УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ, КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ, КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ, КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Кузнецова С.М. Захаров А.В. Статья в формате PDF 112 KB

Центральной идеей, проходящей через все творчество В.И. Вернадского, является идея о единстве биосферы и человека. Он поставил перед наукой и обществом вопрос о месте человека в общепланетарном смысле. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному прострaнcтву, и космосу в целом. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу».[1] Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическим и неограническим, сознательными и бессознательными силами мира. Таким образом, мы можем отметить, что Вернадский поднимает проблему изменения человеческого сознания по пути его экологизации.

Однако, современное развитие правовой науки позволяет констатировать, что серьезных изменений в данном направлении не произошло. Наиболее наглядно это проявляется в реализации основных экологических прав граждан в России. Остановимся на праве граждан на благоприятную окружающую среду.

Оно было закреплено в ст. 42 Конституции РФ. С позиций учения Вернадского данное право являлось бы одним из приоритетных, так как его реализация позволила бы создать ноосферу и не допустило бы использование силы человеческого разума для уничтожения или подавления всего живого.

Однако, в современном мире, несмотря на значимость рассматриваемого права, реализовать его человек не может в силу ряда причин: преобладание экономических интересов над экологическими (от чего предостерегал Вернадский); низкая правовая культура граждан; несовершенство законодательства; отсутствие экологического просвещения; общая пассивность граждан по отстаиванию своих интересов и т.д. К тому же в законодательстве нет единого понятия расшифровывающего значение «благоприятной окружающей среды», что так же затрудняет реализацию и защиту данного права гражданами. Отсутствие в определении какого - либо упоминания о человеке, для обеспечения интересов, жизни и здоровья, для которого главным образом и создаётся экологическое законодательство, трудно объяснимо.

На современном этапе существует ряд гарантий права граждан на благоприятную окружающую среду (самозащита; судебная защита; деятельность должностных лиц (Президента РФ, Уполномоченного по правам человека); международная защита), но воспользоваться ими крайне затруднительно в силу причин, указанных выше. Например, обеспечить судебную защиту данного права пpaктически невозможно из-за бюрократизации следственных действий; сложной доказуемости причинно-следственной связи между совершившимися противоправными действиями (бездействиями) и наступившими последствиями; несовершенство процедуры экологической экспертизы и т.д. Все это не позволяет виновных лиц привлекать к ответственности.

Реализацию данного права также затрудняет непродуманность законодателем такого важного понятия как «качество окружающей среды». Под ним принято понимать состояние, которое хаpaктеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.[2] К сожалению, юридическая пpaктика сводит благоприятность преимущественно к соответствию природных объектов санитарно-гигиеническим нормативам качества окружающей среды. Очевидно, что в этом случае защищённой оказывается лишь часть исследуемого права, а именно, та, которая ограничивается рамками здоровой (соответствующей ПДК, ПДУ) окружающей среды. И, скорее всего, законодателю следовало закрепить термин «нeблагоприятная окружающая среда» и дать его хаpaктеристику.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду носит скорее декларативный хаpaктер и не реализуется вовсе. Применяя учение Вернадского к современным отношениям, согласимся, что необходимо достигнуть определенного уровня развития человеческого сознания для реализации экологических прав. Человек должен осознать, что он часть окружающей среда и, разрушая ее - уничтожает себя. Он может рассчитывать не соблюдение принадлежащего ему от рождения права на благоприятную окружающую среду, лишь, если сам будет охранять природу и беречь ее богатства.

Мы считаем, что В.И. Вернадским обозначены самые основные, базисные подходы к достижению экологической безопасности и выживания в условиях возрастающего давления техники. И хотя свои идеи он сформулировал еще в первой половине XX века, именно сейчас они приобретают реальное звучание.


[1] В.И. Вернадский. Размышления натуралиста. М., 1977. - С. 19.

[2]ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7 - ФЗ // СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133



КАЙДАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

КАЙДАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА Статья в формате PDF 389 KB...

27 04 2024 13:43:41

ТРУСОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

ТРУСОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 235 KB...

26 04 2024 5:36:18

Мероприятия, снижающие вредное воздействие отвалов на окружающую среду

Мероприятия, снижающие вредное воздействие отвалов на окружающую среду В статье рассмотрено негативное воздействие отвалов на окружающую среду. Описаны основные явления, возникающие с появлением отвала и их вредное воздействие. Предложены пути предотвращения эрозионных процессов. Описаны мероприятия для сбора и отвода поверхностного стока вод с отвалов. Рассмотрено самовозгорание отвалов и предложена селективная отсыпка их горизонтальными слоями. ...

23 04 2024 20:34:58

КОСТОМАХИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОСТОМАХИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 87 KB...

21 04 2024 20:48:21

ЛЕС – ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО РОССИИ

ЛЕС – ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО РОССИИ Статья в формате PDF 286 KB...

16 04 2024 21:30:33

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Рассматриваются психические, социальные и личностные компоненты здоровья. Анализируются различия между медицинской (психиатрической) и психологической моделью психического здоровья. Показано, что концепция «позитивного психического здоровья» подходит для оценки личностного здоровья. Важнейшие критерии личностного здоровья – способность выполнять социальные роли и зрелось личности. Исследование психического здоровья личности осуществляется с помощью психологических методик. ...

12 04 2024 14:33:39

ON THE ISSUE OF GEOELECTROMAGNETIC ECOLOGY IN KRASNOAYRSKI KRAY

ON THE ISSUE OF GEOELECTROMAGNETIC ECOLOGY IN KRASNOAYRSKI KRAY Статья в формате PDF 82 KB...

10 04 2024 10:16:54

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ ШИРВАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ ШИРВАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА Среди населения Ширванской зоны Азербайджана проведены медико-генетические исследования по выявлению нарушений ЦНС и органов чувств, установлены типы наследования патологий. Среди 119 больных с 14 наследственными и врожденными заболеваниями 71,43 % приходится на моногенные патологии с аутосомно-рецессивным типом наследования, что объясняется кровнородственными бpaками среди родителей пробандов. ...

07 04 2024 20:55:13

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Статья в формате PDF 326 KB...

05 04 2024 22:23:38

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...

03 04 2024 16:31:33

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ Статья в формате PDF 100 KB...

29 03 2024 6:34:15

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::