Синергетический подход к содержанию непрерывного естественнонаучного образования > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Синергетический подход к содержанию непрерывного естественнонаучного образования

Синергетический подход к содержанию непрерывного естественнонаучного образования

Гапонцева М.Г. Федоров В.А. Статья в формате PDF 115 KB В соответствии с классификацией научного знания (по В.С. Ледневу) педагогику следует отнести к наукам, объект и предмет которых хаpaктеризуются процессами информационных обменов (объект педагогики - социум, а предмет - процесс передачи социального опыта). Системы такого рода исследуются синергетикой. Целесообразно рассмотреть возможность переноса общих закономерностей синергетики в область педагогики, тем более что уже имеется опыт прямого применения синергетического подхода в экономике, социологии, экологии, то есть в науках, объектом которых также не является открытая термодинамическая система - классический объект синергетики.

Основным свойством систем, изучаемых синергетикой, является их самоорганизация в процессе эволюции. Самоорганизация выражается в усложнении структуры системы, когда внешнее воздействие на нее превосходит некоторые критические значения. При этом появляются новые структурные элементы и происходит специализация старых так, что они начинают выполнять новые функции. Благодаря этой специализации эффективность «работы» системы в целом возрастает, так что она справляется с возросшими требованиями окружающей среды. Эту закономерность мы можем проследить эмпирически на материале, предоставляемом историей педагогики и, в более широком смысле, историей культуры. Генезис научного знания демонстрирует поведение, хаpaктерное для открытых систем, описываемых синергетикой. Роль внешнего воздействия на процесс передачи социального опыта (в данном контексте научного) играет соотношение объема накопленных знаний и способа их упорядочения и переработки. При достижении этим соотношением критического значения появляется новый элемент структуры научных знаний- логика как особый структурный элемент математики и других наук и, на следующем этапе развития, теории групп Феликса Клейна и Сорфуса Ли.

Научные знания являются детерминантой содержания образования, генезис научного знания проявляется в современной структуре содержания общего образования. Это выражается в том, что, следуя сквозной линии естественнонаучного образования, учащийся в ускоренном темпе проходит все этапы исторического развития естественных наук.

На основании анализа истории науки и образования можно утверждать, что возникавшие кризисы «переполнения информацией» разрешались посредством появления нового специализированного элемента содержания образования и одновременно, как правило, появления нового элемента области научных знаний, т. е. посредством усложнение структуры этих объектов.

Многие ведущие педагоги придерживаются мнения о наличии существенных трудностей в современной системе естественнонаучного образования. Можно предположить, что усложнение структуры естественнонаучного образования, разрешающее эти трудности, должно проявиться в появлении в системе непрерывного естественнонаучного образования нового структурного элемента, согласующего содержание образования на межцикловом уровне и, одновременно, между ступенями образования. Роль нового элемента заключается в согласовании общего и профессионального образования. Такое изменение структуры содержания образования позволяет осуществить необходимое согласование без коренной перестройки исторически устоявшейся структуры и содержания непрерывного естественнонаучного образования.

Система непрерывного естественнонаучного образования в настоящий момент находится в критический точке, порожденной объективными причинами (пересыщение информацией).

По нашему мнению решение этой проблемы должно строиться на основании подхода, общего для всех открытых систем. После прохождения критической точки система образования должна измениться, откликнувшись на возрастающее давление усложнением своей структуры, аналогично тому, как это произошло в математике и происходит в области других точных наук.

Проследив генезис научного знания и связанного с ним содержания образования, можно полагать, что синергетический подход позволяет прогнозировать поведение системы образования в части содержания естественнонаучного образования.



ПОДБОР СЛУХОВОГО АППАРАТА

ПОДБОР СЛУХОВОГО АППАРАТА Статья в формате PDF 120 KB...

25 04 2024 11:51:50

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 116 KB...

11 04 2024 6:14:58

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ ВО ВНЕКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ ВО ВНЕКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Данная статья посвящена проблеме отношений между культурами европейских стран и культурой ислама. В статье отмечается, что на фоне упадка христианской культуры в европейскую среду проникают такие обычаи, которые для европейской цивилизации исторически чужды, а главное, опасны для духовного здоровья европейских народов. Единственным средством для противостояния таким негативным явлением является возрождение собственной культуры. ...

07 04 2024 8:54:46

К вопросу о малигнизации папиллом гортани

К вопросу о малигнизации папиллом гортани Статья в формате PDF 122 KB...

05 04 2024 21:27:43

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К настоящему времени геофизика накопила о магнетизме Земли огромную информацию, большая часть которой получена в новейший период исследований космического прострaнcтва путём непосредственных инструментальных исследований с помощью космических летательных аппаратов, но построить на традиционных теоретических основаниях общепризнанную теорию о происхождении магнетизма Земли пока не удавалось никому [1]. Учитывая продуктивность магнитодинамического взгляда ряда фундаментальных проблем физики и многочисленных технических задач [2], можно надеяться на аналогичную продуктивность при рассмотрении некоторых из многочисленных аспектов фундаментальной проблемы стационарного геомагнетизма, среди которых первичной представляется его происхождение. ...

01 04 2024 13:42:33

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Статья в формате PDF 251 KB...

30 03 2024 8:37:36

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::