МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ

Карякин Ю.В. Статья в формате PDF 110 KB

Анализ современного научного взгляда на образование в аспекте его обоснованности, то есть в аспекте связи с начальными, генетически первичными понятиями начнём с обращения к энциклопедическому толкованию термина методология. Определение: «Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [1]. Четыре начальных понятия структура, логическая организация, средства и методы - вот предметы, от которых мы начинаем исследование.

Paкурс нашего взгляда на методологию образования определяется актуализацией понимания того, что мы живем в изменяющемся мире, сами подвержены изменениям и прибегаем периодически к понятийной ревизии картины мира, а в данном случае и в частности - своего представления о методологии образования. Нас интересует изменчивость названных четырех элементов, образующих понятие методология. Посмотрим на них с целью констатации степени их изменчивости в эволюционирующем обществе.

Структура деятельности «образование» проста и неизменна: она включает два элемента, учащегося и преподавателя.

Логическая организация образования есть отражение намерения общества готовить к жизни подрастающее поколение, используя опыт старшего поколения. Очевидно, что и этот компонент методологии не претерпевает изменений в эволюционирующем обществе. Два оставшихся компонента вряд ли обладают такой же устойчивостью к переменам времени, как структура и логическая организация. Более того, оба компонента, скорее всего, изменчивы как во времени, так и в культурном прострaнcтве современности.

 Средства образования. В сущностном аспекте это то, с помощью чего преподаватель делает из «неученого» «ученого». Что же это? Сегодня это принято обозначать словами знания, умения, навыки и компетенции. В прежние времена это называлось иными словами, но это не важно, ибо есть термин, интегрирующий понятия, обозначаемые этими словами. Этот термин - опыт познавания. Именно он обеспечивает образование как деятельность тем, с помощью чего преподаватель «образует» учащегося, а его отсутствие делает бессмысленным намерение подготовки юных к жизни. Такую тpaктовку средства образования назовём традиционной. Представляется, что превалирующее большинство педагогических концепций и сегодня используют именно такое понимание средства образования. Есть ли какая-либо причина подвергнуть ревизии такое толкование средства образования? Оказывается - есть. Причина заключается в наступившей осознанности обществом того факта, что добытого предшественниками опыта познания реальности уже недостаточно для адекватной подготовки молодых к будущей жизни. Первопричина этого несоответствия в «ускорении времени», в том, что обновление наших представлений о мире уже не только сопоставимо с периодом профессиональной активности индивида, но и укладывается на нем кратно. Общество осознало, что учить тому, что умеешь - значит усугубллять негативную ситуацию. Осознана необходимость найти такой режим образования, который позволил бы «включать» сменяющее поколение в познавательную деятельность без остановки на «передачу эстафетной палочки». Осуществление такого режима средствами только опыта познавания невозможно. Но если средство образования в виде опыта дополнить самой изменяющейся реальностью, то задача «гладкой эстафеты» становится разрешимой. Технология такого дополнения разработана. Подробно описаны процедуры проектирования учебного курса методом, основанном на онтогенетическом описании предмета учебной дисциплины[2].

Методы образования. Изменчивость методов образования в аспекте истории бесспopна. В ахроматическом аспекте их разнообразие также велико. Рассмотрение этого разнообразия здесь неуместно. Наше намерение заключается в том, чтобы, охаpaктеризовав все популярные сегодня методы одним интегральным признаком, попытаться дополнить понятие «метод образования» чем-то, трaнcформирующим метод в направлении соответствия эволюционирующему обществу.

Предельно обобщенное понятие «метод образования», предположим, заключается в том, что преподаватель демонстрирует для учащегося свою деятельность в предмете учебной дисциплины, побуждая его к попыткам действовать также. Попытки учащегося подкрепляются специальным комплексом методических средств и приспособлений. Определив в таком виде современное представление о методе образования, зададимся вопросом: «Соответствует ли такой метод задаче «гладкой эстафеты» в передаче социального опыта?» Ответ очевиден - не соответствует. Он не реализует передачу социального опыта без задержки. Время задержки включает время подготовки и издания учебной литературы и другие фазы популяризации научных представлений о мире. Можно ли устранить задержку полностью? Сделаем такую попытку в сфере инженерного образования. Попытка заключается в трaнcформации традиционного метода образования в изложенной тpaктовке. Tрaнcформированный метод должен включать и использовать в качестве фундаментальной компоненты онтогенетическое описание предмета науки. Результат онтогенетического описания - дерево понятий.

Обращаясь снова к методологии образования, заключаем, что в современном смутно-поисковом периоде его развития возможна целеориентированная и концептуально определенная инновационная деятельность на основе онтогенетического описания, как один из вариантов эволюционирования нашего представления об образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Советский энциклопедический словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1984.
  2. Карякин Ю.В. Учебный процесс в вузе. - Томск: Дельтаплан, 2006. - 132 с.


ПОЛЯРНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАК НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ ХХ СТОЛЕТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА)

ПОЛЯРНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАК НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ ХХ СТОЛЕТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА) Представленный материал является предварительной попыткой изучить направления работы, результаты исследований и определить их значение для развития современных агротехнологий в экстремальных климатических условиях, а также конкретный вклад специалистов и ученых полярников в развитие полярного овощеводства в истекшем столетии. Архивные материала, включающие некогда засекреченные отчеты с.-х. опытных станций и опopных пунктов академических структур, Главсевморпути и МТБ содержит значительный и не потерявший своей актуальности научно-исследовательский материал, накопленный специалистами и учеными предыдущих поколений, но элиминированный из памяти социальной истории отечественной науки и техники. Исследование и осмысление этих материалов будет способствовать развитию современного научного овощеводства. ...

28 04 2024 12:42:13

СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Статья в формате PDF 250 KB...

27 04 2024 4:31:25

ТРУБНИКОВ ГЕРМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТРУБНИКОВ ГЕРМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья в формате PDF 83 KB...

26 04 2024 4:20:18

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Статья в формате PDF 103 KB...

23 04 2024 10:57:35

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ Изучены ценопопуляции Pulsatilla multifida на территории Юго-Западной и Западной Якутии. Рассмотрено влияние антропогенного фактора на их состояние ...

20 04 2024 14:19:32

Регулирование отношений между государствами

Регулирование отношений между государствами Статья в формате PDF 112 KB...

18 04 2024 5:59:45

КАРБОГИДРАЗЫ: СТРУКТУРА И СПЕЦИФИЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ

КАРБОГИДРАЗЫ: СТРУКТУРА И СПЕЦИФИЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ Статья в формате PDF 110 KB...

17 04 2024 0:10:52

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Статья в формате PDF 267 KB...

11 04 2024 20:51:40

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 273 KB...

31 03 2024 8:57:20

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ВНУТРИУТРОБНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОДА У ПАЦИЕНТОК С ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ВНУТРИУТРОБНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОДА У ПАЦИЕНТОК С ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ) относится к числу самых распространенных вирусных заболеваний. Наиболее уязвимыми являются плод и новорожденный. Целью данного исследования явилась ранняя диагностика нарушений внутриутробного состояния плода у беременных с ЦМВИ. Благодаря разработке новой ультразвуковой аппаратуры, основанной на эффекте Допплера проводились исследования кровотока в магистральных сосудах, а именно маточных артериях. Согласно поставленной цели по разработанной нами методике были рассмотрены анкеты клинико-лабораторного исследования у беременных с ЦМВИ. Всего обследовано 115 женщин с различными сроками беременности и 40, составляющих контрольную группу. Из общего числа беременных у 64 (55,7 %) ЦМВИ протекала в легкой форме, первично-латентную инфекцию наблюдали у 48 (41,7 %) пациенток. Ультразвуковое сканирование проводилось в разные сроки беременности, преимущественно во II-III триместрах, однако, по показаниям в некоторых случаях УЗИ осуществляли и в более ранние сроки. Исследование проводилось на аппарате «Aloka» 1700 SSD с допплерометрическим блоком пульсирующей волны, с использованием трaнcдьюсеров 3,5 и 5 мГц и трaнcвaгинальным датчиком 6,5 мГц. При допплерографии в акушерстве применяется качественный анализ кривых скоростей кровотока (КСК). Определяются систоло-диастолическое соотношение (СДО), индекс резистентности (ИР), пульсовый индекс (ПИ). В нашем исследовании наиболее нeблагоприятным признаком явилось появление дикротической выемки на фоне двухстороннего нарушения маточно-плацентарного кровотока. У беременных с латентной формой ЦМВИ нами выявлена также ассиметрия маточно-плацентарного кровотока. Изменение кровотока в правой МА более выражено, что, по-видимому связано с наличием плацентации одноименной стороны. Снижение маточно-плацентарного кровотока в правой МА постепенно приводит к снижению в левой МА, и связано с наличием морфологических изменений в плаценте. Более выраженные нарушения маточно-плацентарного кровотока встретились у беременных с СЗРП. Из этого следует, что основная причина гипотрофии – это нарушение маточно-плацентарного кровотока. ...

28 03 2024 17:26:22

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ Статья в формате PDF 251 KB...

25 03 2024 6:13:14

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::