ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ

Андреев М.Д. Статья в формате PDF 142 KB

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно (3). К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.

Географическая среда, изменяясь под воздействием предметно-пpaктической деятельности общества, в тоже время сама осуществляет все более значительное влияние на него. Общество и географическая среда становятся взаимно реагирующими на те или иные изменения части единой системы и, как следствие, являются взаимозависимыми и взаимообусловленными.

В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации.

В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать. При этом следует сказать, что экологические изменения в природе не являются чем-то противоестественными, это закономерный процесс, только в последнее время под действием антропогенного влияния они заметно ускорились. В результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других каустобиолитов, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, сегодня нарушено хрупкое равновесие в природной системе. Серьезный ущерб нанесен всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми.

Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить хаpaктер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура.

В основе формирования экологической культуры, прежде всего, необходимо отстаивать экоцентрический подход, при котором в центре экологических проблем ставятся выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества. В отличие от антропоцентризма, экоцентризм исходит из представления объективного существования единой системы, в которой все живые организмы Земли, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Этот принцип целостности очень важен для понимания проблем современной экологии; он все больше влияет на теоретическое осмысление взаимоотношений человека и природы, заставляет искать соизмерения естественных и искусственно созданных потенциалов планеты (1).

Экологическая культура под влиянием современной экологической ситуации существенно модифицируется и начинает понимать географическую среду не саму по себе, а в ее взаимоотношениях с обществом, т. е. её предметом становится система « общество - географическая среда». Сегодняшнее нарушение сбалансированности процессов, протекающих в природе, требует повышения экологической культуры общества, необходимой для преодоления кризисной ситуации во взаимоотношениях человека и природы.

Экологическая культура интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания, т.е. прострaнcтвенно-временные взаимосвязи и взаимодействие в географической действительности, представляющей собой формирование целостной системы.

Формирование экологической культуры человека- это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природа - Человек - Общество.

Цель формирования геоэкологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране, а также грамотному использованию природных ресурсов, что к сожалению, на пpaктике в настоящее время не всегда выполняется.

Экологическая культура соотносится не столько в расширение экологической информации, сколько в формировании экологического мышления (5). Одним из определяющих элементов экологического мышления, является то, что человек-биосоциальное существо, и его рассматривают и как часть биосферы (природа в целом), и как часть общества. При этом общественный paкурс экологических проблем следует рассматривать как целостный блок знаний о мopaльных и нравственных основах взаимодействия с природой, традициях отношения человека к природе, трaнcформациях эколого-эстетического идеала.

Необходимо сформировать систему экокультурных ценностей с учетом современной картины мира, преодоления антропоцентризма с позиций холизма, синергетики, коэволюции, гармонии Человека и Природы (2).

Экологическую культуру следует понимать как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Это результат совокупности объективных и субъективных хаpaктеристик, основу которых составляет ценностное отношение к экологически чистой окружающей среде. При этом экологическая культура хаpaктеризуется такими основными признаками как:

- экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;

- умение использовать экологические знания на пpaктике и в повседневной жизни;

- способность видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения и т.д.

Важно и то, что экологическая культура интернациональна по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, тесно связна с хаpaктером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа. Экологическая культура, таким образом, генетически взаимосвязана с фундаментом воспитательной и просветительной деятельностями.

Становление экологической культуры - процесс длительный. Здесь, прежде всего, необходимо обеспечить фундаментальность и аксиологичность экологических знаний, как базы развития личности и будущего экологически грамотного поведения. На этой базе формируется система ценностей и убеждений, необходимых для принятия природоохранных и природопреобразующих решений. А на этой основе сформировать экологическое конвергентное мышление, обеспечивающее экологически грамотное и природосберегающее поведение для дальнейшей интеллектуальной мотивационной деятельности.

Уровень понимания формирования экологической культуры это лишь один из многих факторов, - и объективных и субъективных, - от которых зависит приобщение людей к новому формату взаимодействия с окружающей средой. Глубокое понимание человеком сущности и значения экологической культуры является необходимой предпосылкой и ориентиром, направленной на это формат (4).

В овладение экологической культурой, должна прослеживаться тесная взаимосвязь с такими науками, как философия, психология, экономика, право, этика. Не стоит забывать и об эстетической составляющей, так как сохранение красивых ландшафтов в эстетическом отношении не менее важны, как и сохранение древних памятников культуры. Природа должна рассматриваться как источник творчества человека и, как эстетическая ценность, в которой задействован весь потенциал естественных эстетических наслаждений и эмоциональных человеческих чувств.

Выявить динамику современного экокультурного процесса, передать ощущение его сложности и интенсивности, напряженного и беспокойного ритма, в котором отражается дух обновления, происходящих в обществе перемен - эту задачу необходимо решать всем обществом.

Рассматривая аксиологические функции экологической культуры, прежде всего, необходимо обратить внимание на взаимосвязь ценностно-когнитивного, эмоционально-ценностного и ценностно-деятельностного аспектов этой культуры.

Ценностно-когнитивный аспект связывается с раскрытием теорий, понятий, имеющих аксиологическую и экологическую нагрузку; универсальной ценности компонентов природы (живой и неживой) как системы жизнеобеспечения; индивидуальное и общественное здоровье как условие благополучия и адаптации к жизни; экологическая безопасность среди жизни как условие устойчивого развития живой природы и географической оболочки. С этим же аспектом связано и личностное приобщение к общечеловеческим ценностям, развитее в себе гуманизма.

Эмоционально- ценностный аспект ориентирован на развитие чувств и эмоциональных переживаний, связанных с красотой живой природы, совершенством форм, разнообразием красок и проявлений жизни, личностного смысла их восприятия.

Ценностно-деятельностный аспект отражает результаты человеческой деятельности и направлен на формирование ценностного отношения к природе. Под ценностным отношением к природе понимается устойчивое личностное преобладание познавательного интереса, адекватное отношение к особенностям природы, соблюдение норм экологически грамотного поведения, понимание уникальности природы, осознание ее роли в развитии личности, умение взаимодействовать с природой на основе прострaнcтвенно-временного единства, соблюдение нравственных ограничений и применение природосохраняющих технологий.

В заключение хотелось бы отметить, что экологическая культура включает в себя творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий хаpaктер в динамично развивающейся природно-общественной системе. Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой. Формирование экологической культуры - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-566 с.
  2. Вагнер И.В. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Серия « Педагогика и психология» №2, -М.: 2008. 121 с.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2004. -560 с.: ил.
  4. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи - М.: Мол. Гвардия, 1990. -271 с.
  5. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.


ЛАЗЕРОТЕРАПИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

ЛАЗЕРОТЕРАПИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Статья в формате PDF 169 KB...

27 04 2024 22:37:27

Кузнецов Борис Леонидович

Кузнецов Борис Леонидович Статья в формате PDF 84 KB...

20 04 2024 23:48:44

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник)

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник) Статья в формате PDF 106 KB...

18 04 2024 6:13:42

ИММУНО-ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЗАЛЬНО-АССОЦИИРОВАННОЙ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ (НАЛТ)

ИММУНО-ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЗАЛЬНО-АССОЦИИРОВАННОЙ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ (НАЛТ) В настоящей работе представлены авторские иммуно - цитологические методики исследования назально - ассоциированной лимфоидной ткани (НАЛТ), позволяющие судить о состоянии местной клеточной защиты (МКЗ). В объем исследований были включены способы цитологического анализа НАЛТ, определения эпителиально - лимфоцитарного соотношения, идентификации популяций лимфоцитов, оценки степени генерации лимфоцитов, репродукции клеток, взаимодействия эпителиальных М- клеток и лимфоцитов, макрофагов и лимфоцитов в цитограммах НАЛТ. Описанные методики имеют ряд преимуществ перед существующими аналогами и могут быть эффективно использованы в клинической и лабораторной пpaктике. ...

14 04 2024 18:13:20

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ Статья в формате PDF 282 KB...

07 04 2024 3:27:21

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по хаpaктеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

04 04 2024 4:22:32

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 302 KB...

03 04 2024 23:25:31

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 129 KB...

31 03 2024 17:40:40

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ г. ЧЕБОКСАРЫ

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ г. ЧЕБОКСАРЫ За 2011 год в Республиканском Центре здоровья для детей г. Чебоксары проведено обследование условно здоровых детей и подростков в возрасте 5–17 лет с помощью биоимпедансного анализатора состава тела АВС-01 «МЕДАСС» (n = 2419). Целью исследования работы явились оценка хаpaктера направленности питания, уровня физической подготовленности, физического развития. Были проанализированы следующие показатели: жировая масса (ЖМ), активно-клеточная масса (АКМ), доля активно-клеточной массы (доля АКМ), скелетно-мышечная масса (СММ). Выявленные нарушения в виде избытка ЖМ у 39,0 % обследованных свидетельствуют о риске развития ожирения, снижение белкового компонента питания у 28,5 % и уровня двигательной активности у 21,0 % обследованных свидетельствуют о нерациональности питания и риске развития хронических неинфекционных заболеваний, снижения репродуктивной функции. ...

29 03 2024 16:41:21

ОНОПРИЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ОНОПРИЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 112 KB...

26 03 2024 16:55:43

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ Статья в формате PDF 120 KB...

25 03 2024 6:59:38

ЗАГРЯЗНЕНИЕ РЕКИ ТЕЗА В ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНАХ г. ШУЯ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ РЕКИ ТЕЗА В ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНАХ г. ШУЯ Статья в формате PDF 689 KB...

24 03 2024 20:50:20

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ Статья в формате PDF 113 KB...

23 03 2024 15:25:42

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...

21 03 2024 21:18:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::