АНАЛИЗ УРОКОВ БИОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
В современных социально-экономических условиях отмечаются факты ухудшения состояния здоровья детей. Россия относится к числу стран, где здоровье детей и взрослого населения постоянно ухудшается, что представляет реальную угрозу безопасности страны и эта проблема касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. В научных исследованиях поднимается вопрос о необходимости коррекции педагогического процесса с целью его положительного влияния на здоровье и формирования здорового образа жизни учащихся (Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева) с применением методических приемов ведения учебного процесса (Г.И. Атаманова), средств и технологий обучения (Т.А. Антонова, И.В. Наливайко, З.И. Тюмасева) и возможностей образовательной среды (Н.С. Лопаева, М.П. Добрынкина, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева). Одним из главных условий разрешения проблемы обеспечения здоровья и формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся, на наш взгляд, является соответствующая подготовка будущего учителя биологии.
Основная цель здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьника возможностью сохранения своего здоровья во время образовательного процесса, формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Анализ Госстандарта специальности 050102 «Биология» с дополнительной специальностью 050101 «Химия» показывает, что когнитивный компонент готовности к ЗОЖ формируется в процессе изучения обще-профессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки таких как: «Возрастная физиология, анатомии и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», «Биологическая химия».
По мнению Н.К. Смирнова, рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы [1].
Нами было проанализировано 50 уроков студентов с позиции рациональной организации по Н.К. Смирнову. Уроки были проведены в МОУ СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых г.о. Самара и каждый урок был оценен по критериям гигиенических требований. Пример анализа некоторых уроков представлен в табл. 1.
На основании хаpaктеристик уроки биологии студентов были распределены на уровни гигиенической рациональности уроков, и их количество отражено в табл. 2.
Анализ табл. 2 показывает что, применяя знания дисциплины «Теория и методика обучения биологии» студенты проводят уроки в большей степени, являющиеся недостаточно рациональными, так как такая задача и не ставилась перед ними согласно программе педагогической пpaктики.
Таблица 1 Хаpaктеристика уроков биологии студентов
Ф.И.О. |
Студент 1 |
Студент 2 |
Студент 3 |
Тема урока |
Историческое прошлое человека (8 кл) |
Значение водорослей (7 кл) |
Значение опopно-двигательной системы (8 кл) |
Факторы урока |
|||
Плотность урока |
67% |
85% |
89% |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Число видов учебной деятельности |
5 |
3 |
2 |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
7-8 мин |
13-15 мин |
15-18 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена через 7-8 мин |
Смена через 14-15 мин |
Смена через 15 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Чередование позы |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Недостаточно рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Нерационально |
Нерационально |
Нерационально |
|
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Преобладают положительные эмоции |
Урок эмоционально Индифферентный |
Рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Через 30-31 мин |
Через 35-37 мин |
Через 30-32 мин |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Таблица 2
Количество уроков студентов по уровням гигиенической рациональности
№ п/п |
Факторы урока |
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
1 |
Плотность урока |
11 |
26 |
13 |
2 |
Число видов учебной деятельности |
14 |
22 |
14 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов деятельности |
18 |
17 |
15 |
4 |
Частота чередования различных видов учебной |
16 |
15 |
19 |
5 |
Наличие эмоциональных разрядок (число) |
31 |
11 |
8 |
6 |
Чередование позы |
18 |
16 |
16 |
7 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкульминуток |
3 |
1 |
46 |
8 |
Психологический климат |
20 |
23 |
7 |
9 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
15 |
27 |
8 |
На наш взгляд, подготовка будущего учителя биологии к формированию здоровьесберегающей компетенции учащихся должна осуществляться через введение в стандарт образования специальных курсов (курсов по выбору) и ставится в задачи педагогической пpaктики.
Список литературы
1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается СОВА-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...
28 04 2024 3:47:45
Статья в формате PDF 131 KB...
27 04 2024 11:54:33
Рассматриваются особенности изменения растительности и почв на протяжении пяти историко-экологических этапов трaнcформации восточноевропейских степей во второй половине голоцена. Получены оценки поступающей в почву фитомассы, величина изымаемой продукции (в массовом выражении и через энергетические эквиваленты), а также величины энергии, формируемой в процессе гумусообразования. Установлено, что за 5000 лет отношение энергии расхода-прихода растительного вещества изменилось от 1:28 до 1:0,4, а ежегодное поступление гумуса в почвы снизилось с 5,4 до 1,6 МДж/кв. м. ...
26 04 2024 21:35:15
Статья в формате PDF 161 KB...
25 04 2024 23:19:46
Статья в формате PDF 143 KB...
24 04 2024 0:45:54
Статья в формате PDF 245 KB...
23 04 2024 16:24:34
Статья в формате PDF 308 KB...
22 04 2024 23:48:34
Статья в формате PDF 254 KB...
21 04 2024 0:23:51
Статья в формате PDF 105 KB...
20 04 2024 8:49:18
Статья в формате PDF 117 KB...
19 04 2024 16:28:43
Статья в формате PDF 163 KB...
18 04 2024 18:26:29
Статья в формате PDF 268 KB...
17 04 2024 5:46:40
Статья в формате PDF 300 KB...
16 04 2024 7:34:37
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 17:38:28
Статья в формате PDF 261 KB...
13 04 2024 19:43:27
Статья в формате PDF 119 KB...
12 04 2024 13:33:43
11 04 2024 0:51:46
Способ относится к гидрологии суши и инженерной экологии, может быть использовано при экологическом мониторинге антропогенных воздействий на загрязнение родников. Выявлены биотехнические закономерности динамики в реальном режиме времени по суткам два основных показателя (как и в прототипе, период наполнения мерного сосуда и объемный расход родниковой воды), но применительно не к роднику в целом, а только к его отдельным водотокам. Разделение родника на естественные водотоки позволяет расширить функциональные возможности способа и повысить точность измерений.Впервые способ позволяет проводить фундаментальные гидрометрические измерения родника в гидрологической структуре его водотоков. Повышение точности измерений по времени наполнения мерного сосуда секундомером и расчета объемного расхода воды каждым водотоком родника обеспечивается измерениями в реальном режиме времени. ...
09 04 2024 22:44:39
Статья в формате PDF 115 KB...
08 04 2024 5:44:25
Статья в формате PDF 107 KB...
07 04 2024 5:11:17
Статья в формате PDF 116 KB...
06 04 2024 10:50:26
Статья в формате PDF 136 KB...
03 04 2024 7:11:27
Статья в формате PDF 137 KB...
02 04 2024 13:14:30
Статья в формате PDF 307 KB...
01 04 2024 8:43:24
Статья в формате PDF 127 KB...
31 03 2024 7:19:28
Статья в формате PDF 106 KB...
29 03 2024 21:30:46
Статья в формате PDF 116 KB...
28 03 2024 9:12:16
Статья в формате PDF 315 KB...
27 03 2024 15:30:20
Статья в формате PDF 101 KB...
26 03 2024 13:43:23
Жизненный цикл зимней пяденицы (Operophtera brumata L.) столь своеобразен, а время появления имагинальной фазы настолько необычно для бабочек, что этот объект всегда привлекал внимание учёных. Интерес усиливается также тем, что зимняя пяденица является массовым вредителем лиственных и древесных пород, значительная часть которых относится к плодовым деревьям. ...
25 03 2024 13:52:14
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 13:58:37
Статья в формате PDF 109 KB...
23 03 2024 15:18:25
Статья в формате PDF 135 KB...
22 03 2024 8:57:24
Статья в формате PDF 271 KB...
21 03 2024 14:31:17
Статья в формате PDF 637 KB...
20 03 2024 13:30:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::