МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (учебное пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (учебное пособие)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (учебное пособие)

Славко Т.И. Статья в формате PDF 115 KB

Специалист гуманитарного профиля, в том числе документовед в своей научной пpaктике опирается на обширную источниковую базу. При изучении прошлого в отличие от многих других наук невозможен эксперимент в виде повторного искусственного воспроизведения прошедших событий. Свое отражение они находят в различного рода сведениях, содержащихся в результате пpaктической деятельности людей в определенных исторических условиях.

Любое научное исследование предполагает использование разнообразных источников. Несомненно, каждый из них несет в себе различную по объему и содержанию информацию. В то же время только комплексный подход к изучению источников позволяет обеспечить всестороннее исследование проблемы.

Проникновение математических методов в гуманитарные исследования - объективный процесс, связанный с особенностями развития самих гуманитарных наук. Математические методы позволяют значительно расширить возможности изучения социальных объектов, выразить в количественной форме степень взаимодействия составляющих их элементов, определить силу и хаpaктер влияния отдельных факторов. Поэтому они все чаще входят органической составной частью в творческую лабораторию гуманитария.

Одним из важнейших стимулов в распространении математических методов является стремление исследователей дать более широкую тpaктовку данных, содержащихся в документах, провести анализ источника на более высоком исследовательском уровне, точнее охаpaктеризовать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений и процессов.

Гуманитарий имеет дело с явлениями настоящего и прошлого и строит свое исследование, исходя из конкретных возможностей, связанных с наличием или отсутствием источников, в том числе документов. Случаи недостатка многих необходимых для хаpaктеристики изучаемых явлений и процессов данных очень хаpaктерны для гуманитарного исследования. И здесь на помощь может прийти математика, которая позволяет на основании обработки нескольких комплексов источников синтезировать новый, содержащий сведения, отсутствующие ранее.

Кроме того, к одним и тем же источникам возможен подход с различных сторон, с различной степенью обобщения. И чем более разнообразными методами владеет исследователь, тем интереснее могут быть получены выводы. Поэтому расширение методического арсенала, в частности, за счет математических методов, играет существенную роль в научной пpaктике.

В настоящее время наблюдается процесс интеграции наук, сущность которого заключается во взаимном обогащении методов исследования, в проникновении понятий, теорий одних отраслей знания в другие. Подобный процесс связан со все более расширяющимися комплексными исследованиями, требующими также использования эффективных приемов обработки больших массивов данных. В гуманитарную науку вливается огромный комплекс информации от смежных дисциплин, требующих обработки и обобщения.

Процессу совершенствования методов гуманитарного исследования способствует и расширение границ самой математики, возникновение и развитие прикладных математических дисциплин, методы которых правомерно использовать при изучении общественных явлений. Возможность применения математических методов кроется в сущности математики, в предмете ее исследования. Большинство математических теорий, их возникновение и развитие всегда были направлены на изучение действительности и тем самым на удовлетворение потребностей пpaктики. Прикладные математические дисциплины тесно соприкасаются с реальной действительностью, и их развитие обусловлено нуждами последней. Внедрению математики в гуманитарную сферу способствует развитие информационных технологий прикладного хаpaктера.

Таким образом, само развитие современного научного знания способствует проникновению в гуманитарное исследование математических методов. С другой стороны, эти методы существенным образом повлияли на многие приемы, расширяя границы историко-сравнительного, структурного и системного подходов, методов моделирования в исследования.

В настоящее время уже не приходится говорить о важности и необходимости использования математических методов в документоведении. Об этом свидетельствуют результаты исследований. На эту тему написано много работ. Однако еще мало трудов, в которых были бы систематически и на конкретных примерах изложены основные методы, находящие применение в конкретной исследовательской пpaктике.

Следует учитывать, что применение математических методов в гуманитарных исследованиях - это не шаблонное использование готовых математических формул, а довольно многоплановое исследование. Оно связано с доказательством корректности привлечения каждого метода, множеством допущений и ограничений, обусловленных разнообразием содержательных задач, постоянными переплетениями математических методов с другими методами исследования, а также наличием многих неизученных проблем в процессе использования математических методов.

Сложность расширения методического арсенала гуманитария за счет привлечения новых математических методов кроется не в каких-то субъективных факторах, хотя и нуждается в перестройке ряд психологических установок. Для каждого вновь вводимого приема требует решения методологическая проблема выявления его гносеологических возможностей. В этой связи должны быть выявлены методические приемы реализации метода на документальном материале, определены допущения и ограничения, а также изучены основные направления сущности анализа полученных результатов на языке прикладника.

В предлагаемом читателю учебнике отражены математические методы, которые правомерно использовать при анализе массовых источников. Основным при этом является вопрос о границах применения каждого конкретного прикладного математического метода в зависимости от хаpaктера прикладных задач. Обращается внимание на положительные и отрицательные стороны каждого метода, что требует от гуманитария тщательного доказательства правомерности использования любого математического метода.

В лекционном материале не даются подобные математические выкладки, что требует обширных специальных знаний по высшей математике. Основное внимание в курсе уделено хаpaктеристике сущности каждого метода, его возможностей в плане решения гуманитарных задач. Математические приемы сопровождаются примерами, подробно разобранными на документах по истории России XX в. Все источниковые материалы достоверны, однако в связи с учебными целями данной работы приводятся без соответствующих ссылок.

В основе структуры учебника положены основные группы математических подходов, которые документоведы в зависимости от поставленных целей могут использовать в своей работе, параграфы и главы располагаются по степени усложнения задач. В конце каждого раздела дается перечень вопросов, по которым можно судить о степени усвоения материала. Кроме того, по приведенному списку литературы после каждой из глав полученные знания могут быть существенно расширены.

Учебное пособие утверждено Научно-методическим советом Коми республиканской академии государственной службы и управления в качестве учебного пособия для студентов для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»



ДОЛЖИКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ДОЛЖИКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 296 KB...

27 04 2024 5:23:40

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 315 KB...

25 04 2024 14:48:53

HLA-АССОЦИАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛОМ ТЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА И АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ

HLA-АССОЦИАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛОМ ТЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА И АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ У детей установлено существование ассоциативной связи тяжёлого течения атопического дерматита и атопической бронхиальной астмы с иммуногенетическими параметрами. ...

21 04 2024 5:18:11

P.aeruginosa как представитель госпитальной флоры

P.aeruginosa как представитель госпитальной флоры Статья в формате PDF 115 KB...

17 04 2024 22:30:27

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ При управлении автоматическими космическими аппаратами (КА) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении КА со сложными бортовыми системами, хаpaктеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи комaндных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления КА показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача комaнд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета КА [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на КА. Ожидается, что использование в пpaктике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...

16 04 2024 10:22:23

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У МОРСКОЙ СВИНКИ

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У МОРСКОЙ СВИНКИ Статья в формате PDF 295 KB...

15 04 2024 11:57:19

РОЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ СТАРЕНИЯ

РОЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ СТАРЕНИЯ Статья в формате PDF 331 KB...

14 04 2024 13:46:24

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Статья в формате PDF 251 KB...

08 04 2024 22:27:33

ПУТИ ЗАЩИТЫ ОТ ВИБРАЦИИ

ПУТИ ЗАЩИТЫ ОТ ВИБРАЦИИ Статья в формате PDF 87 KB...

06 04 2024 14:34:29

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ Статья в формате PDF 114 KB...

04 04 2024 4:51:39

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ На биопсийном материале пяти первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с физиологической родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия матки. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия были гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему и были условно разделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлена внутригрупповая вариация всех оцененных количественных параметров. Полученные данные могут быть базовыми при оценке тех же параметров у рожениц с патологической родовой деятельностью. ...

03 04 2024 17:33:40

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ Статья в формате PDF 657 KB...

27 03 2024 8:14:39

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на cмepтность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение cмepтности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...

22 03 2024 17:25:20

К ЕДИНСТВУ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВСЕ-ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

К ЕДИНСТВУ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВСЕ-ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Статья в формате PDF 93 KB...

21 03 2024 9:57:53

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::