ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные проблемы взаимодействия природы и общества в их целостности как функционально равных частей обусловливают востребованность экологических знаний в различных областях жизни. Это приводит к выделению экологической составляющей в качестве неотъемлемой части системы образования в целом и естественнонаучного образования в частности. На уровне начального общего образования этот процесс осуществляется через две образовательные области - естествознание и обществоведение, которые в базисном учебном плане объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», реализуемый в различных вариантах программ начальной школы. Среди них в экологическом аспекте наибольшее значение имеют такие вариативные курсы как «Зеленый дом» (Плашаков А.А.), «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова), «Мир и человек» (А.А.Вахрушев).
Содержательную сущность этих программ составляет формирование адекватных возрасту экологических представлений об экосистемах разного уровня: организм -окружающая среда, природное общество - окружающая среда, человек (общество) -окружающая среда. По мнению Л.П.Симоновой (1998) на основе подобного ядра (минимума) содержания экологической направленности у младшего школьника формируются «понимание природы как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности и нравственной установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе себе подобным». Каждая из программ, в свою очередь, предъявляет учебный материал на основе стандартизированного содержания.
Вместе с тем состояние экологических проблем конкретного региона требует построения содержания естественнонаучного образования не только на базе стандартизированного экологического материала, но и на особой топике (rpeч.topos -место) организации образовательного прострaнcтва, т.е. с учетом особенностей региона. Кроме того, поскольку экологические факторы, по мнению ряда авторов (Ю.П.Пивоваров и др., 1995; Э.Н.Вайнер, 1998; Р.П.Вельтман, 1998; Г.К.Зайцев, 1997; В.В.Колбанов, 1998 и др.), вошли на одно из первых мест среди условий, влияющих на формирование и сохранение здоровья, возникает необходимость выделения в естественнонаучном образовании валеологической составляющей.
Таким образом, это позволит формировать у младших школьников представления не только о существующих в природе общеэкологических связях, но и обращать внимание на факторы, которые имеют значение для конкретного организма в конкретных экологических условиях, а также изучать способы воздействия на организм, которые будут способствовать осуществлению корректировки негативного влияния внешней среды, выработке валеологически обоснованного поведения.
По нашему мнению в этом случае речь идет об эколого-валеологическом аспекте начального естественнонаучного образования, что даст возможность младшему школьнику осознать себя частью природы, с одной стороны, а с другой - формировать экологически-целостные ориентации на основе интереса ребенка к самому себе, интегрируя понятия «качество жизни» и «состояние среды».
Статья в формате PDF 114 KB...
27 04 2024 8:52:30
Изучен качественный и количественный состав молекул средней массы, выделенных из плазмы крови и патологического эпидермиса больных хроническими, тяжелыми дерматозами. В эксперименте in vitro на эритроцитах здоровых лиц установлено, что данные МСМ активируют перекисное окисление липидов, увеличивают сорбционную емкость эритроцитов и влияют на активность ферментов биотрaнcформации. Это позволяет считать, что при дерматозах развивается эндогенная интоксикация как общебиологическая реакция на патологически измененный метаболизм, обусловленная накоплением в крови молекул средней массы. ...
26 04 2024 21:44:18
Статья в формате PDF 105 KB...
25 04 2024 7:57:48
Статья в формате PDF 285 KB...
24 04 2024 8:59:15
Статья в формате PDF 135 KB...
23 04 2024 17:46:48
Статья в формате PDF 276 KB...
22 04 2024 20:56:25
Статья в формате PDF 121 KB...
21 04 2024 17:43:55
Статья в формате PDF 322 KB...
20 04 2024 20:55:14
19 04 2024 15:19:11
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 15:42:47
Статья в формате PDF 116 KB...
17 04 2024 22:12:32
Статья в формате PDF 242 KB...
16 04 2024 4:48:49
Статья в формате PDF 112 KB...
15 04 2024 15:10:18
Статья в формате PDF 345 KB...
14 04 2024 21:43:18
Исследованы изменения физиологических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в течение учебного года. Дан сравнительный анализ изменений физиологических показателей школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью. Получены результаты, свидетельствующие о нeблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на школьников младших классов осенью и весной. ...
13 04 2024 5:42:28
Статья в формате PDF 117 KB...
12 04 2024 14:12:12
Статья в формате PDF 415 KB...
11 04 2024 12:51:33
Статья в формате PDF 147 KB...
10 04 2024 22:53:50
Статья в формате PDF 297 KB...
09 04 2024 5:22:43
Статья в формате PDF 106 KB...
08 04 2024 15:39:23
Статья в формате PDF 133 KB...
07 04 2024 15:11:24
Статья в формате PDF 142 KB...
06 04 2024 5:16:19
Статья в формате PDF 161 KB...
04 04 2024 3:38:53
Статья в формате PDF 107 KB...
03 04 2024 21:10:31
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...
02 04 2024 1:51:41
Статья в формате PDF 268 KB...
01 04 2024 11:47:18
Статья в формате PDF 214 KB...
31 03 2024 2:54:51
Статья в формате PDF 119 KB...
30 03 2024 18:17:54
Статья в формате PDF 109 KB...
29 03 2024 19:38:50
Статья в формате PDF 153 KB...
28 03 2024 5:44:16
Статья в формате PDF 135 KB...
26 03 2024 12:35:17
Статья в формате PDF 218 KB...
25 03 2024 7:39:36
Статья в формате PDF 106 KB...
24 03 2024 18:48:41
Статья в формате PDF 300 KB...
23 03 2024 4:22:46
Статья в формате PDF 113 KB...
22 03 2024 22:38:40
21 03 2024 4:29:34
Статья в формате PDF 118 KB...
20 03 2024 13:33:11
Статья в формате PDF 111 KB...
19 03 2024 1:23:47
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::