социальных систем обусловлено «зависимостью от пути»

Неявное знание в виде культуры и политической динамики сильно влияет на экономику

Экономическое развитие основано на эволюции и росте знаний, то есть нелинейном процессе обучения в масштабах общества

 

Рис. 1. Tрaнcформация знаний в успех организации

Проведенные нами исследования показали, что с точки зрения влияния на бизнес знания подразделяются: на базовые; обеспечивающие успех; инновационные.

Базовые знания - необходимый минимум, позволяющий «участвовать в игре». Обладание ими не может обеспечить долговременную конкурентную значимость фирмы, но создает определенный барьер на входе в отрасль. Такие знания есть у всех участников отрасли, следовательно, они обеспечивают конкурентное преимущество перед фирмами, еще только желающими войти в отрасль.

Знания, обеспечивающие успех, формируют конкурентный потенциал фирмы внутри отрасли. Фирма может обладать тем же самым уровнем коренных знаний, что и ее конкуренты, но некоторые специфические знания позволяют ей использовать стратегию дифференциации. Фирма может претендовать на успех в той конкурентной позиции, где знает больше конкурентов.

Инновационные знания предоставляют фирме возможность изменять «правила игры», и позволяют лидировать в отрасли.

Таким образом, знания организации имеют исключительно субъективный, персональный хаpaктер, определяемый ее работниками как экспертами, менеджерами, так и остальными сотрудниками. Они хаpaктеризуются прагматическими последствиями, зависимыми от человека, контекста и временного фактора. На наш взгляд, логически эта зависимость выглядит следующим образом: если внутри организации больше создается, передается, интегрируется и эксплуатируется знаний, то увеличивается количество компетенций фирмы и число рыночных предложений, которое ведет к возрастанию ее дохо­да. На основе этих суждений можно заключить (рис. 2): если внутри организации больше создается, передается, интегрируется и эксплуатируется знаний, то возрастает ее доход.

Рис. 2. Ценности, увеличивающие доход организации сростом ее знаний

Основные взаимосвязи внутри организации по поводу использования знаний и компетенции показаны на рис. 3.

Особенности знаний как объекта управления, на наш взгляд, состоят в следующем.

Знания могут быть формализованными (explicitknowledge), т.е. существовать в до­кументах -
отчетах, письмах и т.д. Согласно исследованиям GardnerGroup, таких знаний в каждой компании около 20 %. Неформальные знания (tacitknowledge), составляющие 80 %, не могут быть задокументированы, и остаются в умах сотрудников компании.

Знания в организации, так же как и процессы, существуют независимо от того, осознают ли это сотрудники или нет. Знания, особенно полученные в результате спе­цифического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации. Поэтому в отличие от многих традиционных ресурсов со знаниями в «готовой для использования» форме нелегко выйти на рынок. Чтобы получить аналогичные знания, конкуренты должны обладать аналогичным опытом, но они принципиально ограничены в возможностях ускорить свое обучение и быстрее приобрести нужные навыки даже при больших инвестициях.

Рис. 3. Знания и базовая компетенция организации в зависимости от степени овладения знаниям

Таким образом, знания можно рассматривать как интеллектуальный капитал, который (как и финансовый капитал) может быть собственным или заемным. Но неконтролируемые знания, как и работники, не являются собственностью организации. Фактически знания берутся в «аренду» у сотрудников и формируются в виде объектов интеллектуальной собственности и прав на них (в том числе авторских), а также технологий и ноу-хау.

В вещной (объективированной) форме этот капитал существует в виде системы обучающих технологий и методов, призванных трaнcлировать специфические орга­низационные знания и демонстрировать процедуры выработки новых навыков. В ин­корпорированном состоянии человеческий капитал - совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые могут приносить доход - в виде заработной платы, процента или прибыли. Поэтому инкорпорированный капитал как часть человеческого капитала организации, непосредственно связанная с его носителями (воплощенная в человеке), делится на общий и специфический (рис. 4).

Рис. 4. Виды инкорпорированного человеческого капитала организации, воплощенные в его носителях

Это разделение возникает благодаря тому, что в качестве институционального агента индивид, являясь воплощением различных норм, может применить свои навыки и знания:

а) на различных рабочих местах в разных организациях (или даже участвовать в деятельности нескольких организаций сразу);

б) только на определенном рабочем месте в конкретной организации.

Представление о движении потоков знаний в организациях в рамках модели ин­теллектуального капитала, предложенное К. Свиби, позволяет раскрыть суть этого движения в рамках базовых стратегий формирования и использования знаний.

Три из этих стратегий заключаются в том, чтобы эффективно формировать и использовать знания в рамках одного из видов интеллектуального капитала (индивидуальная компетенция, внутренняя структура и внешняя структура). Еще три стратегии предполагают достижение позитивного эффекта от взаимодействия между двумя различными видами интеллектуального капитала (индивидуальной компетенции внутренней структуры, индивидуальной компетенции и внешней структуры, внутренней и внешней структуры). Седьмая стратегия строится с учетом одновременного взаимодействия всех трех элементов интеллектуального капитала.

Знания как обоснованное убеждение относятся исключительно к организации и имеют динамический хаpaктер: меняются с течением времени (подвергаются расширению, фальсификации) наряду с изменениями работников организации.

Существует много подходов к определению понятия «управление знаниями», в которых акцентируется та или иная сторона этого процесса.

На наш взгляд, управление знаниями (know ledge management) - это интегрированный процесс по созданию, сбору, организации и использованию информационных ресурсов орга­низации и доступу к ним, благодаря которому она (организация) может трaнcформировать свое интеллектуальное достояние в материальные ценности.

Таким образом, управление знаниями как функция охватывает:

  • пpaктику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, храпения и распространения знаний;
  • придание знаниям потребительского хаpaктера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя ин- формацию.

По мнению авторов, управление знаниями можно рассматривать и как процесс. Управление знаниями - процессы, благодаря которым знания, необходимые для успеха организации, создаются, сортируются, сохраняются, распределяются и применяются путем обеспечения быстрого доступа к ним.

Упрощенная схема основных циклов процессов управления знаниями приведена на рис. 5.

Рис. 5. Основные циклы процессов управления знаниями

Цель управления знаниями - объединить знания, накопленные организацией, со знаниями заказчика и использовать их для решения задач организации. Эта цель достигается при таком содействии людей, которое позволит нейтрализировать недостатки и в максимальной степени использовать талант и положительные черты персонала организации.

Экономическая составляющая системы управления знаниями в организации включает вопросы определения ценности и стоимости знаний, формирования ин­теллектуальных основ деятельности организации, регулирования правовых отношений, связанных с использованием знаний. На сегодняшний день указанные вопросы применимы лишь к формализованным знаниям. «Скрытые знания», ввиду своей эфемерной сущности не могут быть объектом экономических отношений.

Социальная составляющая системы управления знаниями в организации охватывает методы, тесно связанные с управлением персоналом.

По нашему мнению, управление организацией с ориентацией на персонал и активизацию человеческих ресурсов предполагает включение в систему управления знаниями не только задач, связанных с управлением знаниями как особым информационным объектом, но и задач развития, вовлечения и удержания персонала.

Таким образом, основная задача управления знаниями - это преобразование интеллектуального капитала в интеллектуальные активы, извлечение его из источников, каковыми являются отдельные сотрудники организации. Тогда риск, связанный с зависимостью от конкретных людей, станет меньше, а знание можно будет свободно передавать, распространять и эффективно применять там, где это нужно, в интересах компании.



ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

25 04 2024 22:54:25

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ЖЕНСКОМ И МУЖСКОМ ТИПАХ РЕЧИ: КОНТРАСТИВНЫЙ АНАЛИЗ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ЖЕНСКОМ И МУЖСКОМ ТИПАХ РЕЧИ: КОНТРАСТИВНЫЙ АНАЛИЗ Цель работы состоит в том, чтобы выявить отличия в организации и употрeблении сравнительных конструкций в речи женщин и мужчин, тем самым определив, как глубинные знания о мире отражаются в «женском» и «мужском» вариантах национального языка. Основным методологическим принципом работы является положение о взаимосвязи языка, человека и его речемыслительной деятельности. ...

20 04 2024 19:34:20

АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КАЛИНИН

АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КАЛИНИН Статья в формате PDF 209 KB...

17 04 2024 15:33:21

PATHOGENICAL AND PATHOMORPHOLOGICAL ASPECTS OF INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

PATHOGENICAL AND PATHOMORPHOLOGICAL ASPECTS OF INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS Статья в формате PDF 119 KB...

16 04 2024 16:46:43

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO Статья в формате PDF 110 KB...

12 04 2024 2:45:25

УСТАНОВКА ДЛЯ ВЗРЫВНОГО МЕТАНИЯ СТРУИ ЖИДКОСТИ

УСТАНОВКА ДЛЯ ВЗРЫВНОГО МЕТАНИЯ СТРУИ ЖИДКОСТИ Статья в формате PDF 764 KB...

11 04 2024 17:33:52

РЕЗУЛЬТАТЫ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «4-АММОНИЙ ПИРИДИН ТЕТРАХЛОРПАЛЛАДИТ»

РЕЗУЛЬТАТЫ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «4-АММОНИЙ ПИРИДИН ТЕТРАХЛОРПАЛЛАДИТ» Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения oнкoлoгических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...

09 04 2024 22:10:20

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИСИЦ

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИСИЦ Статья в формате PDF 129 KB...

02 04 2024 15:10:35

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ Статья в формате PDF 246 KB...

29 03 2024 16:27:11

ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРОРТНОГО РЕГИОНА КМВ

ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРОРТНОГО РЕГИОНА КМВ Статья в формате PDF 112 KB...

27 03 2024 14:27:20

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Статья в формате PDF 205 KB...

25 03 2024 5:23:31

Медицинская бионеорганика (монография)

Медицинская бионеорганика (монография) Статья в формате PDF 301 KB...

23 03 2024 3:22:12

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ Статья в формате PDF 250 KB...

21 03 2024 10:33:31

ВИДЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ВИДЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Статья в формате PDF 263 KB...

19 03 2024 6:53:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::