МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Жиркова З.С. Статья в формате PDF 483 KB

В последние годы в систему образования прочно вошли не только понятие «менеджмент», но и «маркетинг». Маркетинг - это вид деятельности, который содействует расширению производства и торговли, выявлению запросов потребителей и удовлетворению этих запросов. Если говорить применительно к образовательному учреждению, то маркетинг - стимул непрерывного его развития. Образование как одна из быстро развивающихся отраслей народного хозяйства является перспективной сферой для развития научных основ маркетинга, так как главной задачей маркетинга образования является удовлетворение потребностей, как личности, так и общества в целом.

В.Б. Банслова предлагает определение образовательной услуги, учитывающее следующие аспекты:

1) с позиции личности - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального хаpaктера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе;

2) с позиции предприятия - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях;

3) с позиции государства - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества [1].

Таким образом, удовлетворение потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений.

Традиционными объектами маркетинга являются товары, услуги, а также в последние десятилетия идеи.

В широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом [4].

Каждая из этих разновидностей маркетинга по его объектам обладает своими особенностями, требует особых подходов [5].

Вместе с образовательными услугами (или самостоятельно) реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов образовательных учреждений - изобретения, патенты, программы исследований, обучения и пpaктических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также товарная символика производителей подобных услуг - наименования, логотипы, товарные знаки и т.п. [4].

«Образовательные услуги и продукты», которые представляют собой комплекс объектов маркетинга в сфере образования, Образовательные услуги- это важнейший и наиболее специфический тип объектов маркетинга в образовании [2]. А.П. Егоршин подчеркивает, что маркетинг в образовании - это преимущественно маркетинг образовательных услуг [3].

Таким образом, маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей.

В рамках реализации предложенной нами модели управления маркетингом студенты по специальности «Менеджмент организации» Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова на производственной пpaктике провели исследование желаемой хаpaктеристики будущего контингента обучающихся ГОУ ПУ № 35 Томпонского района Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовали учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ Томпонского района.

Анкетирование было проведено на целевом сегменте с целью прогнозирования спроса на образовательные услуги, предлагаемые ГОУ ПУ № 35 потребителей и с целью определения комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе образовательных услуг.

Приведем выборочные результаты анкетирования.

Из диаграммы (рис. 1) видно, что большинство респондентов, а именно 53 % - учиться побуждает получение высшего образования. На втором месте, с небольшим отрывом 48 % - возможность хорошо заpaбатывать. 43 % - побуждает расширение кругозора, 35 % - максимальная реализация своих возможностей. А 15 % волнует получение уважения в обществе. И в последнюю очередь учащихся волнует просто получение диплома, влияние родителей, получение отсрочки от призыва в ряды РА и социальное обеспечение в образовательных учреждениях (соответственно 2, 3, 2 и 2 %).

Рис. 1

69 % учащихся собираются поступать в вуз. 13 % - будут поступать в ГОУ ПУ № 35. 12 % - не знают ответа на этот вопрос. 5 % - учащихся собираются учиться заочно и параллельно работать. 1 % - хотят работать.

Рис. 2

49 % респондентов ответили, что если не поступят в выбранное ими учебное заведение, то пойдут работать. И еще 49 % ответили, что поступили бы в ГОУ ПУ №35. 6 % - поступили бы в любое другое учебное заведение. 1 % - пошли бы служить в РА. 6 % - воздержались от ответа.

Рис. 3

48 % учащихся не знают ответа на этот вопрос. 35 % - при определенных обстоятельствах пошли бы учиться в ГОУ ПУ №35. 8 % - не пошли бы. 4,5 % - хотят учиться в ГОУ ПУ №35. Воздержались - 4,5 %.

Рис. 4

Рейтинг профессий: «Оператор ЭВМ» (37 %); «Продавец контролер-кассир» (25 %); «Слесарь по ремонту автомобиля. Водитель трaнcпортного средства категории «С»» (15 %); «Социальный работник» (10 %); «Сварщик ручной и дуговой сварки» (8 %); «Помощник воспитателя» (4 %); «Электромонтер по ремонту электросетей» и «Монтажник сан. технического оборудования» (по 2 %).

Были разработаны рекомендации по совершенствованию организации привлекательности образовательного учреждения.

Рис. 5

Список литературы

  1. Банслова В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб.: ИПК СПбГИЭА, 1999. - С. 8.
  2. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования: учебное пособие. - М.: Университетская книга. Логос, 2007. - 336 с.
  3. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 624 с.
  4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие. - М.: Интерпpaкс, 1995. - 240 с.
  5. Панкрухин А.П. «Образовательные услуги: точка зрения маркетолога» // «Аlma mater». - 2003. - № 3.


Управление рисками в системе бизнес –планирования

Управление рисками в системе бизнес –планирования Статья в формате PDF 112 KB...

27 04 2024 19:51:59

Степень АВ0-изоиммунизации женского организма

Степень АВ0-изоиммунизации женского организма Статья в формате PDF 105 KB...

21 04 2024 0:39:37

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТЬ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТЬ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ Преодоление фундаментальных трудностей психологической работы с oнкoлoгическими больными на этапе принятия диагноза позволит облегчить не только процесс адаптации к диагнозу, но и, возможно, процесс лечения. Проработка личностно-психических проявлений, может стать основной для успешной психокоррекционной или психотерапевтической работы, которая является одним из мощных ресурсов на пути к выздоровлению. ...

20 04 2024 12:48:14

ПРОБЛЕМА ШУМА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

ПРОБЛЕМА ШУМА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ Статья в формате PDF 93 KB...

17 04 2024 14:15:33

32-РАЗРЯДНЫЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРЫ СЕМЕЙСТВА AVR32

Статья в формате PDF 263 KB...

16 04 2024 15:45:16

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА Статья в формате PDF 154 KB...

15 04 2024 16:19:58

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА Изучены особенности биологии и некоторые демографические хаpaктеристики двух популяций озерной лягушки (Rana ridibunda Pall.), случайно интродуцированной в водоемы-охладители тепловых станций, на территории Среднего Урала. Условия существования в новых водоемах оказались благоприятными. За интродукцией последовало самостоятельное расселение, обе популяции в настоящее время занимают значительную территорию. Животные, обитающие в этих популяциях, отличаются по размерно-возрастному составу размножающихся особей, типу нереста, плодовитости. Полученные данные позволяют утверждать, что обнаруженные различия носят адаптивный хаpaктер. ...

14 04 2024 3:10:32

КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Проведен анализ криминальной агрессии лиц с психическими расстройствами в различные социально-экономические периоды развития России (советский, перестройка, современный период). Выявлена прямая корреляционная зависимость уровня криминальной агрессии лиц с умственной отсталостью со снижением уровня жизни. Существенную роль в формировании криминальной агрессии указанного контингента играли корыстные мотивы. Предлагаются методы первичной и вторичной психопрофилактики. ...

11 04 2024 12:45:14

ЖИЗНЬ ЭТО...

ЖИЗНЬ ЭТО... «Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут стрaнcтвовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...

06 04 2024 6:29:37

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР Обсуждаются разбиения 3D прострaнcтва на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

03 04 2024 11:11:45

Влияние различных форм внутриутробной задержки развития на динамику роста ДЕТЕЙ

Влияние различных форм внутриутробной задержки развития на динамику роста ДЕТЕЙ Исследованы особенности взаимосвязи увеличения массы и продольных размеров тела и его частей у здоровых новорожденных (535), детей с задержкой внутриутробного развития (938) и 221 детей с отставанием в росте одной из нижних конечностей. Использованы методы антропометрии детей, ультразвуковое исследование плода и оценка психического развития дошкольников. В этих группах обследуемых выявлены хаpaктерные различия динамики продольных размеров тела, отнесенных к его массе. Показано, что церебральный тип конституции появляется у детей при отсутствии диспластической задержки роста тела. Для успешного психического развития дошкольников благоприятны не максимальные, а средние размеры тела детей. ...

21 03 2024 9:26:30

NEW APPROACH TO TERRORISM NATURE RESEARCH

NEW APPROACH TO TERRORISM NATURE RESEARCH Статья в формате PDF 50 KB...

20 03 2024 16:13:18

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::