ЗНАЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Содержание образовательных программ профессиональной подготовки в педагогическом колледже включает в себя несколько блоков учебных дисциплин, в том числе дисциплины художественно-эстетического цикла («Мировая художественная культура», «История искусств», «Музыка»).
Их место в профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо рассматривать без отрыва от общих задач развития личности студента, развития его познавательной сферы. По мнению В.А. Сластенина, профессиональная готовность к педагогической деятельности включает в себя, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую, физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и пpaктическую подготовку. С этим, безусловно, нельзя не согласиться. Однако, какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим.
Анализируя востребованные в современном образовании личностные качества учителя: гражданская активность, стремление понять цель и смысл жизни, свое предназначение, духовный мир своих учеников, способность к творчеству, способность к самоопределению в жизни, профессиональной деятельности, мире культуры и другие, не менее значимые качества, нельзя не отметить, что всегда актуальны в профессиональной подготовке установки образовательного процесса на развитие познавательной сферы будущего педагога. Именно познавательная сфера в профессии учителя является профессиональной; а одной из качественных хаpaктеристик ее развития выступает познавательный интерес.
Для развития познавательного интереса в системе профессионального педагогического образования созданы многие условия. Представляется, что одним из них является потенциал учебных дисциплин, в содержании которых имеется резерв творческого, объединяющего образовательного начала, - явлений художественной культуры и искусства. Именно в процессе освоения их в качестве дидактических единиц содержания возможен процесс интериоризации ценностей, которые «предъявляются» студентам педагогом в образовательном процессе для восприятия, общения с ними. Освоение эстетических ценностей, заключенных в явлениях художественной культуры, всегда сопровождается эмоциональной активностью сознания личности; в этом заключается сущность воздействия искусства на человека.
Несомненно, эстетические и художественные ценности стимулируют становление целостной личности, развивают не только воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, но и интеллект, образное мышление, в целом познавательную сферу личности.
Интериоризация художественных ценностей позволяет развивать и актуализировать личностные смыслы, ценностные ориентации личности, напрямую не связанные с эстетическим и художественным смыслом явлений искусства.
В силу полифункциональности художественных образов, они влияют на актуально важные сферы жизнедеятельности человека, на весь процесс познания мира человеком.
Условия профессиональной подготовки предоставляют возможность в полной мере организовать освоение содержания произведений искусства и художественной культуры с использованием форм и способов развития познавательного интереса как ценностной ориентации, качественно отражающей уровень развития познавательной сферы. Для этого, с нашей точки зрения, имеются пока малоисполь-зуемые потенциальные возможности, представляющие собой комплекс условий, связанный с влиянием специфических факторов, влияющих на процесс освоения этих дисциплин.
Один из них - предметное содержание дисциплин -художественная культура и искусство, предполагающее осуществление духовного диалога, инициации обмена ценностями, смыслами, выход на сущностные проблемы, высокий уровень культуры диалогического общения.
Второй фактор - возможность интеграции в едином процессе искусства и образования как феноменов культуры на основе их взаимосвязи, отмеченной И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, М. Хайдеггером, ю.М. Лотманом, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили и др. По мнению М.К. Мамардашвили образование выступает как способ становления человека, возможность быть, становиться, образовываться- стремиться к созданию собственного образа мира.
Именно искусство как культурная система является тем полем познания, которое стимулирует процесс познания, так как представляет его предметом самое заинтересованное, эмоционально и этически не нейтральное, - самого человека. Этот предмет познания, являющийся в искусстве в разных ипостасях: в виде художественных образов, в виде субъекта художественной деятельности (автора), представляется познающему его человеку и доступным, узнаваемым, и новым, бесконечно развивающимся. Но, в любом случае, этот предмет вызывает не равнодушное, не нейтральное, а активное отношение к его познанию.
Третий фактор, позволяющий стимулировать развитие познавательной сферы студентов в процессе освоения художественно-эстетических дисциплин, - это специфика организации образовательного процесса. Основными принц ипами педагогического воздействия педагога на студентов при освоении содержания искусства становятся принципы творческого взаимодействия, при реализации которых только и возможны отношения сотворчества, соосмысления, необходимые в общении с искусством. Именно педагог моделирует процесс общения с произведениями искусства, не дистанцируясь в процессе общения. Специфика дисциплин определяет специфическую роль педагога- роль первооткрывателя, «пророка» или равного партнерапо общению, собеседника.
Личность самого педагога, который в силу специфики дисциплин художественно-эстетического цикла, вынужден позиционировать себя не только в роли педагога, но и в роли активного творца культуры - также важный фактор развития познавательного интереса. Педагог, организующий освоение явлений культуры, становится для студента еще одним культурным текстом, включающимся в процесс их познания. Текстом культуры, нуждающимся в раскрытии, «расшифровке» становится Человек, с которым студента объединяет совместная творческая деятельность, совместное общение с произведением искусства.
Таким образом, мы приходим к выводу о многофакторности развития познавательного интереса студентов - будущих педагогов в процессе изучения ими явлений художественной культуры и искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008, Черногория, Беччичи. Поступила в редакцию 16.05.2008
.
Статья в формате PDF 143 KB...
01 05 2024 11:31:49
30 04 2024 20:10:10
Статья в формате PDF 1043 KB...
29 04 2024 23:18:40
Статья в формате PDF 109 KB...
28 04 2024 1:35:18
Статья в формате PDF 174 KB...
27 04 2024 4:16:30
Статья в формате PDF 118 KB...
26 04 2024 23:53:32
Статья в формате PDF 268 KB...
25 04 2024 19:23:16
Статья в формате PDF 214 KB...
24 04 2024 14:11:57
Статья в формате PDF 138 KB...
22 04 2024 23:26:28
21 04 2024 3:13:21
Статья в формате PDF 292 KB...
20 04 2024 8:14:42
Статья в формате PDF 262 KB...
19 04 2024 16:25:33
Статья в формате PDF 253 KB...
18 04 2024 19:22:57
Статья в формате PDF 128 KB...
17 04 2024 11:38:13
Статья в формате PDF 124 KB...
16 04 2024 15:21:15
Статья в формате PDF 142 KB...
15 04 2024 3:18:18
Статья в формате PDF 102 KB...
14 04 2024 6:27:28
Статья в формате PDF 253 KB...
13 04 2024 17:58:29
В статье дается оценка состояния экосистем западного Кавказа, вовлекаемых в олимпийское строительство. Актуальной становиться проблема взаимоотношений «рекреация — животный мир», выявление положительных и отрицательных сторон, а также пути их решения. ...
12 04 2024 11:49:48
Статья в формате PDF 102 KB...
10 04 2024 23:10:44
Статья в формате PDF 130 KB...
09 04 2024 15:11:48
08 04 2024 7:54:24
07 04 2024 1:55:45
Сердце – один из самых загадочных органов. Вскрытие грудной полости и рассечение перикарда нарушает целостность сердечной системы, и способность его работать даже в этих условиях приводит к недооценке перикардиальной полости, как важной функциональной пятой камеры сердца. Представленная схема фаз деятельности пятикамерного сердца будет способствовать развитию теории и пpaктики оздоровления человека, спортивной тренировки и лечения болезней сердца. ...
06 04 2024 22:14:46
Статья в формате PDF 127 KB...
05 04 2024 11:45:34
Статья в формате PDF 134 KB...
04 04 2024 15:48:53
Статья в формате PDF 111 KB...
03 04 2024 18:25:45
В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смaзoчно-охлаждающей жидкости (СОЖ) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...
02 04 2024 17:48:15
Статья в формате PDF 294 KB...
01 04 2024 1:54:44
Статья в формате PDF 251 KB...
31 03 2024 4:46:12
Статья в формате PDF 261 KB...
30 03 2024 17:29:51
Статья в формате PDF 265 KB...
29 03 2024 22:56:49
Статья в формате PDF 107 KB...
28 03 2024 7:31:22
Статья в формате PDF 154 KB...
27 03 2024 12:41:37
Статья в формате PDF 133 KB...
25 03 2024 7:51:45
24 03 2024 10:11:22
Статья в формате PDF 207 KB...
23 03 2024 6:34:57
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::