ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
На базе Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тыва была разработана интеpaктивная периодическая таблица химических элементов с элементами экологии. Таблица составлена на основе Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева, но содержит информацию о биологической роли и об источниках антропогенного поступления химических элементов в окружающую среду. Главное внимание при составлении таблицы уделялось необходимости тесной связи ее содержания с повседневной жизнью.
Детали таблицы:
Первый столбец дает представление о классификации элементов: если название напечатано красной краской, то это-макроэлемент, синей-микроэлемент, желтой краской изображены ультрамикроэлементы. Второй столбец иллюстрирует депо (места наибольшего концентрирования) и суточную потребность элемента в организме человека. В третьем столбце с помощью символов отражены следующие хаpaктеристики элементов:
- биологическая роль элемента,
- антропогенный источник,
- заболевания при недостатке элементов,
- заболевания при избытке элементов.
В четвертом столбце отражены пищевые источники химических элементов. В качестве примера приведем хаpaктеристику меди. Символ и название отпечатаны синим - значит, медь является микроэлементом. В организме медь в большей степени концентрируется (депо) в мозге, печени, почках, крови. Суточная потребность организма -2-5 мг/сут. Общее содержание меди в организме человека с массой тела 70 кг - 72 мг.
Биологическая роль: Медь играет важную роль в поддержании нормального состава крови. Входит в состав многих витаминов, гормонов, ферментов, дыхательных пигментов, участвует в процессах обмена веществ, в тканевом дыхании. Медь повышает устойчивость организма к некоторым инфекциям, связывает микробные токсины и усиливает действие антибиотиков.
Антропогенные источники поступления меди в окружающую среду: 1) пестициды, 2) пиротехника, 3) медная посуда, 4) производство меди, кабелей, 5) краски, 6) питьевая вода. При дисбалансе меди в организме главными органами-мишенями являются: печень, желудочно-кишечный тpaкт, ЦНС, почки, кожа.
Симптомы заболеваний при дисбалансе меди в организме: судороги, гепатит, цирроз печени, артрит, мочекаменная болезнь, гиперпигментация, болезнь Вильсона.
Пищевые источники: морские продукты, капуста, картофель, крапива, кукуруза, шпинат, яблоко.
Другие эколого - физиологические данные: 1)суточное поступление с воздухом-0,02 мг, суточное выведение с мочой-0,05 мг, период полувыведения из организма - 12-61 час, токсическая доза для человека->250 мг.
Преимущества этой таблицы для изучения окружающей среды очевидна. Таблица помогает понять, где концентрируется элемент в организме человека и какова его роль. Применение такой периодической таблицы в школе необходимо ученикам для более осознанного отношения и к химии, и к окружающей среде.
Положительный опыт использования компьютерных технологий при создании периодической таблицы позволил продолжить работу в этом направлении. Для использования в учебном процессе при изучении неорганической химии нами разработаны электронные иллюстрационные материалы с элементами экологии в виде схем и таблиц. В таблицах и схемах представлены эколого-физиологические данные о наиболее важных для организма человека химических элементах. При составлении схем и таблиц использовалось цветное кодирование и фотоиллюстрации. Наличие данного пособия не требует временных затрат для записи основных понятий, а компактность изложения (в виде схем, таблиц) материала позволяет быстро найти нужные сведения. Достаточно широкий охват материала, наряду с доступностью и иллюстрированностью изложения, позволит сформировать достаточно полную и ясную картину о роли химических элементов в организме человека, не прибегая к разрозненным сведениям из отдельных книг. Использование таких интеpaктивных таблиц при изучении курса химии позволяет активизировать зрительную и эмоциональную память, развивать познавательный интерес и повышать мотивацию учения [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гудилина Использование интернет-технологий на уроках искусства//Информатика и образование, №10.- 2003.- С.74.
Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Экология и рациональное природопользование», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 13,01,05 г.
Статья в формате PDF 132 KB...
29 04 2024 1:40:55
Статья в формате PDF 112 KB...
28 04 2024 9:52:36
Статья в формате PDF 355 KB...
27 04 2024 14:22:55
Статья в формате PDF 116 KB...
26 04 2024 0:52:17
Статья в формате PDF 348 KB...
25 04 2024 12:33:18
Статья в формате PDF 133 KB...
24 04 2024 7:59:46
Статья в формате PDF 114 KB...
23 04 2024 21:56:58
Статья в формате PDF 251 KB...
22 04 2024 5:15:58
21 04 2024 1:25:40
Статья в формате PDF 110 KB...
20 04 2024 19:11:40
Статья в формате PDF 128 KB...
19 04 2024 3:33:29
Статья в формате PDF 122 KB...
18 04 2024 20:24:12
Статья в формате PDF 142 KB...
17 04 2024 16:42:25
Статья в формате PDF 135 KB...
16 04 2024 1:57:55
Статья в формате PDF 187 KB...
15 04 2024 15:58:15
Статья в формате PDF 103 KB...
13 04 2024 6:42:50
Статья в формате PDF 311 KB...
12 04 2024 4:58:46
Представлен научный обзор литературных данных о репаративной регенерации соединительной ткани и возможного регуляторного влияния на этот процесс с помощью облучения рефлексогенных кожных зон электромагнитным излучением крайне высокочастотного и терагерцового диапазонов. Акцентируется внимание на значении нейровегетативного компонента в ходе адаптационных реакций соединительной ткани к повреждению с помощью современных стресс-лимитирующих реабилитационных технологий. Анализируются современные гипотезы предполагаемого механизма действия корригирующих методик на основе электромагнитных стимулов крайне высокочастотного и терагерцового диапазонов на процессы межклеточных нейроиммунноэндокринных взаимодействий. Обосновывается необходимость дальнейших экспериментальных исследований на клеточном уровне in vitro для подбора оптимальных параметров воздействия с целью регуляции пролиферативной и функциональной клеточной активности и разработки новых приборов с шумовым диапазоном излучения. ...
11 04 2024 21:39:21
Статья в формате PDF 290 KB...
10 04 2024 15:58:42
Статья в формате PDF 118 KB...
09 04 2024 4:49:48
Статья в формате PDF 112 KB...
08 04 2024 0:29:51
Статья в формате PDF 109 KB...
06 04 2024 12:46:14
Статья в формате PDF 102 KB...
05 04 2024 16:25:27
Статья в формате PDF 337 KB...
04 04 2024 20:19:46
Статья в формате PDF 121 KB...
02 04 2024 23:37:20
Статья в формате PDF 121 KB...
01 04 2024 8:53:17
Статья в формате PDF 135 KB...
31 03 2024 3:44:51
Статья в формате PDF 110 KB...
30 03 2024 15:41:53
Статья в формате PDF 296 KB...
29 03 2024 5:46:12
Статья в формате PDF 112 KB...
28 03 2024 17:36:36
Статья в формате PDF 106 KB...
27 03 2024 8:18:41
Статья в формате PDF 242 KB...
26 03 2024 6:25:25
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 14:54:39
Статья в формате PDF 127 KB...
24 03 2024 0:27:59
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...
23 03 2024 5:17:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::