О ПРИМЕНЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЯХ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

О ПРИМЕНЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЯХ

О ПРИМЕНЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЯХ

Абрамов В.К. Статья в формате PDF 116 KB

«И сказал Господь... исчислите всё общество...»

Ветхий Завет. Числа.

Научно-технический прогресс, стимулируя все виды человеческой деятельности, в то же время предъявляет резко возрастающие требования к оптимизации интерперсонального и персонального мышления. От этого в значительной степени зависит интенсификация общественной сферы в целом и научной в частности. Одна из возможностей оптимизации научного мышления заключается в быстроразвивающейся математизации наук. Прежде всего, следует отметить внедрение в терминологию гуманитарных наук (естественные уже давно находятся в тесной связи с математикой) емких и единообразных математических символов и понятий, а в методику исследований - математических приемов и моделей, описывающих сложные явления. Математизация приводит к конкретизации понятий и в итоге вносит большую ясность в посылки и выводы наук, особенно общественных. Кроме того, усвоение единообразных понятий, методов улучшает взаимосвязь наук, что делает эффективнее каждую из них. Наконец, применение математических методов значительно интенсифицирует процесс мышления в плане как меньшей затраты интеллекта на получение конечного результата, так и сокращения времени, поскольку позволяет передать ЭВМ сложную и утомительную обработку информации. Последнее обстоятельство в связи с современным лавинообразным нарастанием объема информации и научных знаний не оставляет альтернативного пути развития науки.

Все это в полной мере относится и к истории, которая в силу своей специфики должна адекватно реагировать на все требования общественного развития. Обращение историков к достижениям математики и вычислительной техники диктуется нуждами самой исторической науки. Ее современный уровень, безусловно, требует изучения эволюции производства, торговли, демографических и других массовых процессов, исследования политической, социально-экономической и других сфер, больших социальных групп, народов, населения целых континентов. Здесь просто нельзя обойтись без выборочного метода.

Современный историк должен обpaбатывать и анализировать огромный статистический материал, что невозможно без применения методов его группировки и технических средств, включая ЭВМ. Кроме того, в распоряжении историка часто оказываются отрывочные данные, носящие к тому же субъективный и даже гипотетический хаpaктер, что всегда затрудняет исследование исторических явлений и процессов традиционными описательными методами. Развитие приемов выравнивания вариационных рядов, интерполяции и экстраполяции, имитации статистического материала, во многих случаях позволяет заполнять информационный вакуум - эту ахиллесову пяту исторической науки.

Наконец, раскрытие закономерностей, прежде всего, зависит от возможности установления необходимых, существенных связей между явлениями, выяснения формы и прочности этих связей, оценки главных факторов, воздействующих на исторические явления, что подразумевает определение и сравнение количественных хаpaктеристик последних, недоступное традиционным методам, основанным главным образом на описательном сопоставлении, но естественное для методов дисперсионного, регрессионного и корреляционного анализа.

Огромные возможности открываются при применении многомерного статистического анализа. Методы автоматической классификации позволяют концентрировать исследуемые объекты по большинству существенных признаков с минимальной потерей информации.

Факторный анализ служит эффективным методом поисков обобщенных хаpaктеристик изучаемых исторических процессов и явлений, помогает вскрывать их внутреннюю недоступную непосредственному наблюдению суть. Он также более чем любой другой метод позволят «сжать» исходную информацию и в то же время учесть максимальное число исходных признаков, описывающих любой объект. Применение факторного анализа дает возможность более четко определять исторические явления и периоды, а это одна из основных проблем, стоящих перед историками. И т.д., и т.п.

Историческая наука всегда пользовалась количественными хаpaктеристиками на уровне арифметики. Особенностью современного этапа ее развития является широкое применение более сложных методов других математических дисциплин, и, прежде всего, математической статистики и теории вероятностей. Большой вклад в разработку этих методов внесли представители российской статистико-экономической школы начала XX в. В. Г. Громан, С. Н. Прокопович, Е. Е. Слуцкий, А. В. Чаянов, А. Н. Челинцев, А. И. Чупров, А. А. Чупров, А. П. Шликевич и др. Достижения этой школы, позволили провести в 1910-х гг. великолепные подворные переписи некоторых губерний России и математически обработать полученные результаты. Однако в 1930-е гг. эти исследования были в основном закрыты и спорадически стали возрождаться лишь со второй половины 1950-х гг.

Ускоренная математизация исторических исследований началась в наиболее развитых странах в 1960-е гг. Значительную роль в этом сыграли работы российских историков - И. Д. Ковальченко, Л. В. Милова, В. А. Устинова и др. Следует также отметить вклад социологов Г. В. Осипова, С. Г. Струмилина, В. Н. Шубкина и др.

В эти же годы во Франции, США, Швеции, Австрии, а затем и в других странах были организованы научные центры, объединявшие специалистов данного профиля. В России подобная работа координировалась Комиссией по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории Российской академии наук, ныне эти задачи решает ассоциация «История и компьютер». С 1970-х гг. в нашей стране регулярно издаются сборники статей, посвященных использованию разнообразных математических методов в исторической науке, монографические исследования, всесторонне рассматривающие возможности применения отдельных методов математических дисциплин при изучении различных исторических явлений и процессов. С 1980-х гг. стали издаваться учебные пособия для историков, освещающие наиболее распространенные количественные методы. Современная тематика по применению количественных методов в исторических исследованиях, в основном, развивается по двум направлениям. Для научных исследований и подготовки преподавателей осваиваются все более и более сложные методы; для студентов-гуманитариев, выпускаются адаптированные учебные пособия с процедурно-пpaктическим изложением материала.

Еще Леонардо да Винчи говорил: «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой». В старинном споре об истории, как науке или искусстве с освоением количественных методов, кажется, стали проявляться конкретные рамки и критерии. История - искусство, когда воссоздает образы великих людей и событий прошлого, оформляет гражданские чувства, воспитывает ум и направляет энергию новых поколений на воспроизводство особых общественных отношений в различных регионах планеты и в целом человечества. История - наука, когда, базируясь на точном количественном соотношении изучаемый процессов и явлений, дает обществу информацию для выводов о том, как избежать ошибок прошлого, лучше уяснить настоящее и, в известной мере, предвидеть будущее.

Ошибки прошлого говорят нам о том, что количественные методы могут стать полезными только при условии высокой профессиональной подготовки историка. Ни один из них не компенсирует ошибки сущностно-содержательного исторического анализа, но каждый может многократно их увеличить. В связи с последним хотелось бы заметить, что в поисках новых приемов исследования общественные науки уже обращались к математическим дисциплинам. В конце XVIII - начале XIX в. было опубликовано множество работ, посвященных вопросам юриспруденции, истории, политики, в которых применялись различные математические методы. Для них был хаpaктерен весьма упрощенный подход к рассматриваемым общественным процессам. На основе произвольных количественных хаpaктеристик сложные общественные проблемы решались в них как арифметические и алгебраические задачи. Разумеется, эти работы не только не сыграли положительной роли в развитии научного мышления, но и дискредитировали саму идею использования количественных методов в исторической и других общественных науках. В наше время можно наблюдать похожее явление под названием «фоменковщина». Современный математический аппарат в синтезе с вычислительной техникой таит в себе еще большие возможности отрыва от действительности, поэтому чрезвычайно важно, чтобы количественные методы применялись только в случаях необходимости, после всестороннего теоретического анализа изучаемых явлений. При неосторожном обращении это мощное орудие научного исследования может стать чем-то вроде математической игры в историю.



СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ Статья в формате PDF 145 KB...

26 04 2024 18:28:32

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН ИЗ САХАРНОГО СОРГО

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН ИЗ САХАРНОГО СОРГО Статья в формате PDF 279 KB...

25 04 2024 10:34:48

НОВЫЕ ВИДЫ ОВСЯНОГО ПЕЧЕНЬЯ

НОВЫЕ ВИДЫ ОВСЯНОГО ПЕЧЕНЬЯ Статья в формате PDF 522 KB...

23 04 2024 1:56:55

ПОМОЧЬ ЧЕРНОМУ МОРЮ

ПОМОЧЬ ЧЕРНОМУ МОРЮ Статья в формате PDF 214 KB...

22 04 2024 22:27:19

Влияние различных форм внутриутробной задержки развития на динамику роста ДЕТЕЙ

Влияние различных форм внутриутробной задержки развития на динамику роста ДЕТЕЙ Исследованы особенности взаимосвязи увеличения массы и продольных размеров тела и его частей у здоровых новорожденных (535), детей с задержкой внутриутробного развития (938) и 221 детей с отставанием в росте одной из нижних конечностей. Использованы методы антропометрии детей, ультразвуковое исследование плода и оценка психического развития дошкольников. В этих группах обследуемых выявлены хаpaктерные различия динамики продольных размеров тела, отнесенных к его массе. Показано, что церебральный тип конституции появляется у детей при отсутствии диспластической задержки роста тела. Для успешного психического развития дошкольников благоприятны не максимальные, а средние размеры тела детей. ...

20 04 2024 9:14:48

НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НА ПУТИ К ХХI ВЕКУ

Статья в формате PDF 143 KB...

17 04 2024 11:59:33

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Статья в формате PDF 133 KB...

16 04 2024 1:35:17

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ Статья в формате PDF 264 KB...

15 04 2024 21:48:19

АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ВРАЧА

АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ВРАЧА Статья в формате PDF 94 KB...

14 04 2024 15:12:22

ИННОВАЦИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья в формате PDF 231 KB...

04 04 2024 6:51:32

СТЕПЕНЬ ПРЕОБРАЗОВАННОСТИ ЛАНДШАФТОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ АНТРОПОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

СТЕПЕНЬ ПРЕОБРАЗОВАННОСТИ ЛАНДШАФТОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ АНТРОПОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Приведены результаты оценки степени антропогенной преобразованности природных ландшафтов Южной Якутии. В качестве объекта исследований была принята территория Алдано-Тимптонского междуречья. В пределах исследуемой территории охаpaктеризованы пять выделенных физико-географических провинций в зависимости от их степени преобразованности. ...

01 04 2024 17:50:33

ШАПОШНИКОВ ВЕНИАМИН ИВАНОВИЧ

ШАПОШНИКОВ ВЕНИАМИН ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 196 KB...

29 03 2024 0:58:18

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРЕВА МЕТАЛЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПЕЧНЫХ АГРЕГАТОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРЕВА МЕТАЛЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПЕЧНЫХ АГРЕГАТОВ В статье даются разъяснения к применению зависимости коэффициента интенсивности нагрева (kи.н) металла от тока электрода с целью обеспечения оптимальных электрических и технологических показателей работы электропечных агрегатов для случаев экранированного и неэкранированного горения дуг. Представлено соспоставление скорости нагрева металла и kи.н для двух указанных случаев. ...

24 03 2024 5:29:21

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::