МОДЕЛЬ БИФУРКАЦИЙ В АНАЛИЗЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМАХ
Современный уровень развития цивилизации хаpaктеризуется высокой степенью индустриализации, созданием сложных человеко-машинных систем (ЧМС), активным воздействием человека на окружающую среду. Согласно статистическим данным ежегодно растет риск возникновения происшествий, аварий и катастроф техногенного хаpaктера, а величина ущерба приобретает глобальные масштабы, создающие серьезную угрозу человеческой жизнедеятельности. В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение безопасности сложных систем, как на этапе проектирования, так и в процессе изготовления, монтажа, наладки и эксплуатации. Решение указанной проблемы в рамках теории безопасности сложных систем проводится на основе анализа причинно-следственных связей предпосылок и факторов аварийности и травматизма ЧМС, статистической оценки уровня безопасности по числу происшествий и ущерба от них, вероятностным моделированием процессов и систем, а также решением оптимизационной задачи - минимизации риска и ущерба от аварий. Системный анализ оценки уровня безопасности позволяет учесть особенности технологии, надежность оборудования, условия среды и человеческие факторы, модели которых в основном имеют вероятностное описание. Компьютерные средства имитационного моделирования позволяют прогнозировать изменение показателей безопасности в динамике.
Методологической основой моделирования происшествий в техносфере являются методы диаграмм влияния [1]. Вероятность возникновения происшествия Q(X) определяется по диаграмме влияния с учетом алгебры событий и правил теории вероятностей. Структура диаграммы влияния определяет причинно-следственные связи между предпосылками и событиями. Накопленные данные о происшествиях и анализ их причин позволяют сделать вывод, что, несмотря на возможное постепенное плавное накопление энергии, и изменений в системе, авария происходит внезапно скачкообразно. Природа скачков может быть различной, а их возникновение трудно предсказать. Теоретической основой описания внезапных изменений в поведении системы служит теория катастроф [3]. В рамках теории катастроф эволюционный процесс математически описывается векторным полем в фазовом прострaнcтве. Каждая точка фазового прострaнcтва задает состояние системы, а вектор, приложенный в этой точке, указывает скорость изменения состояния системы. С течением времени в системе могут возникнуть неравновесные состояния (бифуркации), т.е. система может стать неустойчивой.
Классический метод прогнозирования вероятности возникновения аварий, основанный на анализе деревьев происшествий, определяет лишь среднюю ожидаемую вероятность аварии, а имитационная модель дерева происшествий дает как бы временные срезы динамики изменения вероятности аварии. Такие параллельные срезы не учитывают последовательный хаpaктер нарастания опасной ситуации и скачкообразного возникновения аварии. Поэтому целью работы является построение модели аварийности и травматизма в ЧМС, учитывающей взаимное влияние последовательных состояний системы и ее параметров. Основу модели составляет базовая имитационная модель дерева происшествий, дополненная оператором бифуркаций.
Компьютерная модель модифицированного дерева происшествий реализована в программе математического моделирования Matlab [3], где исходные предпосылки реализованы в виде генераторов случайных чисел с заданными законами распределения и априорными вероятностями возникновения. В структуре генераторов, формирующих вероятности предпосылок, реализована модель бифуркационного скачка, основанного на формуле Байеса
(1)
где - вероятность гипотезы возникновения происшествия в i -й момент времени;
pi-1 - условная вероятность возникновения аварии на i-1 шаге.
Независимо от исходного закона распределения случайного процесса результат применения оператора бифуркации (1) приводит к гиперболическому изменению кривой распределения. Анализ результатов моделирования показывает, что предложенная модель учитывает как причинно-следственные связи, так и скачкообразный хаpaктер проявления аварий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белов П.Г. Моделирование опасных процессов в техносфере. - М.: Изд-во АГЗ МЧС, 1999. - 124с.
- Острейковский В.А. Анализ устойчивости и управляемости динамических систем методами теории катастроф. - М.: Высш. шк., 2005. - 326с.
- MatLab. Справочник. - СПб.: Питер, 2003.
Статья в формате PDF 111 KB...
25 04 2024 4:57:55
Статья в формате PDF 123 KB...
24 04 2024 19:39:48
Статья в формате PDF 111 KB...
23 04 2024 15:24:18
Статья в формате PDF 387 KB...
21 04 2024 7:21:16
Статья в формате PDF 124 KB...
20 04 2024 13:19:26
Статья в формате PDF 267 KB...
19 04 2024 15:32:27
Статья в формате PDF 115 KB...
18 04 2024 2:31:56
Статья в формате PDF 223 KB...
17 04 2024 18:20:46
Статья в формате PDF 110 KB...
15 04 2024 22:43:57
Статья в формате PDF 123 KB...
14 04 2024 20:21:32
Статья в формате PDF 119 KB...
13 04 2024 23:25:51
Статья в формате PDF 137 KB...
12 04 2024 9:37:28
Статья в формате PDF 127 KB...
09 04 2024 15:21:29
Статья в формате PDF 119 KB...
07 04 2024 10:58:25
Статья в формате PDF 124 KB...
06 04 2024 3:45:48
Статья в формате PDF 124 KB...
04 04 2024 6:17:55
Статья в формате PDF 101 KB...
03 04 2024 18:42:23
Статья в формате PDF 338 KB...
02 04 2024 2:27:55
Статья в формате PDF 278 KB...
01 04 2024 20:27:18
31 03 2024 13:32:41
Статья в формате PDF 119 KB...
29 03 2024 5:32:43
Статья в формате PDF 251 KB...
28 03 2024 2:38:40
Статья в формате PDF 123 KB...
27 03 2024 6:21:41
Статья в формате PDF 124 KB...
25 03 2024 11:13:47
Статья в формате PDF 112 KB...
24 03 2024 15:32:25
Статья в формате PDF 100 KB...
23 03 2024 8:56:10
Статья в формате PDF 490 KB...
22 03 2024 8:54:37
Статья в формате PDF 263 KB...
21 03 2024 7:13:24
Статья в формате PDF 101 KB...
20 03 2024 4:49:19
Статья в формате PDF 161 KB...
19 03 2024 11:34:54
Статья в формате PDF 113 KB...
18 03 2024 9:28:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::