ПРОБЛЕМЫ (ОСОБЕННОСТИ) ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И ОФИЦЕРОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМЫ (ОСОБЕННОСТИ) ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И ОФИЦЕРОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

ПРОБЛЕМЫ (ОСОБЕННОСТИ) ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И ОФИЦЕРОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Тымчук О.Н. Сергеева Е.В. Статья в формате PDF 141 KB

Современный мир хаpaктеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызывают, в свою очередь, рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Так, к середине 70-х годов в бывшем полиэтническом СССР начинает развиваться тяготение народов и народностей к своим нравственным идеалам и интересам, традициям, обычаям, обрядам, языку, фольклору, к территории проживания, государственности.

Усиление этничности наряду с положительными хаpaктеризуется и отрицательными результатами. В условиях снижения нравственного уровня общества, социально-экономических кризисов и политических напряжений, хаpaктерных для 80-х и 90-х годов, появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость.

Многонациональность России находит отражение в многонациональности армии, что требует изучения психологии народов (народностей), проживающих на территории России, и учета этой психологии на всех уровнях военного управления.

Профилактика противоречий на межэтнической основе определяется в требованиях руководящих документов по укреплению воинской дисциплины как одно из приоритетных направлений.

В связи с этим актуальным является формирование этнической толерантности, как базового принципа межнациональных отношений и, соответственно, совершенствование этнопсихологической подготовки курсантов и офицеров Российской армии. Данная проблема имеет два аспекта.

Во-первых, попадая в военный вуз, большинство курсантов впервые в своей жизни вливаются в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. При этом возрастная потребность в самореализации, совпадает по времени с национальной самоидентификацией. Юноши разных национальностей оказываются плечом к плечу друг с другом, и отношения между ними хаpaктеризуются по-разному: чаще положительными, иногда безразличными, а порой недружелюбными и даже пренебрежительными. Соответственно, и курсанты, и офицеры оказываются перед необходимостью этнотолерантного, терпимого восприятия такого социума, поскольку в современных условиях традиционный способ утверждения своей культуры, религиозных воззрений с позиции силы становится все менее приемлемым.

Во-вторых, офицерское звено, являясь элитарной составляющей армии, призвано и способно оказывать непосредственное и наиболее действенное влияние на мopaльно-психологическую обстановку в различных воинских подразделениях. Необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развитию этнической толерантности военнослужащего, воспитанию культуры межнационального общения у будущих офицеров определяет особую актуальность предъявляемых к выпускнику военного вуза требований. Так, современный выпускник военного вуза должен обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами разных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев.

Исходя из вышесказанного следует, что этнопсихологические знания нужны на всех уровнях военного управления. Отсюда возникает проблема расширения и обновления этнопсихологической подготовки военных кадров Российской армии. Каждому офицеру нужны конкретные знания о психологии народов России: специфичности их речевого общения, привычек, интересов, взглядов, вкусов, черт хаpaктера, норм нравственных и художественных ценностей, особенностей отношения к природе, людям. этнорелигиозных представлениях и настроениях. А также способы и приемы внешнего выражения эмоций, чувств, мыслей, приветствий, прощаний и т.д. Психология народа проявляется в сохранении и развитии традиций и обычаев прошлых поколений, в мнениях и оценках свойств и качеств других народов и т.д.

Этнопсихологическая подготовка курсантов и офицеров должна включать изучение традиционного отношения представителей разных народов к вступлению в бpaк и развод, к бездетности, мало- и многодетности, к контролю над рождаемостью, к заболеваемости и cмepтности, к добрачным связям. Военным кадрам важно знать традиционный брачный возраст у мужчин и женщин разных народов, доминирующее отношение к бpaку и безбрачию, условия заключения бpaка, положение женщины в семье и обществе, традиционные отношения между супругами, пoлoвые табу, отношение к внебрачным пoлoвым связям и детям, рожденным вне бpaка. Важно знать влияние на обычаи и традиции народа предписаний различных религий, если они глубоко укоренились в быту и влияют на демографическое поведение. Нельзя не считаться с известной предрасположенностью многих людей воспринимать действительность через призму усвоенных обычаев, традиций, установок. Как метко заметил французский мыслитель Монтень: «Мнения и обычаи нашей страны служат нам мерилами истинного и разумного» [4].

Комaндирам всех степеней важно знать и учитывать в руководстве интернациональную, общечеловеческую ценность культурного наследия каждого народа и народности, проживающих на территории Российской Федерации, поддерживать чувство этнической принадлежности. В то же время необходимо добиваться, чтобы сознание военнослужащих не ограничивалось узкоэтническими рамками, а наполнялось патриотическими идеалами, заботой о целостности России, ее оборонной мощи, принципами и положениями научного мировоззрения. Нельзя исключить в работе с людьми то положительное, что может дать религия в нравственном и патриотическом воспитании.

В работе с разноэтническим личным составом особенно недопустимы голое администрирование, высокомерие, грубость, общение с ним с позиций превосходства. Принцип поведения в общении с представителями разных народностей - глубокое уважение к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа. Не следует ставить цель - переделать в армии этнические стереотипы поведения военнослужащих. Надо чутко относиться к народным обычаям и традициям, быть терпимым, отзывчивым, искренним, доброжелательным. Вместе с тем, нельзя допускать этнического противопоставления «мы» и «не мы». Если различия между народами доводятся до абсурда: «мы - люди, а они - не люди», - возникает конфликт. При этом взаимодействие в духе этнической толерантности выступает не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или нейтрального отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность выполнять поставленные перед армией задачи вместе с представителями этой группы такими, какие они есть. Именно поэтому в военном училище все чаще встает вопрос проведения мероприятий воспитательного хаpaктера, направленных на формирование этнотолерантного сознания курсантов.

Важным фактором, обуславливающим направленность проявления и развития этнопсихологических особенностей курсантов, является воинская служба; воспитание и обучение. Условия жизни, службы в воинских коллективах, ближайшее окружение, интенсивное общение, боевая и общественно-государственная подготовка оказывают огромное, преимущественно положительное воздействие на личность.

Таким образом, этнопсихологической подготовке военных кадров в войсках, курсантов и слушателей в военно-ученых заведениях необходимо уделить пристальное внимание.

Одной из важных задач этнопсихологической подготовки военно-управленческих кадров является ознакомление их с этикетом, культурой, традициями, обычаями, психологией народов и народностей, проживающих не только на территории России, но также в других странах СНГ.

Такая подготовка предполагает расширение и уточнение знаний о слагаемых психологии народа, факторах, обуславливающих ее содержание, о соотношении психологии личности и психологии народа и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волковицкий, Г.А. Мотивация военно-профессионального совершенствования //
    Г.А. Волковицкий. - М.: Военная Академия им. Ф.Э. Дзержинского. - 1994. - 175 с.
  2. Магомедова, Е.В. Толерантность как принцип культуры: Автореф. канд. филос. наук // Е.В. Магомедова. - Ростов н/Д. - 1999. - 22 с.
  3. Матис, В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для вузов / В.И. Матис. - Барнаул: Изд-во БГПУ. - 2003. - 152 с.
  4. Монтень. Опыты // Монтень. - М.; Л., 1954. Кн. 1. С. 256.


НАЙДАНОВА СЭСЭГМА БАДМАЕВНА

НАЙДАНОВА СЭСЭГМА БАДМАЕВНА Статья в формате PDF 72 KB...

01 05 2024 1:42:21

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН В ГОРОДЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН В ГОРОДЕ Статья в формате PDF 266 KB...

26 04 2024 4:13:35

ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В статье осуществлен краткий анализ основных философских подходов к феномену человеческой индивидуальности буддизмом, даосизмом, конфуцианством. Определены «пропорции» между лично-индивидуальным и социально-необходимым как составляющей проблемы человека. Также предложен авторский подход по коррекции распространенного мнения об отсутствии проблематики индивидуальности в рамках древневосточного социума. ...

11 04 2024 13:10:19

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний (ИДС), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...

09 04 2024 0:15:51

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИРОДЫ ТЕРРОРИЗМА

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИРОДЫ ТЕРРОРИЗМА Статья в формате PDF 136 KB...

07 04 2024 16:23:44

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА В статье рассматриваются вопросы разработки единой системы подготовки спортсменов. Обоснованы четыре взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой факторов, от которых зависит прогресс высшего спортивного мастерства. Первый фактор системы подготовки предполагает наличие у спортсменов высоких двигательных и психологических качеств в сочетании с хорошим здоровьем. Второй фактор системы подготовки предполагает совершенную методику спортивной тренировки, систему соревнований и восстановления. Третий фактор системы подготовки предполагает наличие хорошо оборудованных на современном уровне мест для тренировочных занятий, соревнований и восстановления (отдыха). Четвёртый фактор системы подготовки предполагает высокий уровень знаний, педагогическое мастерство тренера, и постоянное самоусовершенствование спортсмена. Приведённые факторы определяют основные принципиальные положения системы подготовки спортсмена. Разработаны и разделены по возрастным группам (от 7 до 20 лет и старше) требования предъявляемые к системе подготовки спортсмена и соревнованиям. ...

06 04 2024 7:12:16

ИЗУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ ГИДРИРОВАНИЯ АЛЛИЛОВОГО СПИРТА НА 1 %Pd/Nd2O3 КАТАЛИЗАТОРЕ

ИЗУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ ГИДРИРОВАНИЯ АЛЛИЛОВОГО СПИРТА НА 1 %Pd/Nd2O3 КАТАЛИЗАТОРЕ В работе представлены результаты по гидрированию аллилового спирта на 1 % Pd/Nd2O3 катализаторе. Найдено увеличение скорости гидрирования в 3,3 раза на 1 %Pd/Nd2O3 катализаторе по сравнению с 1 %Pd/Al2O3.. Показана возможность «мягкого» жидкофазного гидрирования двойной связи в аллиловом спирте, не осложненное конкурирующим гидрированием гидроксильной группы. Побочной реакцией является образование пропаналя. ...

26 03 2024 18:12:55

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сообщение содержит примеры актуализации, мотивации и организации разнородных исследований, выполняемых учащимися совместно с преподавателем Курса "ОБЖ и экология" в составе научно-познавательного общества гимназии "Зеркало". Пpaктика освоения одаренными учащимися естественно-научного мировоззрения в ходе работ, имеющих отклик коллектива, стимулирует творческое саморазвитие и убеждает в своей способности добиться не только радости открытия, но и общественного признания. ...

23 03 2024 13:31:32

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::