ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

Хмельницкий К.Е. Котельников А.В. Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. Статья в формате PDF 276 KB

Структура и условия учебного процесса в сузе, по сравнению со средней школой, существенно усложняются: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, педагогические требования [2].

Проблема формирования эффективной адаптации студентов к условиям обучения в сузах и вузах занимает особое место среди важнейших и, вместе с тем, окончательно нерешенных проблем современной педагогики и физиологии. Это обусловлено рядом причин, одной, из которых является то, что уровень и адекватность приспособления организма к новой социально-информационной среде является важнейшим условием освоения будущей профессии [2]. Именно быстрая и оптимальная социально-психологическая и психофизиологическая адаптация студентов к условиям обучения в сузе является основой становления специалиста-профессионала [5]. Другая причина заключается в том, что в настоящее время в условиях реформирования и перестройки системы образования имеет место увеличение объема учебной нагрузки, интенсификация обучения, изменение форм и методов преподавания, повышение педагогических требований [4, 5]. Все это, в свою очередь, обусловливает значительное напряжение адаптационно-компенсаторных систем организма обучающихся [1], которое в отдельных случаях может привести к срыву адаптации, и как следствие, к значительному снижению умственной и физической работоспособности [3].

Одним из показателей оценки адаптации студентов к учебной нагрузки является оценка функционального состояния сердечно сосудистой системы. В связи с этим целью работы стало изучение динамики показателей работы сердца в течение семестра, в разные дни недели, до и после посещения занятий.

Материал и методы исследований

Исследование проводилось на базе Астpaxaнского кооперативного техникума. В исследованиях принимали участие студенты (добровольцы) технологического отделения (61 человек), юноши и дeвyшки в возрасте 18-20 лет. Показатели работы сердца регистрировали в начале и конце первого семестра в разные дни недели (понедельник, среда суббота) до и после занятий.

Исследуемые показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС, ударов в минуту), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД при помощи тонометра «Omron RX-3», мм ртутного столба). Расчетным методом определяли пульсовое давление (ПД, мм ртутного столба) и минутный объем крови (МОК, мл), используя формулу Старра:

МОК = [(101 + 0,5 ПД - 0,6 ДАД) - 0,6 А]ЧСС,

где А - возраст испытуемого.

Все результаты подвергнуты статистической обработке с использованием критерия Стьюдента, корреляционного и регрессионного анализов стандартного пакета Microsoft Office Excel 2007.

Результаты исследования и их обсуждение

Начало семестра. Полученные результаты представлены в таблице (табл. 1). При сравнении полученных данных наблюдалась разнонаправленная динамика показателей сердечно сосудистой системы у испытуемых разного пола. У дeвyшек в начале семестра в исследованных условиях систолическое давление до урока в течении недели пpaктически не менялось, вместе с тем, если сравнить с показателями после урока, то наблюдалось существенное снижение систолического артериального давления к концу учебной нагрузки в начале недели на 11,4% (р < 0,001) и середине недели на 7,6 (р < 0,001). У юношей в начале недели систолическое давление так же, как у дeвyшек снижалось к концу учебной нагрузки на 4,9% (р < 0,01), в остальные дни недели колебания систолического давления были незначительными.

Таблица 1

Динамика показателей сердечнососудистой системы в начале семестра у студентов разного пола

Период недели

Время урока

Пол испытуемых

сад

дад

чсс

п.д

мок

Начало недели

До урока

Дeвyшки

118 ± 1,6

74 ± 10,8

84 ± 14,9

43 ± 6,6

5579 ± 518,4

Юноши

123 ± 9,6

68 ± 7,3

75 ± 11,4

54 ± 5,7

5717 ± 929,0

После урока

Дeвyшки

104 ± 8,0***

61 ± 5,1***

71 ± 8,6***

43 ± 6,5

5375 ± 649,6

Юноши

117 ± 9,9**

68 ± 6,1

71 ± 13,6

50 ± 8,4***

5328 ± 1061,0

Середина недели

До урока

Дeвyшки

118 ± 5,4

71 ± 9,8

78 ± 8,8

47 ± 9,8

5519 ± 514,4

Юноши

118 ± 7,1

67 ± 6,2

76 ± 12,7

52 ± 4,0

5935 ± 1083,0

После урока

Дeвyшки

110 ± 5,9***

68 ± 6,9

75 ± 11,7

42 ± 4,7**

5294 ± 860,4

Юноши

118 ± 7,0

69 ± 6,6

71 ± 12,4

49 ± 5,5**

5245 ± 1062,0

Конец недели

До урока

Дeвyшки

119 ± 7,6

74 ± 9,4

78 ± 9,1

45 ± 7,2

5262 ± 403,7

Юноши

122 ± 8,7

68 ± 7,2

71 ± 11,2

54 ± 5,3

5434 ± 1045,0

После урока

Дeвyшки

117 ± 13,2

77 ± 9,5

85 ± 9,8*

40 ± 7,1

5439 ± 495,0

Юноши

119 ± 8,8

68 ± 5,8

71 ± 14,1

52 ± 6,9

5411 ± 1123,0

Примечание. Сравнение до и после учебной нагрузки: * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001.

Изменение диастолического давления было отмечено только у дeвyшек, что выражалось в его снижении, особенно в начале недели после занятий, что составило 18% (р = 0,001). Пульсовое давление в течение недели у студентов обоего пола снижалось. Особенно это было выражено в середине недели после занятий.

Анализируя показатели ЧСС у дeвyшек вырисовывается похожая картина с изменениями диастолического артериального давления: наиболее существенное снижение ЧСС было отмечено в начале недели (14,5%, р < 0,001). У юношей количество сокращений сердца в минуту в незначительно уменьшалось, особенно в начале и середине недели.

После расчета минутного объема крови как в течении недели, так и в условиях учебной нагрузки достоверных отличий в изменении данного показателя у студентов обоего пола выявлено не было.

Конец семестра. Результаты эксперемента приведены в таблице (табл. 2).У дeвyшек наблюдалось снижение систолического давления после учебной нагрузки, особенно в середине недели на 5% (р < 0,05) и конце недели на 6,6% (р < 0,001). У юношей также наблюдалось снижение этого показателя, но в начале недели на 5,8% (р < 0,01).

Таблица 2

Динамика показателей сердечнососудистой системы в конце семестра у студентов разного пола

Период недели

Время урока

Пол испытуемых

сад

дад

чсс

п.д

мок

Начало недели

До урока

Дeвyшки

116 ± 8,2

72 ± 10,1

81 ± 10,3

45 ± 8,4

5651 ± 641,4

Юноши

123 ± 10,5

68 ± 7,0

75 ± 11,6

55 ± 6,0

5849 ± 1005,0

После урока

Дeвyшки

116 ± 7,5

78 ± 7,0**

88 ± 10,7**

39 ± 4,8***

5596 ± 468,3

Юноши

115 ± 11,1**

67 ± 5,5

74 ± 12,6

49 ± 9,4***

5505 ± 923,0

Середина недели

До урока

Дeвyшки

120 ± 7,5

75 ± 9,6

80 ± 9,8

44 ± 5,6

5378 ± 731,2

Юноши

123 ± 10,3

70 ± 8,6

77 ± 14,2

54 ± 4,8

5860 ± 1188,0

После урока

Дeвyшки

114 ± 8,1*

75 ± 8,1

82 ± 10,1

39 ± 5,3*

5296 ± 525,8

Юноши

119 ± 5,1

69 ± 6,1

74 ± 8,8

50 ± 4,9*

5511 ± 852,0

Конец недели

До урока

Дeвyшки

120 ± 7,5

76 ± 10,6

80 ± 10,2

43 ± 8,8

5312 ± 684,2

Юноши

128 ± 9,9

72 ± 7,5

74 ± 10,1

56 ± 6,7

5605 ± 966,0

После урока

Дeвyшки

112 ± 5,9***

70 ± 6,9*

77 ± 11,7

42 ± 4,7

5343 ± 853,4

Юноши

120 ± 10,7

69 ± 7,3

72 ± 13,3

50 ± 7,1**

5391 ± 1175,0

Примечание. Сравнение до и после учебной нагрузки: * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001.

Так же как и в начале семестра изменения диастолического давления наблюдались только у дeвyшек: в начале недели диастолическое давление после занятий повышалось на 7,7% (р < 0,01), в середине недели не менялось, а в конце недели снижалось на 7,9% (р < 0,05).

Изменение показателей ЧСС в целом имело такую же динамику, как и вначале семестра, но в отличие от начала семестра, в конце мы наблюдали повышение показателя у дeвyшек на 7,8% (р < 0,01).

Пульсовое давление в конце семестра после учебной нагрузки снижалось в течение всей недели, но наиболее заметное снижение наблюдалось у дeвyшек в начале недели, что оставило 13,3% (р < 0,001) и в середине недели - на 12,8% (р < 0,05). У юношей после занятий пульсовое давление также снижалось: в начале недели на 11% (р < 0,001), в середине недели 7,4 (р < 0,05) и в конце недели 10,7% (р < 0,01).

Минутный объем крови, как и в начале семестра, в течение недели у юношей и дeвyшек после учебной нагрузки существенно не изменялся.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлены циркосептальные особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у юношей и дeвyшек в начале и конце семестра в условиях учебной нагрузки. В течение недели после учебной нагрузки наблюдалось снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени были выражены в первой половине недели. Полученные результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов. Установленные особенности необходимо учитывать при составлении расписания учебных занятий.

Список литературы

  1. Агаджанян Н.А., Руженкова Н.В., Старшинов Ю.П. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 1. - С. 93-97.
  2. Бухаринов А.И., Носова Л.И., Байгутдинов Ж.Б. Адаптация студентов к обучению в Вузе. // Гигиена и санитария. - 1992. - № 7-8. - С. 53-55.
  3. Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А., Берези- на М.Г. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности. // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 3. - С. 23-29.
  4. Тимофеев В.П. Особенности адаптации учащихся к обучению в ПТУ целлюлозно-бумажного профиля / В.П. Тимофеев, Е.А. Аксянова, А.О. Праводелова // Гигиена и санитария. - 1990. - №6. - С. 30-32.
  5. Чоговадзе А.В. Вуз и проблемы здоровья студен- тов // Вуз. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии: материалы I Междунар. науч.-пpaкт. конф. - Волгоград, 2001. - С. 37-39.


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 101 KB...

27 04 2024 23:53:26

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В статье отмечается возрастающее значение научных исследований социальной инфраструктуры. Рассматриваются различные подходы к определению этого понятия, а также роль социальной инфраструктуры в формировании уровня жизни человека и развитии человеческого потенциала. ...

26 04 2024 12:28:45

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К АЛКОГОЛИЗМУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ И СИСТЕМЫ БИОГЕННЫХ АМИНОВ У ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ И НЕ ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ АЛКОГОЛЬ КРЫС

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К АЛКОГОЛИЗМУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ И СИСТЕМЫ БИОГЕННЫХ АМИНОВ У ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ И НЕ ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ АЛКОГОЛЬ КРЫС Предпочитающие алкоголь крысы при исследовании поведения в тестах «открытое поле» и «приподнятый крестообразный лабиринт» показали значимо большую двигательную активность и признаки повышенной тревожности. Содержание дофамина и норадреналина в миндалевидном комплексе мозга предпочитающих алкоголь крыс значимо выше, у них также ускорен метаболизм дофамина по сравнению с не предпочитающими алкоголь крысами. ...

17 04 2024 11:21:31

ЭКОЛОГИЯ КВАРТИРЫ

ЭКОЛОГИЯ КВАРТИРЫ Статья в формате PDF 97 KB...

11 04 2024 10:50:30

СИСТЕМНАЯ МЕДИЦИНА В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПРАКТИКЕ

СИСТЕМНАЯ МЕДИЦИНА В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПРАКТИКЕ Статья в формате PDF 144 KB...

05 04 2024 9:39:26

Дискриминация, как средство моделирования трудоохранных метроприятий

Дискриминация, как средство моделирования трудоохранных метроприятий В работе рассматриваются приемы дискриминации признаков производственных травм с использованием модуля «Дискриминантный анализ» статистического софта «Statistica» v.6. Отражена простота анализа и получения выводов. Рекомендации могут быть реализованы специалистами, чей математический багаж не превышает базиса средней общеобразовательной школы. ...

03 04 2024 20:50:57

ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССОРА И.С.МУСТАФИНА

ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССОРА И.С.МУСТАФИНА Рассмотрены основные составляющие познавательной системы профессора И.С.Мустафина, которая включает позитивное использование опыта негативных событий, а также применение оригинальных задач-рассказов и поэтического творчества для развития творческих и естественнонаучных способностей. ...

25 03 2024 21:10:47

ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО НЕРАВНОВЕСИЯ ДРЕВОСТОЯ ПО КРИВЫМ ВЫСОТ И ДИАМЕТРОВ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ

ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО НЕРАВНОВЕСИЯ ДРЕВОСТОЯ ПО КРИВЫМ ВЫСОТ И ДИАМЕТРОВ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ Приведена методика анализа древостоя по запатентованному способу измерения растущих деревьев на пробной площадке с лентами леса 20*10 м с дополнительным расчетом коэффициента компонентного экологического неравновесия древостоя по кривым высот и диаметров. Показаны особенности применения кривых диаметров с волновыми составляющими для оценки качества проведения рубок прореживания древостоя. ...

22 03 2024 1:42:57

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::