ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, призванному сформировать экономическое мышление, привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности подрастающего поколения. Сегодня экономическая подготовка, основы которой должны быть заложены в школе, стала необходимым условием любой целесообразной деятельности.
Среди целей школьного экономического образования можно выделить:
- формирование у школьников основы системного и экономического мышления, позволяющего приобрести умения и навыки осмысления новых экономических институтов, их взаимосвязей, и на основе этого аргументировано объяснять экономические явления и прогнозировать свои действия;
- воспитание экономически грамотного члeна общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы, способного включиться в экономическую жизнь страны;
- помощь в приобретении опыта самостоятельного принятия решений в жизненных ситуациях (как гражданина, потребителя и т. д.) и формирование готовности использовать этот опыт в дальнейшей общественной и трудовой деятельности. [1, 2, 3].
Однако в настоящее время существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается общеобразовательная школа. Прежде всего, это дефицит специалистов - школьных учителей (как правило, экономику ведут учителя географии и истории в лучшем случае прошедшие соответствующие курсы переподготовки), привлечь же преподавателя вуза часто не позволяет финансирование. При этом как показывает пpaктика привлечение специалистов с пpaктическим опытом работы в различных сферах, имеющих высшее экономическое образование, не приводит к успешному решению данной проблемы. Среди главных причин - отсутствие у данных специалистов необходимых компетенций, элементарных знаний, навыков и умений в области педагогики, психологии, методике обучения. Одной из наиболее существенных проблем в настоящее время является отсутствие методики обучения экономики в школе. Как отмечает Май О.А. «...преподаватели вузов, как правило, читают лекции, не адаптированные для средних учебных заведений. ... Большая часть учебного материала вводится в форме лекций, что не должно являться основной формой преподавания по психолого-педагогическим параметрам для учащихся общеобразовательных учреждений» [4, С.115].
Сегодня экономическое образование пользуется большой популярностью у молодых людей. Огромное количество выпускников школ стремится стать студентами вузов, обучать на экономических специальностях. Однако как следует из проведённых нами исследований, 60 - 70% студентов первого курса обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Бухучёт, анализ и аудит» не имеют представлений о будущей профессии, среди главных мотивационных факторов часто оказывается цель - получить диплом о высшем экономическом образовании. При этом вчерашние школьники демонстрируют отсутствие элементарных экономических знаний, что является на наш взгляд прямым следствием неразрешённости приведённых выше проблем школьного экономического образования. Так студентам первого курса предлагалось дать определения следующих понятий: рынок, спрос и предложение, конкуренция, налоги, бюджет. Приведём примеры ответов: «Рынок - отношение между субъектом и объектом», «Конкуренция - это неравноправная борьба между лицами», «Бюджет - некоторые сбережения, находящие у государства для социальных нужд», «Налог - денежные сборы с населения для содержания депутатов и других социальных целей общества».
На наш взгляд обучение экономике в школе должно быть выстроено на деятельностной основе непосредственно через задачный подход. Именно благодаря учебным задачам наиболее эффективно формируется мышление, пpaктические навыки и умения. Отказ от репродуктивных методов в пользу деятельностного обучения требует разработки дидактических материалов адаптированных для школы, разработку соответствующих методик обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Концепция развития экономического образования в общеобразовательной школе (Новосибирская модель) [Электронный ресурс] /http://som.fio.ru/getblob.asp
- Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX-XXI столетий. [Текст]: автореферат диссертации кандидата пед. наук / Н.И. Кузнецова - Ульяновск, 2007. - 31 с.
- Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Б.И. Мишин, Л.Н. Поташева. - М.: Вита-Пресс, 2006. - 240 с.
- Май О.А. К вопросу о концепции преподавания экономики в общеобразовательной школе [Текст] / О.А. Май // Теория и пpaктика современного образования. - Томск, 2001. - С. 112 - 118.
Статья в формате PDF 118 KB...
01 05 2024 11:38:46
Статья в формате PDF 127 KB...
30 04 2024 19:24:58
Статья в формате PDF 132 KB...
29 04 2024 16:49:10
Статья в формате PDF 275 KB...
28 04 2024 10:38:29
Статья в формате PDF 122 KB...
27 04 2024 1:17:15
Статья в формате PDF 112 KB...
26 04 2024 0:38:26
Статья в формате PDF 131 KB...
25 04 2024 13:28:54
Статья в формате PDF 105 KB...
24 04 2024 22:46:50
23 04 2024 22:20:36
Статья в формате PDF 126 KB...
22 04 2024 13:54:29
Статья в формате PDF 196 KB...
21 04 2024 4:12:32
20 04 2024 4:52:55
Статья в формате PDF 122 KB...
19 04 2024 1:22:22
Статья в формате PDF 144 KB...
18 04 2024 9:38:14
Статья в формате PDF 110 KB...
15 04 2024 22:55:47
Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана. ...
14 04 2024 22:51:28
Статья в формате PDF 104 KB...
13 04 2024 8:19:12
Статья в формате PDF 112 KB...
11 04 2024 21:23:39
Статья в формате PDF 113 KB...
10 04 2024 10:40:40
Статья в формате PDF 136 KB...
09 04 2024 12:42:49
Статья в формате PDF 117 KB...
08 04 2024 15:26:52
Статья в формате PDF 151 KB...
06 04 2024 5:13:59
Статья в формате PDF 172 KB...
05 04 2024 11:12:17
Статья в формате PDF 259 KB...
04 04 2024 16:43:11
Статья в формате PDF 117 KB...
03 04 2024 0:40:20
Статья в формате PDF 133 KB...
02 04 2024 10:46:46
Развивающиеся при гипертонической болезни сосудистые поражения находят свое продолжение в изменении кровотока и эндометрии и плаценты, что наиболее остро проявляется при сочетании с гестозом. Данные изменения наблюдаются в виде развития склероза, фибриноидного некроза, нарушения кровообращения (полнокровие, стаз, кровоизлияния, тромбоз), деструкции ультраструктур. Все это приводит к развитию маточно-фетоплацентарной сосудистой недостаточности и сопровождается крайне напряженным состоянием гомеостаза плода. ...
01 04 2024 7:37:39
Статья в формате PDF 117 KB...
31 03 2024 9:24:39
Статья в формате PDF 104 KB...
30 03 2024 23:10:32
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 8:23:19
28 03 2024 5:16:58
27 03 2024 3:23:24
Статья в формате PDF 106 KB...
26 03 2024 1:16:28
Статья в формате PDF 305 KB...
25 03 2024 11:29:27
Статья в формате PDF 100 KB...
24 03 2024 15:10:51
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 19:16:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::