СОДЕРЖАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ОПЕРЕНИИ БОЛЬШОЙ СИНИЦЫ (PАRUS MAJOR MAJOR L.), ОБИТАЮЩЕЙ В РАЙОНЕ ГОРОДА САРАНСКА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СОДЕРЖАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ОПЕРЕНИИ БОЛЬШОЙ СИНИЦЫ (PАRUS MAJOR MAJOR L.), ОБИТАЮЩЕЙ В РАЙОНЕ ГОРОДА САРАНСКА

СОДЕРЖАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ОПЕРЕНИИ БОЛЬШОЙ СИНИЦЫ (PАRUS MAJOR MAJOR L.), ОБИТАЮЩЕЙ В РАЙОНЕ ГОРОДА САРАНСКА

Лысенкова Л.Е. Шубина О.С. Статья в формате PDF 131 KB

Разработка системы критериев состояния окружающей среды особенно актуальна в последние десятилетия, когда интенсивность загрязнения биосистем резко возросла. В этих условиях очень важно исследовать не только конкретные вещества и элементы, но и способности организмов, популяций и сообществ сохранять относительное постоянство состава и функций в различных условиях. При решении этих задач дикие птицы являются важнейшим объектом исследований. В условиях загрязнения среды обитания металлами птицы способны накапливать в различных органах и тканях высокие концентрации экотоксикантов. Многими исследователями подтверждено, что накопление различных элементов в тканях животных отражает их содержание в окружающей среде (Соколов В.Е., 1989; Бельский Е.А., 1995; Лебедева Н.В., 1999).

Целью работы явилось изучение закономерностей аккумуляции тяжелых металлов в оперении большой синицы, обитающей в районе города Саранска - крупного промышленного центра. Исследовано оперение трех участков тела птиц: «шапочки», спинки и брюшка, имеющих однотонную окраску и четкие границы рисунка. Всего обследовано 35 самцов. Определение величины содержания тяжелых металлов проводилось методом атомно-абсорбционной спектрофотометрии (Лебедева Н.В., 1999). Полученные результаты представлены в таблице №1.

Таблица 1. Содержание тяжелых металлов в оперении большой синицы  г. Саранска (в мг/г сух. в.)

Участок

оперения

Тяжелые металлы, мг/кг

Кадмий

Свинец

Медь

Цинк

Марганец

Железо

"шапочка"

1,025±

0,215

2,2±

0,96

10,245±

1,825

173,54±

13,48

19,08±

2,67

378,815±

53,115

спинка

0,145±

0,025

2,24±

0,66

8,68±

1,2

147,165±

2,325

1,535±

0,555

159,825±

48,365

брюшко

0,12±

0,04

5,55±

2,02

9,2±

0,25

140,93±

11,16

8,43±

1,57

254,32±

99,82

Как видно из таблицы №1 оперение "шапочки" аккумулирует большее количество металлов (за исключением свинца), чем другие исследуемые участки. Однако статистическая обработка данных с использованием коэффициента Стьюдента показала, что достоверно выше в оперении "шапочки" содержание кадмия, марганца и железа. Количество кадмия в оперении данного участка в 7 раз выше, чем в оперении спинки (t=4,07; p<0,01) и в 9 раз превышает его содержание в оперении брюшка (t=4,14; p<0,01). Содержание марганца во всех трех участках достоверно различается. Причем "шапочка" содержит его в 2 раза больше, чем брюшко (t=3,44; p<0,01) и в 12 раз больше, чем спинка (t=6,43; p<0,001). Количество марганца в оперении брюшка в 6 раз превышает его содержание в оперении спинки (t=4,14; p<0,01). Таким образом, содержание марганца в оперении представляет собой следующую схему: спинка - брюшко - "шапочка" : 1 - 6 - 12. Количество железа в "шапочке" достоверно выше в 2 раза, чем в спинке (t=3,05; p<0,02). При сравнении других участков достоверность отсутствует (p>0,25).

Содержание свинца, меди, цинка в оперении разных участков тела птиц не имеет резких различий, сравнение полученных данных показало их недостоверность (p>0,05).



МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ I)

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ I) С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

28 04 2024 4:29:13

Продажа товаров в кредит

Продажа товаров в кредит Статья в формате PDF 113 KB...

26 04 2024 20:34:40

ТРУСОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

ТРУСОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 235 KB...

24 04 2024 15:52:49

Приметы как формы национальной культуры

Приметы как формы национальной культуры Статья в формате PDF 249 KB...

12 04 2024 14:43:16

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПОВ ПИТАНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПОВ ПИТАНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Изучено становление лимфоидного аппарата и морфология органов пищеварительного тpaкта в зависимости от смены питания при создании экспериментальной модели. Исследованы 3 группы белых крысят линии «Вистар», из которых 2 группы - экспериментальные, 3-я - контрольная. Крысята получали естественное, смешанное и искусственное вскармливание. Установлены морфо-функциональные изменения в стенке тонкой, толстой кишки, желудка, паренхиме печени, охватывающие 3 стадии процесса адаптации к хаpaктеру питания. ...

11 04 2024 10:42:19

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся пpaктикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

04 04 2024 1:29:28

МОДЕЛЬ РАБОТЫ В ИНЖЕНЕРНО – ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

МОДЕЛЬ РАБОТЫ В ИНЖЕНЕРНО – ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Статья в формате PDF 251 KB...

03 04 2024 14:57:49

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 168 KB...

29 03 2024 12:18:44

КАРДИОПРОТЕКТОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПАРАФАРМАЦЕВТИКА ЛОНГОЛАЙФ-IBMED ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА

КАРДИОПРОТЕКТОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПАРАФАРМАЦЕВТИКА ЛОНГОЛАЙФ-IBMED ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА На модели экспериментального инфаркта миокарда у крыс на фоне введения препарата лонголайф-IBMED изучены изменения ЭКГ и частоты сердечных сокращений (через 1 час и через 7 суток). Показано, что испытуемый препарат обладает противоишемическим действием, улучшает коронарный кровоток в постинфарктный период, достоверно повышает выживаемость животных. ...

28 03 2024 10:44:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::