АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Работа инициирована необходимостью совершенствования методики статистической обработки экспериментальных данных социологических исследований динамики усвоения нового материала в процессе обучения курса физики в средней общеобразовательной школе [3, 5].
Среди учащихся двух томских школ была организована серия письменных опросов по только что изученным темам сразу же в конце урока. Эксперимент показал, что во всех без исключения классах могут возникать различные виды распределений учащихся в зависимости от усвоенного ими материала, вплоть до мультимодального (обладающего двумя максимумами). Различные виды распределений в проведенном исследовании коррелируют с относительной сложностью материала. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона, использовавшийся для определения тесноты связи уровня сложности с конкретным видом распределения был 0.59.
Распространённым средством микроскопического описания сложных природных объектов является вероятностное распределение f(x,t), знание которого помогает определить другие усредненные макроскопические хаpaктеристики. Определим обучение как возможность последовательного функционирования обучаемых в ряде усложняющихся ситуаций внешней среды, требующих учета все большего числа существенных признаков [4]. Тогда переменной ξj будет естественно поставить в соответствие уровень знаний и умений конкретного (j-го) учащегося (количество и качество усвоенного материала). Не вызывает сомнения, что ξj является случайной величиной, которую можно измерять в процентах. Тогда ξj =90 означает, что j-ый учащийся усвоил 90% нового материала, ξj =120 - 120% (учащийся при ответе на вопросы в конце урока воспользовался своими знаниями, выходящими за рамки школьной программы, или продолжил развивать основную мысль преподавателя). Теоретически может оказаться, что ξj =-20 - ученик не усвоил ничего из пройденного на уроке и "забыл" 20% от предыдущего материала, необходимого, для изложения новой темы.
Таким образом, педагогический процесс можно рассматривать, как процесс эволюции случайной величины ξ=(ξ1,...,ξn), сопоставив её классу из n учеников, а её компоненты фиксированному учащемуся. В предположении, что ξ - случайная величина «диффузионного» типа (см. например [1]), построена статистическая модель, в которой описание динамики процесса обучения проводится на основе уравнения Фоккера-Планка-Колмогорова (ФПК). Проведена редукция исходной задачи к описанию среднего «идеального» учащегося. В предположении слабого взаимодействия между учащимися, задача сводится к одномерному уравнению ФПК специального вида. Параметры уравнения по стандартным методикам определяются из экспериментальных данных методом наименьших квадратов. Учет парных взаимодействий между «идеальными учащимися» приводит к уравнению ФПК с нелокальной нелинейностью [2]. Проведен анализ количественных хаpaктеристик процесса обучения на основе построенной модели. Полученные в работе результаты дают возможность выявить и оценить влияние различных факторов на динамику процесса обучения и помогут в выборе оптимальных методик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Свешников А.А. Прикладные методы теории случайных функций. М.: Наука. 1968. 464 с.
- Зальмеж В.Ф., Трифонова Л.Б. // Изв. вузов. Физика. 2002. Т. 45, № 4. С .72.
- Зеличенко В.М., Трифонова Л.Б. // Изв. вузов. Физика. 2001. Т. 44, № 1. С .23.
- Крылов В. Ю., Морозов Ю. И. Кибернетические модели и психология. М.: Наука. 1984. 176 с.
- Трифонова Л.Б. // Успехи современного естествознания. 2002. (в печати).
Статья в формате PDF 128 KB...
28 04 2024 11:21:12
Статья в формате PDF 103 KB...
27 04 2024 22:55:10
Статья в формате PDF 225 KB...
26 04 2024 1:51:38
25 04 2024 14:24:29
Статья в формате PDF 129 KB...
24 04 2024 11:53:20
Статья в формате PDF 157 KB...
23 04 2024 0:55:21
Статья в формате PDF 120 KB...
22 04 2024 7:19:59
Статья в формате PDF 135 KB...
21 04 2024 5:56:45
Статья в формате PDF 136 KB...
20 04 2024 4:27:15
Статья в формате PDF 114 KB...
19 04 2024 10:30:53
Статья в формате PDF 366 KB...
18 04 2024 1:33:17
Статья в формате PDF 106 KB...
17 04 2024 20:48:25
Статья в формате PDF 114 KB...
16 04 2024 11:49:15
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 20:49:31
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 19:15:34
13 04 2024 22:20:38
Статья в формате PDF 149 KB...
12 04 2024 14:49:49
Статья в формате PDF 270 KB...
11 04 2024 13:40:24
10 04 2024 14:35:23
09 04 2024 21:10:39
Статья в формате PDF 245 KB...
08 04 2024 8:29:39
Статья в формате PDF 194 KB...
07 04 2024 7:25:58
Статья в формате PDF 110 KB...
06 04 2024 5:50:19
Статья в формате PDF 285 KB...
04 04 2024 20:28:24
Статья в формате PDF 254 KB...
03 04 2024 2:57:17
Статья в формате PDF 391 KB...
01 04 2024 8:35:25
Статья в формате PDF 116 KB...
31 03 2024 2:34:19
30 03 2024 17:50:29
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
29 03 2024 6:32:11
Статья в формате PDF 140 KB...
28 03 2024 6:41:45
Статья в формате PDF 250 KB...
27 03 2024 3:48:20
Статья в формате PDF 103 KB...
26 03 2024 3:50:43
Статья в формате PDF 115 KB...
25 03 2024 3:50:39
Статья в формате PDF 117 KB...
24 03 2024 20:21:27
Статья в формате PDF 126 KB...
23 03 2024 1:52:51
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 13:57:37
21 03 2024 11:33:27
Статья в формате PDF 135 KB...
20 03 2024 7:23:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::