ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА ГОРСКОГО ДОМА: КОМПОЗИЦИЯ И СЕМАНТИКА
1 удожественно-графический факультет ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана. Статья в формате PDF 269 KB синтез искусствнаследие отечественной культурынациональные художественные традициимонументально-декоративное искусство 1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1980. 2. Дебиров П.М. Резьба по камню и дереву в Дагестане. – Махачкала, 1966. 3. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. – М., 1866. – Вып. №10. 4. Мастера искусства об искусстве. – М., 1970. – Т. 7. 5. Хан-Магомедов С.О. Аварское жилище. – М., 2006. 6. Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986.
Есть свои радости в каждом виде творчества: все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь.
Оноре Бальзак
Откровенный разговор о секретах мастерства, позволяет глубже понять основы художественной культуры, понимания искусства, решить проблемы и в учебе и в творчестве. И это обстоятельство, вполне естественное и объяснимое, возможно, вызовет со стороны некоторых теоретиков и пpaктиков современного искусства сомнения в справедливости тех или иных положений и выводов автора.
Пройдя такую школу мастерства, опыта на коптильно-маринадном комбинате (сграффито «Рыбацкий промысел» длиной в 47 м, фриз начиная с картона 8 до завершения в цвете, с педагогами-художниками Ш.Ш. Шахмардановым, Д. Велибековым), уделяя внимание каждому фрагменту и в целом произведению, мы можем значительно минимизировать расследование (или иного) таинства, что дает возможности самому соединить разрозненные впечатления, намеки и коды (подсказки) художника.
Заметки эти носят, несомненно, субъективный хаpaктер. Но сейчас по прошествии 30 лет это вдохновение способами познавательной, побудительной деятельности – позволили будущему специалисту и самому передавать, научить видеть и сформировать у студентов бережное отношение к культурному наследию прошлого и настоящего. Например:
1. Роспись биокорпуса в Дагестанском государственном университете;
2. Развлекательный центр «Вирус», скрипичный ключ-интерпретация, «кодирование» закона взаимодействия искусства, ее передача через условность, прямо на пpaктике в росписи, позволил восхищаться творческим чутьём молодых.
Здесь и содержание, информация и эстетическая оценка, и масштабность и т.д., т.е. все законы и приемы решения интерьера в синтезе искусств. Прострaнcтвенное восприятие через три вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-прострaнcтвенную, т. е. студенты становятся способными оперировать компонентами картинного и прострaнcтвенного восприятия в зависимости от поставленной художественной задачи.
Возникает заинтересованность в достоверности той информации, которую мы получили от искусства мастеров. Разумеется, что жизненное содержание этой информации не сводится к факту одной лишь грубо осязаемой предметности.
Раскрыть интересные детали композиции – наша задача как логико-художественного начала. Попробовать структурировать линиями композиции, выступить в роли реаниматора лучших обозначенных тенденций в проблеме восприятия композиционных связей в процессе художественного творчества.
Схема в виде простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т. д.) способы упростить, систематизировать, уяснить композицию для зрителя, почитателя искусства – вот наша логика восприятия и анализа произведения искусства.
Рассмотреть и проанализировать эти изображения чрезвычайно полезно в процессе обучения композиционным построениям.
Побудительный мотив исследования национальных традиций в эмоциональном отклике, позволит идти в ногу со временем, быть актуальным, обеспечивая фундаментальность креативного образования.
Базироваться на примерах далеких предков вполне естественно и объяснимо. Логическая система доказательств привносит свои понятия и методы в анализ художественного творчества, воспитание вкуса и интуиции у студентов, способность ощутить сердцем саму ее суть произведения, то есть по принципу «Золотое сечение» – точным «глазом». Ведь посыл и импульс художника оставляет в любом произведении много индивидуального, закодированного, своих «следов». А какова радость студента, почитателя, исследователя – открыть средства, возможности и результат.
Воздействие искусства – параллель в восприятии композиции, основных направлений линий.
Наша задача заложить фундамент – «чтоб глаз постигал», а не слепо констатировал атрибуцию тех или иных произведений искусства.
И насколько удачно это оперированное средствами композиции, направленное на воплощение художественного образа, зависит развитие художественного восприятия студентов.
Постепенное освоение продуманной системы композиции, выявление отношения прострaнcтва и образа в архитектуре, мы наблюдаем на фиксации и расшифровке сельского зодчества в дагестанском селении Великент. Это народная форма работы с прострaнcтвом. Потоки профессиональной состоятельности, синтеза искусств, в которой используется принцип сознательного стремления собрать в композиции, цвете, какие-то знаки, элементы, частные приемы- так студенты осваивают методы построения произведения, так и его соотношение с окружающей средой.
Традиционное зодчество через позицию зрителя наблюдателя связано с утверждением локальных ценностей.
Необычно собранная композиция с элементами в стиле модерна, включает вдохновение и фантазию, хаpaктеризуя творчество, определяет виртуальность объемную и объемно-прострaнcтвенную. Легкая, волнообразная линия – вот что глубоко воздействует и определяет впечатление, территориальный императив, житейскую коммуникацию, семантику. Духовная субстанция мерцания в световоздушной среде рождает ощущение цельности, фиксацию определенного ландшафта.
Рассматривая народные промыслы в Дагестане, мы приходим к выводу, что они регионально обособлены и, тем не менее, отличаются взаимопроникновенностью.
Мы акцентируем внимание на значимость и разнообразие инвариантных сопоставлений художественных особенностей.
Итак, язык прострaнcтва, как неотъемлемое качество всех искусств формирующих среду.
Свобода формообразования, основанная на экспериментальном хаpaктере исходящей быть может и из архаических форм, несомненно приведет к созданию разных произведений, в которых умелое применение декоративности, подчеркнутой пластики или насыщенности цвета будут способствовать оживлению внутренней атмосферы городской среды.
Основные художественные и эстетические черты и особенности традиционных форм народного искусства, которые тесно сопряжены между собою и дают обширный материал для выявления синкретичности дагестанской художественной культуры.
Эти хаpaктерные черты мы видели в особенной строгости и немногословности решений с введением лаконичного орнамента. Мы подчеркнули и проанализировали хаpaктерные черты орнамента, присущие именно дагестанской народной культуре.
Для Дагестана хаpaктерна исключительно богатая вариантность орнаментальных решений, никогда не повторяющихся свободно-импровизационных композиций.
Для резьбы по камню и дереву хаpaктерны богатство орнаментального строя и большая обобщённость пластики с объемным выявлением декоративных возможностей, заложенных в орнаментальных формах, что отличает дагестанскую резьбу, как более пластичную по сравнению, например, со среднеазиатской сквозной резьбой по ганчу, более плоскостной по своим плановым члeнениям.
Мы отмечали хорошее чувство, отличающее кавказско-горское монументально-декоративное искусство, – искусство не заимствованное, а исконно свое, соответствующее хаpaктеру горцев и основанное на формах лаконичных, простых и выразительных, например, оптимальное решение выхода фундамента из горного грунта как великолепное решение коммуникативных задач, или использование фактуры и свойства рельефного орнамента для выразительного эффекта подвижной светотени в разное время суток.
В «Синтезе искусств» – дисциплина в которой рассмотрен целый ряд особенностей решения интерьера с включением декоративной керамики, резьбы, фактуры саманное «мазанки» на основе традиционных узоров и схем их расположения.
Для дагестанского интерьера хаpaктерно использование звучного глубокого цвета в окраске стен, констатирующего с предметами народной утвари.
Цел нашей работы в том, чтобы призвать художников к углубленно-творческому понимаю эстетической сущности национальной художественной традиции, что поможет им в достижении подлинно органического единства в синтезе искусств.
Уже не отдельные традиционные элементы служат в роли носителей национальной специфики, а решается проблема использования пластических возможностей формообразования, орнаментального декора на объектах. Значит, кульминацией творческих усилий дизайнеров становится синтез искусств, и монументальные работы превращаются в носителей широких историко-культурных ассоциаций. В них реализуются живые потенции декоративного прошлого. Этот процесс синтеза ведет к тому, что орнаментальность связана отныне не только с бытовыми изделиями и украшениями, но и с монументально-декоративными композициями, получившими значительное распространение в интерьерах и экстерьерах. Мы наблюдаем единство современного и традиционных начал в синтезе искусств. Возникает уже более четкое решение пластических и тематических задач синтеза монументального искусства с традициями монументальных форм в самых художественных традициях. И этот синтез направлен прежде всего на актуализацию и глубокое переосмысление всего сложного комплекса народного искусства в интересах общекультурных и профессиональных задач художественной жизни Дагестана.
Произошло рождение стилевого многообразия художественных решений в синтезе искусств, в котором существуют емкие и яркие примеры органической связи произведений художников с народной традицией. И вместе с тем эта связь не лишает современное профессиональное искусство его современности, широких связей со всем многонациональным искусством и не ограничивает творческого размаха и начинаний, эксперимента и новаторства, которые тормозили в определенной мере собственное дальнейшее развитие этих форм.
Статья в формате PDF 117 KB...
28 04 2024 1:44:57
Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...
27 04 2024 3:32:20
Статья в формате PDF 131 KB...
26 04 2024 9:58:10
Статья в формате PDF 150 KB...
25 04 2024 10:40:52
Статья в формате PDF 118 KB...
23 04 2024 18:37:42
Статья в формате PDF 111 KB...
22 04 2024 1:29:42
Статья в формате PDF 295 KB...
21 04 2024 10:57:12
Статья в формате PDF 176 KB...
19 04 2024 3:28:30
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 21:44:27
Статья в формате PDF 301 KB...
17 04 2024 12:14:33
В статье рассмотрено понятие «финансовый леверидж» и его влияние на увеличение или уменьшение прибыли и собственного капитала предприятия. ...
16 04 2024 10:46:38
Статья в формате PDF 125 KB...
15 04 2024 22:53:40
Статья в формате PDF 121 KB...
14 04 2024 1:42:41
Статья в формате PDF 255 KB...
13 04 2024 10:29:38
В работе приводятся данные скрининговых обследований состояния щитовидной железы студентов в возрасте от 16 до 18 лет. При проведении исследований использовались методы экспресс-диагностики, разработанные авторами статьи и на которые получены патенты РФ. На первом этапе обследований проводились прямые измерения длительности коленного рефлекса с помощью электронного рефлексометра; на втором этапе проводилось количественное определение степени увлажненности кожных покровов на приборе с датчиком влажности. Обследования проводились на группе из 246 человек. После статистической обработки данных измерений была проведена их рандомизация с использованием критериев, установленных в ходе клинических испытаний разработанных приборов. Полученные данные представлены в виде гистограмм. В результате проведенных исследований установлен контингент студентов, у которых по полученным данным можно предполагать наличие гипофункции щитовидной железы. Доля таких лиц из числа обследованных составляет порядка 18 %. У незначительной части обследованных были установлены признаки гипертиреоза. Их доля не превышает 5 %. Сравнение данных, полученных двумя разными методами на каждом обследуемом, показал их полную корреляцию в 95 % случаев. Студенты с выявленными отклонениями от нормы были направлены в клинические лаборатории для определения в их крови уровня тиреотропного гормона гипофиза с последующей консультацией эндокринолога. ...
12 04 2024 6:44:15
11 04 2024 3:52:12
Статья в формате PDF 248 KB...
10 04 2024 7:45:15
Статья в формате PDF 223 KB...
09 04 2024 6:25:35
Статья в формате PDF 101 KB...
08 04 2024 6:46:49
07 04 2024 17:50:19
Статья в формате PDF 131 KB...
06 04 2024 6:29:55
На биопсийном материале пяти первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с физиологической родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия матки. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия были гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему и были условно разделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлена внутригрупповая вариация всех оцененных количественных параметров. Полученные данные могут быть базовыми при оценке тех же параметров у рожениц с патологической родовой деятельностью. ...
05 04 2024 6:23:45
Статья в формате PDF 119 KB...
04 04 2024 19:49:17
Статья в формате PDF 414 KB...
03 04 2024 20:12:39
Статья в формате PDF 109 KB...
31 03 2024 19:51:28
Статья в формате PDF 249 KB...
30 03 2024 22:42:19
Статья в формате PDF 326 KB...
29 03 2024 17:15:50
Статья в формате PDF 244 KB...
28 03 2024 15:22:58
Статья в формате PDF 130 KB...
27 03 2024 23:12:33
Статья в формате PDF 323 KB...
25 03 2024 12:40:31
24 03 2024 15:15:47
Статья в формате PDF 122 KB...
23 03 2024 23:37:48
Статья в формате PDF 162 KB...
21 03 2024 9:52:50
Статья в формате PDF 127 KB...
20 03 2024 1:33:48
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::