HLA-АССОЦИАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛОМ ТЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА И АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ
При атопии отмечается генетически обусловленная способность организма к повышенной продукции общего IgE и специфических IgE-антител в ответ на действие аллергенов окружающей среды. В настоящее время развитие самых распространённых аллергических заболеваний у детей (атопический дерматит и атопическая бронхиальная астма) рассматривается с позиции полигенного аддитивного наследования. При этом предполагается наличие главных генов, детерминирующих поражение кожных структур (при атопическом дерматите) и слизистой оболочки бронхов (при атопической бронхиальной астме), а также ряда дополнительных генов. Данные литературы свидетельствуют о том, что больных атопическим дерматитом и больных атопической бронхиальной астмой отмечается повышенная частота встречаемости определённых антигенов главного комплекса гистосовместимости [1, 2]; однако в этих исследованиях не учитывалась тяжесть течения указанных заболеваний. В этой связи мы поставили перед собой цель изучить особенности распределения антигенов главного комплекса гистосовместимости I и II классов у детей с тяжелым течением атопического дерматита и тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы.
Материал и методы исследования
Под наблюдением находилось 76 детей русской национальности в возрасте от 8 месяцев до 2 лет (47 мальчиков и 29 девочек) с тяжёлым течением распространённого атопического дерматита и 26 детей русской национальности в возрасте 7-14 лет (15 мальчиков и 11 девочек) с тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы. У всех наблюдаемых больных были выявлены признаки поливалентной сенсибилизации организма. Уровень общего IgE в сыворотке крови у больных атопическим дерматитом составлял 463±60 МЕ/мл (у пpaктически здоровых детей этой возрастной группы он был равен 94±26 МЕ/мл), а у больных атопической бронхиальной астмой - 1512±218 МЕ/мл (у пpaктически здоровых детей соответствующей возрастной группы он был равен 164±41 МЕ/мл).
Типирование лимфоцитов по антигенам HLA-комплекса I класса выполнялось у больных атопическим дерматитом и больных атопической бронхиальной астмой в стандартном микролимфоцитотоксическом тесте с помощью гистотипирующих панелей ЗАО «Гисанс» (г. Санкт-Петербург), которые позволяют идентифицировать 15 антигенов локуса А и 32 антигена локуса В. Молекулярное типирование HLA-антигенов локусов DRB1 и DQB1 проводилось у больных атопическим дерматитом и больных атопической бронхиальной астмой методом полимеразной цепной реакции с набором сиквенс-праймеров (НПФ «ДНК-технология», г. Москва), который включает в себя серию амплификаций различных участков HLA-генов II класса и позволяет выявлять 14 аллелей гена DRB1, 12 аллелей и групп аллелей гена DQB1.
Расчёт иммуногенетических параметров у больных атопическим дерматитом и больных атопической бронхиальной астмой осуществляли с помощью формул, принятых в популяционной статистике. Частоту встречаемости изучавшихся антигенов определяли как процентное отношение индивидов, несущих антиген, к общему числу обследованных в группе [3]. Для установления существенности различий в хаpaктере распределения антигенов в сравниваемых группах определяли критерий согласия (χ2) с поправкой на непрерывность вариаций; с помощью специальных математических формул χ2 переводили в коэффициент достоверности различий (р). Для определения степени ассоциации атопического дерматита и атопической бронхиальной астмы с иммуногенетическими параметрами вычисляли критерий относительного риска (RR); при нулевом значении одного из составляющих величину RR рассчитывали по формуле Haldane J. Принято считать, что при RR равном 2,0 и больше существует положительная ассоциация с заболеванием (предрасположенность к развитию болезни), тогда как значения RR меньше 1,0 указывают на определённую резистентность индивида к данной патологии. Вместе с тем, у больных атопическим дерматитом и больных атопической бронхиальной астмой рассчитывали этиологическую фpaкцию (EF), хаpaктеризующую силу положительной HLA-ассоциации, и превентивную фpaкцию (PF), хаpaктеризующую силу отрицательной HLA-ассоциации [4].
Математическую обработку результатов HLA-типирования у больных атопическим дерматитом и больных атопической бронхиальной астмой выполняли не персональном компьютере с использованием специальной программы, составленной сотрудниками лаборатории иммуногематологии Кировского НИИ гематологии и переливания крови на основании указанных выше формул. Контрольную группу составили 153 пpaктически здоровых ребёнка русской национальности, проживающих в г. Кирове и Кировской области.
Результаты и их обсуждение
В ходе иммуногенетических исследований были установлены HLA-антигены, с которыми ассоциировался высокий относительный риск развития атопического дерматита и атопической бронхиальной астмы у детей (таблица 1).
Таблица 1. HLA-ассоциации у детей с тяжёлым течением атопического дерматита (АД) и атопической бронхиальной астмы (БА)
Исследования показали, что у наблюдаемых детей с атопическим дерматитом констатировалось значительное повышение частоты встречаемости антигенов главного комплекса гистосовместимости I класса HLA-A1, HLA-B17, HLA-B18 и антигена главного комплекса гистосовместимости II класса HLA-DRB1*04 (таблица). Представительство указанных HLA-антигенов ассоциировалось с повышением относительного риска развития тяжёлого распространённого атопического дерматита (RR = 2,51-4,03).
У наблюдаемых детей с атопической бронхиальной астмой отмечалась высокая частота встречаемости антигенов главного комплекса гистосовместимости I класса HLA-A26 и HLA-B8 (таблица). Представительство этих HLA-антигенов ассоциировалось с повышением относительного риска развития тяжёлой атопической бронхиальной астмы (RR = 3,42-7,06).
Результаты исследований свидетельствуют о том, что у детей при тяжёлом течении атопического дерматита и тяжёлом течении атопической бронхиальной астмы констатируется ассоциативная связь с определёнными антигенами главного комплекса гистосовместимости.
Выводы
1. Для выявления детей, предрасположенных к тяжёлому течению атопического дерматита и тяжёлому течению атопической бронхиальной астмы, рекомендуется использовать идентификацию антигенов главного комплекса гистосовместимости I и II классов.
2. Представительство у детей HLA-антигенов А1, В17, В18 и DRB1*04 ассоциируется с повышением относительного риска развития тяжёлого атопического дерматита (в 2,51-4,03 раза), тогда как представительство HLA-антигенов А26 и В8 ассоциируется с повышением относительного риска развития тяжёлой атопической бронхиальной астмы (в 3,42-7,06 раза).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Балаболкин И.И. Атопический дерматит/ И.И. Балаболкин, В.Н. Гребенюк, А.В. Кудрявцева, Л.Д. Ксензова, С.Г. Макарова: Детская аллергология. Руководство для врачей (под ред. А.А. Бapaнова, И.И. Балаболкина).-Москва, 2006.-с.424-485.
- Балаболкин И.И. Бронхиальная астма/ И.И. Балаболкин, А.В. Ляпунов, И.В. Рылеева, Н.В. Юхтина, Л.С. Намaзoва, О.Ф. Лукина, И.А. Ларькова, Е.С. Тюменцева: Детская аллергология. Руководство для врачей (под ред. А.А. Бapaнова, И.И. Балаболкина).-Москва, 2006.-с.298-371.
- Зарецкая Ю.М. Клиническая иммуногенетика/ Ю.М. Зарецкая: Москва, «Медицина».-208 с.
- Sweigaard A. HLA and disease assotions: detecting the strongest assotions/ A. Sweigaard, L.P. Ryder// Tussue Antigens.-1994.-v.43.-p.18-27.
Статья в формате PDF 134 KB...
30 04 2024 7:18:47
В работе предпринята попытка изучить формирование симптомов профессионального выгорания у пpaктически здоровых, активно работающих в учреждениях здравоохранения Ростова и Ростовской области, медицинских сестер, которые обучаются в ГОУ СПО РО "Ростовский базовый медицинский колледж" на отделении "Сестринское дело (повышенный уровень образования)". Получены статистически достоверные показатели снижения профессионального выгорания обследованных, определена его основная симптоматика. Предложены меры по снижению стрессогенности профессиональной деятельности. ...
28 04 2024 23:22:37
Статья в формате PDF 121 KB...
27 04 2024 4:40:43
Испытан способ стимуляции костномозгового гемопоэза при лечении острой лучевой болезни (ОЛБ) у животных, включающий остеоперфорацию эпифизов трубчатых костей, с использованием высокоинтенсивного инфpaкрасного диодного лазера. После остеоперфорации проводится курс лечения церулоплазмином в суточной дозе 1,5-2,5 мг/кг. Проведенные экспериментальные исследования и наблюдения показывают, что на фоне лазерной остеоперфорации и применения церулоплазмина у собак отмечено интенсивное увеличение содержания в периферической крови эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, а также концентрации гемоглобина в одном эритроците. Эффективность при лечении острой лучевой болезни составила 100%. ...
26 04 2024 17:37:41
Статья в формате PDF 124 KB...
25 04 2024 18:48:50
Инженерная рационализация лесопользования предполагает активное применение достижений древесиноведения. Фундаментальные достижения в этой области вполне могут быть применены в исследованиях свойств живой древесины растущих деревьев. Доказательство биотехнического принципа в данной статье выполнено на основе моделирования экспериментальных данных профессора Б.Н.Уголева по деформативности древесины при действии усилий поперек волокон. ...
24 04 2024 1:29:44
Статья в формате PDF 294 KB...
23 04 2024 20:20:36
Статья в формате PDF 138 KB...
22 04 2024 15:20:52
Статья в формате PDF 106 KB...
20 04 2024 3:34:15
Статья в формате PDF 236 KB...
19 04 2024 15:30:40
Статья в формате PDF 280 KB...
18 04 2024 11:38:46
Статья в формате PDF 120 KB...
17 04 2024 19:52:57
Статья в формате PDF 119 KB...
16 04 2024 10:54:33
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 1:41:22
Статья в формате PDF 149 KB...
14 04 2024 15:55:18
Статья в формате PDF 136 KB...
13 04 2024 23:18:32
Статья в формате PDF 109 KB...
12 04 2024 19:28:34
Статья в формате PDF 286 KB...
11 04 2024 13:44:55
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 4:30:56
Статья в формате PDF 110 KB...
07 04 2024 12:31:54
Статья посвящена решению проблемы рекуперации осадка отстойников целлюлозно-бумажной промышленности. Предложено использовать золу шлам-лигнина в качестве высоко эффективного сорбента сточных вод различного состава. ...
04 04 2024 15:34:37
Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...
03 04 2024 14:14:10
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 18:32:17
01 04 2024 3:54:31
Статья в формате PDF 252 KB...
31 03 2024 6:26:49
Статья в формате PDF 108 KB...
30 03 2024 8:10:40
Статья в формате PDF 121 KB...
29 03 2024 4:21:49
Статья в формате PDF 140 KB...
28 03 2024 22:23:34
Статья в формате PDF 119 KB...
27 03 2024 3:57:24
Статья в формате PDF 103 KB...
25 03 2024 11:11:22
Статья в формате PDF 127 KB...
24 03 2024 15:24:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::