ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
На территории Северо-Восточного региона Московской области (Сергиево-Посадский, Дмитровский, Клинский, Талдомский, Пушкинский районы) сосредоточен ряд важнейших предприятий бывшего ВПК СССР, которые имели 100%-й государственный заказ. Например, только в г. Сергиев Посад и районе находятся несколько крупных градообразующих предприятий, вокруг которых сформировались крупные населенные пункты до 10-15 тысяч человек.
Эти предприятия не утратили и ныне своего стратегического значения. Однако во время перестройки 1992-1994 годов Госзаказ этим узко профилированным, можно сказать уникальным, предприятиям сократили в 20-25 раз, что привело к резкому оттоку с этих предприятий специалистов высшей квалификации самого активного возраста 30-35 лет. Во всех отношениях стратегические государственные предприятия оказались в очень сложном положении. Особенно остро встала кадровая проблема.
Ранее все эти предприятия формировали свое молодое пополнение через ушедшую в прошлое систему распределения молодых специалистов из ведущих вузов страны: МГУ, МФТИ, МАИ, КАИ, МВТУ им. Баумана и др.
Ныне, эти предприятия более 10-ти лет пpaктически не пополняются молодыми кадрами. Прежние кадры стареют, а самые активные ушли в бизнес. Сами предприятия, в силу их бюджетной специфики, не могут создать должных привлекательных экономических и социальных условий для добровольного привлечения молодых специалистов из столичных вузов. Молодые люди из местной молодежи, которые направляются предприятиями в столичные вузы, назад не возвращаются. За 5-6 лет учебы в таком мегаполисе, как Москва, где уровень жизни существенно выше, они все как-то трудоустраиваются. В лучшем случае они возвращают предприятиям их затраты на обучение и то далеко не всегда. Многие выпускники школ этого региона из-за высокой дороговизны проживания в Москве и относительно низкой заработной платы их родителей вообще не едут учиться в Москву как ранее.
В сложившихся условиях, предприятия ВПК вынуждены были сами заняться организацией подготовки молодых специалистов на своей научно-производственной (кадровой и материальной) базе с привлечением местных филиалов столичных вузов. В результате сложилась парадоксальная ситуация: филиалы непрофильных московских вузов совместно с расположенными здесь НИИ приступили к подготовке на их базе молодых специалистов по специальностям и направлениям профильных вузов. Огромный опыт работы ведущих оборонных вузов и их потенциал оказались здесь пpaктически не востребованными.
Поскольку непрофильным вузам лицензировать специальности оборонного комплекса по ряду специфических причин не представлялось возможным, пришлось пойти по схеме физтеха. Были лицензированы всего лишь две естественно-научные специальности: 010200 - "Прикладная математика и информатика" и 010400 - "Физика". Причем по специальности "Физика" открыты четыре специализации:
- Химическая физика (твердые топлива) - для НИИПХ;
- Физика низких температур (криогеника); Физика измерений (автоматизированные системы); Механика многофазовых систем (энергетические и силовые установки) - все три специализации для НИИХИММАШ.
Реализация требований современной жизни в условиях регионов, где во времена СССР была сосредоточена значительная часть фундаментальной науки и пpaктически вся экспериментальная научно-производственная база, поставила перед местными филиалами вузов принципиально новую педагогическую задачу - целенаправленно вести подготовку студентов на базе региональных НИИ, что предполагает всестороннюю интеграцию фундаментального университетского и специального профессионального образования. Однако, филиалы вузов, сами по себе, не могут обеспечить комплексную профессиональную подготовку специалистов к исследовательской деятельности из-за отсутствия собственной лабораторно-экспериментальной базы. Вместе с тем такой базой обладают ведущие НИИ регионов. В этом случае осуществление интеграции вуза и ведущих научно-производственных комплексов региона дает возможность совмещать университетскую широту и фундаментальность образования с узкой, но очень глубокой специальной подготовкой студентов к исследовательской деятельности на базе региональных НИИ. Речь идет о комплексной интеграции усилий кадрового педагогического и научно-исследовательского потенциалов, лабораторно-материальной базы всех заинтересованных вузов и научно-производственных комплексов региона. Интеграционные процессы между образованием, наукой и производством весьма эффективны, так как позволяют рационально использовать интеллектуальный потенциал высшей школы и науки не только в отдельных регионах, но и в стране, удовлетворяя интересы всех участников.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе основные этапы интеграции образования хаpaктеризуются определением целей, подготовкой объектов интеграции, определением системообразующих факторов, созданием структуры, отбором содержаний интегративных курсов в соответствии с наукой и дидактическими принципами. Интегрированная система обучения (ИСО) получила признание в индустриально развитых странах там, где ведется адресная подготовка инженеров-производственников по гибкой системе обучения. Подготовка студентов к исследовательской деятельности, реализованная в МФТИ и, получившая название «система физтеха», оправдала себя полностью. Она доказала свою жизнеспособность и в современных условиях. Однако ныне в условиях региона требуется ее модернизация. Возникла необходимость структурной перестройки региональной системы образования, ориентация ее на образовательные запросы региона с учетом социально-экономических условий и культурно-исторических традиций. Это привело к необходимости совершенствования общей методологии и методики разработки учебных планов и рабочих программ высшего образования, так как потребности региона в исследовательских кадрах в новых условиях нельзя удовлетворить традиционными методами, основанными на системе государственного заказа.
Эксперимент по построению интегрированной системы обучения для подготовки студентов к исследовательской деятельности в научно-производственных комплексах региона проводился в филиале Московского государственного индустриального университета (г. Сергиев Посад), в ФГУП НИИПХ и ФГУП НИИХИММАШ г. Пересвет. В эксперименте приняли участие более ста двадцати студентов первого, второго, третьего и четвертого курсов специальности «010400-Физика».
В результате эксперимента разработана трaнcдисциплинарная модель ИСО, предусматривающая интеграцию дисциплин в единый учебный план, интеграцию Государственных стандартов и требований заказчиков, ориентированная на адресную подготовку студентов вуза к исследовательской деятельности с учетом научного и материально-технического потенциала научно-производственных комплексов региона.
Создана научно-педагогическая и организационная структура реализации учебного процесса (на примере кафедры «Технической физики и прикладной механики»). Для этого на предприятиях открыты филиалы кафедр: химической физики (НИИПХ) и энергетических силовых установок (НИИХИММАШ). Учтены особенности построения и структура интегрированного цикла дисциплин (на примере междисциплинарной модели ИСО по механике), определяемые целевой направленностью и хаpaктером будущей профессиональной деятельности студентов. Найдены благоприятные соотношения между федеральной, региональной и вузовской компонентами учебных планов. При этом в пpaктические разделы программ дисциплин федеральной компоненты включен адресный материал по заявкам конкретных научо-исследовательских лабораторий и отделов НИИ, принимающих участие в эксперименте. Около 400 часов физического пpaктикума, весь цикл общеспециальных дисциплин и дисциплин специализаций студенты изучают в исследовательских лабораториях НИИ, там же получают темы для курсовых работ, которые планируется продолжить в качестве дипломных работ. В качестве профессорско-преподавательского состава в этом случае выступают доктора и кандидаты наук - научные сотрудники этих НИИ.
Реализация ИСО студентов на базе филиалов вузов и расположенных в регионах НИИ восстанавливает востребованность фундаментальных знаний специалистов НИИ старшего поколения и сохраняет преемственность в передаче этих знаний молодому поколению россиян.
Работа представлена на конференцию «Современные проблемы науки и образования», 3-10 июля 2004г., г.Умаг, Хорватия
Статья в формате PDF 127 KB...
30 04 2024 1:25:49
Статья в формате PDF 144 KB...
29 04 2024 2:54:13
Статья в формате PDF 113 KB...
28 04 2024 9:37:18
Статья в формате PDF 133 KB...
27 04 2024 9:17:18
Статья в формате PDF 361 KB...
26 04 2024 1:51:47
Статья в формате PDF 103 KB...
25 04 2024 12:56:39
Статья в формате PDF 202 KB...
24 04 2024 12:36:26
Статья в формате PDF 196 KB...
23 04 2024 18:32:41
Статья в формате PDF 261 KB...
22 04 2024 6:47:41
Статья в формате PDF 251 KB...
21 04 2024 10:17:50
Статья в формате PDF 114 KB...
20 04 2024 13:21:15
С помощью метода инфpaкрасной спектроскопии осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении упорядоченных и нерегулярных участков. ...
19 04 2024 10:49:54
Статья в формате PDF 109 KB...
18 04 2024 21:53:26
Статья в формате PDF 158 KB...
17 04 2024 9:30:58
Статья в формате PDF 122 KB...
16 04 2024 11:25:16
Статья в формате PDF 107 KB...
15 04 2024 9:25:42
Статья в формате PDF 120 KB...
14 04 2024 9:11:56
Статья в формате PDF 121 KB...
13 04 2024 14:14:45
Статья в формате PDF 167 KB...
12 04 2024 10:48:49
Статья в формате PDF 673 KB...
11 04 2024 2:37:33
Статья в формате PDF 263 KB...
10 04 2024 10:52:57
Статья в формате PDF 126 KB...
08 04 2024 17:40:15
Статья в формате PDF 103 KB...
07 04 2024 5:19:10
Статья в формате PDF 132 KB...
05 04 2024 15:10:23
Статья в формате PDF 150 KB...
04 04 2024 15:22:36
Статья в формате PDF 110 KB...
03 04 2024 13:20:13
Статья в формате PDF 109 KB...
02 04 2024 20:30:33
Статья в формате PDF 359 KB...
01 04 2024 10:30:13
Статья в формате PDF 131 KB...
31 03 2024 0:31:38
Статья в формате PDF 140 KB...
30 03 2024 9:18:18
Статья в формате PDF 506 KB...
29 03 2024 21:23:38
Статья в формате PDF 117 KB...
28 03 2024 14:32:56
Статья в формате PDF 109 KB...
27 03 2024 7:12:26
Статья в формате PDF 104 KB...
26 03 2024 11:44:25
Статья в формате PDF 133 KB...
25 03 2024 10:21:32
Статья в формате PDF 100 KB...
23 03 2024 16:44:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::