БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

Горин Ю.В. Касинский В.В. Статья в формате PDF 146 KB 1. Традиционная организация обучения физике в системе инженерного образования страдает слабостью индивидуальной работы со студентами, она не обеспечивает достаточную мотивацию непрерывной аудиторной и самостоятельной работы студентов. Контроль получения и усвоения знаний недостаточно эффективен, критерии оценки труда учащихся размыты. Эти недостатки один к одному были перенесены и на преподавание КСЕ там, где эта дисциплина преподается кафедрами естественнонаучного профиля.

2. Для компенсации отмеченных недостатков на кафедрах физики ИРГУПС и ПГУ с 1997 года разpaбатываются, опробуются и внедряются различные варианты организации учебного процесса. В основу разработок положена идея рейтингов. В тех или иных деталях эту идею в порядке частных инициатив используют многие, но массовый переход требует и научного обоснования и опробования. Реализация рейтинговых систем способствует решению следующих задач:

  • стимулирование самостоятельной работы студентов по усвоению знаний;
  • обучение студентов умению работать ритмично и планомерно со снижением стрессовых нагрузок во время сессий;
  • равномерное распределение нагрузок на студентов и преподавателей на протяжении всего периода изучения дисциплин (физики и КСЕ).

3. Рейтинговая система с применением учета положительных и отрицательных "баллов" ориентирует преподавателя на методические и организационные решения, усиливающие роль самостоятельной работы студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Следует отметить, что в процессе такой работы происходит изменение качества (но не облегчение) труда педагога. Использование компьютерных версий позволяет увеличить эффективность тестовых форм на стадиях текущего и промежуточного контроля. В то же время пpaктика показывает, что форму тестирования при итоговом контроле следует применять с осторожностью, поскольку итоговые мероприятия несут и функцию систематизации знаний, а не только функции контроля.

4. Оценка академических успехов студентов осуществляется с помощью специально разработанных вариантов балльно - рейтинговой системы (БРС). Рейтинговая система предполагает текущий учет «положительных», «нулевых» и «отрицательных» баллов с их накоплением, сочетая оценку успеваемости (балл) и трудозатраты студента в учебном процессе. Балльно - рейтинговый подход дает возможность учета и сопоставления «удельного веса» различных форм занятий: лекции, решение задач, лабораторные работы, самостоятельные задания в аудитории и дома.

Действующая ныне четырех балльная система оценок явно себя изживает. Как показывает опыт эксплуатации рейтинговых систем, диапазон оценок наиболее целесообразно расширить в 10-12 раз, если речь идет о занятиях по физике и в 5-7 раз при занятиях по КСЕ. Различные версии БРС подробнее описаны в докладе. Использование балльно - рейтинговой системы имеет то преимущество, что в ней сочетается оценка успеваемости (средний балл) и трудозатраты студента (рейтинг). Это дает возможность учитывать «удельный вес» знаний, например, по пpaктике и по лабораторным работам. В перспективе в приложении к диплому следует учитывать не последнюю из полученных оценок, а сумму всех рейтингов, что даст более адекватную оценку итогам обучения специалиста. По дисциплине КСЕ была опробована 50-бальная схема, при этом 25 баллов отводилось на аттестационные мероприятия вместе с рефератами, а 25 - оценка самостоятельных работ. Пересчет в систему «5 - 4-3- 2» определялся набором 80 %, 70%, 60 %. Система оказалась вполне работоспособной.

5. Классная документация нуждается в качественном улучшении и совершенствовании. Это признают все: и руководители региональных органов управления и директора учебных заведений и учителя-предметники и конечно же студенты, заглядывающие в классный журнал. Внедрение БРС, как системы отслеживания усвоения знаний наглядно показало, что действующая модель "рабочего журнала преподавателя" не удовлетворяет новым требованиям. В журнале должно быть значительно больше места для оценки разнообразной учебной деятельности студента. Необходима разработка нового варианта журнала, максимально насыщенного информационно, удобного в работе, позволяющего уменьшить затраты времени преподавателя. За основу может быть принята модель "Журнала учителя-предметника", Дрофа, (Москва 2001).

Каждый преподаватель ведет те или иные записи. Учебная жизнь очень разнообразна, и многое нельзя записать в классном журнале, официальном юридическом документе. Часто требуется учесть «полутона», например не «пять», а пять с «минусом». В журнале желательно отметить знания студентов по темам программы, индивидуальное задание на дом, и т.д. и т.п. Он должен иметь напротив фамилии студента не одну клеточку (строку), а минимум две-три для отражения соответствующих оценок, пометок и другой учебной информации.

Действенность рейтинговой системы можно считать доказанной по тем целям , которые сформулированы в пп.2, 3. Вместе с тем, пока преподаватель связан официальным прокрустовым набором «5 - 2», рейтинговая система может играть лишь экспериментальную роль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горин Ю. В., Свистунов Б. Л., Семенов М. Б. О некоторых деталях в постановке курса КСЕ для гуманитариев. ФССО-01, т. 2, С. 112.
  2. Касинский В. В. Программы автоматизированного обучения и контроля как инструмент преподавателя по курсу физики. Шестая международная конференция «Физика в системе современного образования», ФССО - 01. Ярославль, 2001, т.3, С. 66.
  3. Касинский В.В. Опыт контроля и самотестирования учащихся вузов при изучении курса физики с применением компьютера. Ярославль, 2001, ФССО-01., т.2, С.43.
  4. Работа представлена на научную конференцию «Проблемы качества образования» 25-27 июля г.Иркутск. Поступила в редакцию 03.08.05г.


Луго-парковые пастбища в Северном Зауралье

Луго-парковые пастбища в Северном Зауралье Статья в формате PDF 105 KB...

01 05 2024 12:25:50

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ НЬЮТОНА

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ НЬЮТОНА 1. Второй закон Ньютона в катастрофе – это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к черту, вместе с физиками, которые попытаются ее защищать. 3. Ученые физики всех стран попали в капкан, у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева, или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. 4. Всю классическую физику нужно пересмотреть и поставить на теоретическую основу. ...

30 04 2024 23:34:42

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 104 KB...

25 04 2024 9:33:25

Кашаев Рустем Султанхамитович

Кашаев Рустем Султанхамитович Статья в формате PDF 107 KB...

24 04 2024 7:35:13

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДЭВИСА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ ДИЭЛЕКТРОЛИТОВ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДЭВИСА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ ДИЭЛЕКТРОЛИТОВ В работе обосновано применение метода Дэвиса для оценки коэффициентов активности ионов, образующихся в кислотно-основной системе, при определении термодинамических констант диссоциации ароматических кислот в среде диметилформамида. ...

18 04 2024 3:45:11

СОЛОГУБ ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА

Статья в формате PDF 258 KB...

11 04 2024 8:37:19

Акустические волны в многослойных структурах

Акустические волны в многослойных структурах Статья в формате PDF 123 KB...

07 04 2024 10:23:44

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА В статье рассматриваются вопросы разработки единой системы подготовки спортсменов. Обоснованы четыре взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой факторов, от которых зависит прогресс высшего спортивного мастерства. Первый фактор системы подготовки предполагает наличие у спортсменов высоких двигательных и психологических качеств в сочетании с хорошим здоровьем. Второй фактор системы подготовки предполагает совершенную методику спортивной тренировки, систему соревнований и восстановления. Третий фактор системы подготовки предполагает наличие хорошо оборудованных на современном уровне мест для тренировочных занятий, соревнований и восстановления (отдыха). Четвёртый фактор системы подготовки предполагает высокий уровень знаний, педагогическое мастерство тренера, и постоянное самоусовершенствование спортсмена. Приведённые факторы определяют основные принципиальные положения системы подготовки спортсмена. Разработаны и разделены по возрастным группам (от 7 до 20 лет и старше) требования предъявляемые к системе подготовки спортсмена и соревнованиям. ...

04 04 2024 17:48:14

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТБРАКОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ РПУ

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТБРАКОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ РПУ Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбpaковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний. ...

03 04 2024 10:53:50

ЭФФЕКТЫ ГЕПАТОПРОТЕКТОРА ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕЧЕНИ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ЭФФЕКТЫ ГЕПАТОПРОТЕКТОРА ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕЧЕНИ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В статье представлена оценка гепатопротекторной активности сукцинатсодержащего раствора – ремаксола у больных туберкулезом органов дыхания на фоне проводимой специфической антибактериальной полихиотерапии. Эффективность терапии оценивалась по клиническим проявлениям лекарственной гепатотоксичности, активности цитолитических ферментов и маркеров синдрома холестаза с учетом типов адаптационных реакций. Показано позитивное влияние ремаксола на проявления лекарственной гепатотоксичности и адаптационные реакции организма, указывая на активное использование пластических субстратов, свидетельствуя об усилении репаративных процессов в гепатоцитах, способствуя восстановлению cтруктуры печеночной ткани и снижению патологических типов реактивности у больных с туберкулезом органов дыхания. ...

28 03 2024 2:38:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::