НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Наиболее распространенные аллергические заболевания дыхательной системы - аллергический ринит (АР) и бронхиальная астма (БА) являются в первую очередь экологически значимыми патологиями, а с другой стороны - заболеваниями цивилизации.
Перед исследователями этих болезней, врачами и учеными, стоят трудные и разносторонние задачи. Одна из основных задач состоит в дифференциальной диагностике ранних проявлений АР, учитывая его сходство и отличие от воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей. Эта задача нацелена на точность и своевременность диагностики для того, чтобы предотвратить трaнcформацию АР в БА, которая, к сожалению, происходит довольно часто. Несмотря на то, что аллергены чаще бывают растительного происхождения, темпы урбанизации способствуют росту заболеваемости. Основные аллергены, вызывающие АР и БА, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Аллергены |
% |
Домашняя пыль |
21 |
Клещи домашней пыли |
25 |
Перо подушек |
5 |
Библиотечная пыль |
9 |
Шерсть кошки |
13 |
Шерсть собаки |
9 |
Шерсть овцы |
1,5 |
Перхоть лошади |
1,5 |
Семейство деревьев |
5 |
Семейство злаковых трав |
7 |
Семейство сорных трав |
3 |
Вторая задача направлена на уточнение сроков дебюта БА, имеющего тенденцию к раннему проявлению у детей и подростков. Tрaнcформация АР в БА происходит достаточно часто из-за многочисленных причин именно в детском и подростковом возрасте. Простуды, бактериального и вирусного хаpaктера, зачастую недолеченные, гиподиагностика аллергических состояний и другие факторы приводят именно в детском возрасте к АР, а в подростковом возрасте к трaнcформации в БА. Предпосылки к этому кроются в особенностях подросткового АР и БА в связи со следующими особенностями:
- усиленный физический рост и развитие;
- гормональная перестройка на фоне пoлoвoго созревания (раннее пoлoвoе созревание и начало пoлoвoй жизни);
- вегето-сосудистая лабильность;
- высокая умственная и физическая нагрузка;
- изменение и бессистемность режима питания;
- психоэмоциональные особенности: синдром иллюзорного восприятия, склонность к депрессиям, резкая смена настроения, зависимость от мнения сверстников, повышенная требовательность, наличие комплексов по поводу заболевания, стрессы, огромное влияние СМИ;
- негативизм к любому лечению;
- недооценка серьезности заболевания;
- начало вредных привычек.
Изучение анамнеза пациентов иногда бывает затруднительным, смазанным и часто стертым из-за бесконтрольного, немотивированного приема ряда препаратов как противовоспалительного, так и противоаллергического хаpaктера. Другая трудность при изучении анамнеза и при диагностике связана с недооценкой серьезности симптомов АР, его взаимосвязи с сезонными проявлениями и эколого-социальными предпосылками их начала. Настораживают также не всегда адекватные симптомы, обнаруженные у пациентов подросткового возраста.
Клинико-диагностические и лабораторные критерии АР и БА чаще всего в совокупности подтверждают или опровергают точность диагностики. Наиболее значимые из них представлены в табл. 2
Таблица 2
Признаки |
ОРВИ |
АР |
БА |
Температура тела |
до 39°С |
нормальная или субфебрильная |
нормальная или субфебрильная |
Катаральные явления |
присутствуют |
присутствуют |
присутствуют |
Слизистые |
гиперемия |
бледно-синюшные |
бледно-синюшные |
Интоксикация |
есть |
нет |
нет |
Головная боль |
часто |
редко |
редко |
Слабость |
часто |
редко |
редко |
Одышка |
отсутствует или инспираторная |
отсутствует |
экспираторная |
Кашель |
часто |
отсутствует |
часто |
Хрипы в легких |
редко (при осложнениях) |
отсутствуют |
часто |
Затруднение дыхания, удушье |
отсутствует |
отсутствует |
часто |
Выделения из носа |
слизисто-гнойные |
слизистые |
слизистые |
Содержание эозинофилов в крови |
нормальное |
эозинофилия выше 6% |
эозинофилия выше 6% |
Содержание эозинофилов в носовом секрете |
нормальное (0 - 2%) |
выше 6% до 100% |
выше 6% до 100% |
Изменение показателей ФВД |
отсутствует |
отсутствует |
снижение показателей ФВД |
Важное диагностическое значение имеют провокационные тесты с карбахолином.
В ряде неясных случаев, при поздней постановке диагноза, противоречиях в клинических и лабораторных показателях следует применять дополнительные методы, основанные на механизмах развития этих заболеваний, что нами показано при изучении уровней некоторых гормонов. Наиболее значимые отклонения у подростков наблюдаются при изучении тестостерона, который при обострениях повышается до верхней границы нормы, и кортизола, который соответственно снижается ниже нижней границы нормы.
Следует особо подчеркнуть, что при уже развившейся БА наблюдаются отклонения не только в органах дыхательной системы, но и в других органах и тканях, что позволяет отнести это заболевание в ранг генерализованных, системных болезней.
В связи с этим, мы можем констатировать, что обнаруженные нами с помощью изучения полутонких срезов, трaнcмиссионной и сканирующей электронной микроскопии морфологические изменения в различных популяциях клеток дыхательной и пищеварительной систем имеют ряд сходных черт. На первый план выдвигаются изменения эпителиальных клеток (реснитчатые клетки и кишечные эпителиоциты), которые имеют хаpaктерные деструктивные признаки, и секреторные нарушения в бокаловидных клетках дыхательной и пищеварительной систем. Существенным сходным изменениям подвергаются и клетки крови, как в периферическом русле, так и в кровеносных сосудах органов дыхательной и пищеварительной систем. Важным диагностическим и прогностическим признаком можно считать изменения клеток периферической крови, полученные с помощью СЭМ. Эти изменения существенно зависят от степени тяжести заболевания. В наиболее тяжелых случаях мы наблюдаем выраженные изменения в клетках как белой, так и красной крови, и особенно в тромбоцитах.
В особенно затруднительных случаях диагностика основывается на оценке комплекса симптомов, полученных при исследовании системы крови, органов пищеварительной системы, кожи.
Пpaктика показывает, что наиболее эффективным методом лечения подобных больных в настоящее время является антигенспецифическая иммунотерапия (АСИТ). Результаты этого лечения подтверждены как клинически, так и морфологически.
Таким образом, разработка и внедрение новых, перспективных методов, дающих наиболее полную картину БА, ее осложнений и сопутствующих заболеваний ведет к оптимизации диагностики. В свою очередь четкая и правильная диагностика нацеливает исследователей на пути реализации лечебных и профилактических мероприятий, имеющих сугубо антиаллергический хаpaктер.
Статья в формате PDF 111 KB...
26 04 2024 23:21:20
Статья в формате PDF 334 KB...
24 04 2024 6:35:30
Статья в формате PDF 139 KB...
22 04 2024 20:20:47
Статья в формате PDF 116 KB...
21 04 2024 15:11:12
20 04 2024 12:16:23
Статья в формате PDF 360 KB...
19 04 2024 10:12:31
Статья в формате PDF 103 KB...
18 04 2024 7:44:56
Статья в формате PDF 369 KB...
17 04 2024 7:18:23
1.Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2.Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3.Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...
16 04 2024 15:11:12
15 04 2024 4:19:57
Статья в формате PDF 185 KB...
14 04 2024 1:55:36
Статья в формате PDF 133 KB...
12 04 2024 1:37:14
Статья в формате PDF 109 KB...
11 04 2024 10:40:19
Статья в формате PDF 110 KB...
10 04 2024 8:17:54
Статья в формате PDF 590 KB...
09 04 2024 17:52:39
Изложены ключевые положения главных системных концепций современного естествознания — системологии (общей теория систем) и синергетики (теории самоорганизующихся систем). Рассмотрены основные свойства системных объектов: дискретность, элемент, связи, структура, паттерн, организация, целостность, интеграция, иерархия, управление, самоорганизация. Охаpaктеризованы особенности биологических систем: обмен веществ, итеративность, дискретность (прострaнcтвенная и временная), избыток структурных элементов и связей между ними, наследственность и изменчивость, способность к самоорганизации и саморазвитию, раздражимость и возбудимость, способность к адаптации, самовоспроизведение (размножение). ...
08 04 2024 20:58:30
07 04 2024 23:14:38
Статья в формате PDF 172 KB...
06 04 2024 1:49:15
Статья в формате PDF 118 KB...
05 04 2024 22:14:27
Статья в формате PDF 120 KB...
04 04 2024 17:22:10
Статья в формате PDF 101 KB...
03 04 2024 18:14:40
Статья в формате PDF 124 KB...
02 04 2024 10:11:54
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2024 1:45:25
Статья в формате PDF 110 KB...
31 03 2024 14:33:20
Статья в формате PDF 145 KB...
30 03 2024 14:25:37
Статья в формате PDF 304 KB...
29 03 2024 2:39:16
Статья в формате PDF 219 KB...
28 03 2024 15:26:40
Статья в формате PDF 136 KB...
26 03 2024 11:37:13
Статья в формате PDF 121 KB...
25 03 2024 18:33:50
Статья в формате PDF 100 KB...
24 03 2024 20:56:56
Статья в формате PDF 256 KB...
23 03 2024 9:39:19
Статья в формате PDF 129 KB...
21 03 2024 18:52:41
В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогeнитaльным xлaмидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогeнитaльным xлaмидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных xлaмидиозом. ...
20 03 2024 6:30:21
Статья в формате PDF 102 KB...
19 03 2024 5:41:51
Статья в формате PDF 121 KB...
18 03 2024 7:54:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::