ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ПРИЮТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ПРИЮТА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ПРИЮТА

Шакурова А.Р. Дроздикова Статья в формате PDF 276 KB

Компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. К тому же овладение навыками работы на компьютере, как правило, сопряжено со многими трудностями, что порой приводит к «особому» отношению к компьютеру, с которым вместе «многое пережито». Именно эти факторы чаще всего и становятся причиной обсессивного пристрастия к компьютеру.

Согласно структуре предложенной А.Е. Войскунским, зависимость от компьютера является разновидностью Интернет зависимости наряду с информационной перегрузкой, конвульсивным использованием Интернета, зависимостью от киберотношений [1]. М.Griffiths (1998) выдвинул гипотезу, что Интернет-аддикции может формироваться на базе различных форм использования Интернета: возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, интереса к непосредственному содержанию сайта, онлайновой социальной активности [3]. Соответственно Интернет-аддикция не может быть более емким понятием, нежели компьютерная. Зависимость от Интернета, как и зависимость от компьютерных игр, является составляющей зависимости от компьютера в целом, т.е. от потребности во взаимодействии с данным устройством в игровой, рабочей или исследовательской формах.

У подростков в результате развития компьютерной зависимости отмечаются отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. Еще большую опасность компьютерная зависимость представляет для детей «группы риска». Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категории подвержена негативным воздействиям. Играет роль и генетическая предрасположенность к различным видам зависимости. Эти подростки, как правило, уже аддикты (токсикомания, алкоголизм, никотиновая зависимость и др.), что служит хорошей основой для приобретения и развития новых форм зависимого поведения. Более того, специфика этих детей, взаимоотношений внутри группы делает возможным распространение аддиктивного поведения.

Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе социального приюта для детей и подростков г. Казани «Гаврош». В эксперименте приняли участие 36 подростков в возрасте 12-15 лет. Им было предложено заполнить опросник «Основные признаки психологической зависимости от компьютера и Интернета», где требовалось отметить частоту проявления признаков: никогда, редко, часто, всегда. Чем выше показатель, набранный по колонкам «часто» и «всегда», тем вероятнее наличие у подростка аддиктивного поведения. Максимальный показатель по каждой из колонок равен 9.

Были получены следующие результаты:

  • доминирующие варианты ответов «часто» и «всегда»,
  • самый высокий показатель по колонкам «часто» и «всегда» равен 7 (у 16,5 %), самый низкий показатель - 4 (у 33,4 %),
  • так же опрошенные отметили у себя резь в глазах; нечастые головные боли; хорошее самочувствие, эйфорию при работе на компьютере.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии явной компьютерной аддикции у подростков-участников исследования, но в результате опроса была выявлена группа подростков, склонных к аддиктивному поведению (66,7 %).

Негативное влияние компьютерной зависимости на личность подростка может быть снижено при проведении системно диагностируемой коррекционно-профилактической работы на основе педагогической модели, включающей цель, задачи, технологии, контент, критерии и показатели эффективности педагогической коррекции. Критериями сформированности свободного от аддикции поведения у подростков являются ценностный, адаптационный, коммуникативно-организаторский, рефлексивный [2].

При разработке модели педагогической коррекции компьютерной аддикции у подростов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, необходимо включить следующие направления: обеспечение многостороннего хаpaктера и гуманистической направленности оказываемой педагогической поддержки, работу с педагогами, воспитателями. Интеграция подростков и окружающих их взрослых в коррекционной деятельности нацелена на предупреждение поведенческих аддикций и развитие конструктивных форм поведения. При работе с подростками эффективны такие формы коррекции, как психологический тренинг, сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, эвристические беседы, исследовательские проекты и др. Данные формы коррекционной работы способствуют успешной компенсации и адаптации подростков к требованиям социальной среды (что имеет особое значение при работе с воспитанниками приютов) и созданию благоприятных условий для восстановления личности и получения желаемых результатов.

Список литературы

  1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, №1. - С. 90-100.
  2. Саглам Ф.А. Профилактика Интернет-аддикции у подростков: методическое пособие. - Казань: Изд-во «Бриг», 2009. - 55 с.
  3. Griffiths, M.D. Internet addiction: does it really exist? // In: Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications / J. Gackenbach (Ed). - San Diego, CA, Academic Press, 1998. - P. 61-75.


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ПОЛА НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС С РАЗЛИЧИЯМИ АЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ДОФАМИНА ВТОРОГО ТИПА (DRD2) В ТЕСТЕ ПРИПОДНЯТЫЙ КРЕСТООБРАЗНЫЙ ЛАБИРИНТ И МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ПОЛА НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС С РАЗЛИЧИЯМИ АЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ДОФАМИНА ВТОРОГО ТИПА (DRD2) В ТЕСТЕ ПРИПОДНЯТЫЙ КРЕСТООБРАЗНЫЙ ЛАБИРИНТ И МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА В работе впервые приведены сведения о пoлoвых особенностях поведения в «приподнятом крестообразном лабиринте» двух групп крыс, гомозиготных по двуаллельному локусу TAG 1A DRD2, а также сравнительный анализ морфометрических хаpaктеристик миндалевидного комплекса мозга ...

23 04 2024 1:49:16

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2 Статья в формате PDF 97 KB...

16 04 2024 17:20:40

Сравнительное изучение показателей окислительно-антиоксидантной системы в мышечной ткани русского осетра (Acipenser gueldenstaedti brant) и карпа (Cyprinus carpio L.) при воздействии свинца

Сравнительное изучение показателей окислительно-антиоксидантной системы в мышечной ткани русского осетра (Acipenser gueldenstaedti brant) и карпа (Cyprinus carpio L.) при воздействии свинца Исследованы показатели окислительно-антиоксидантной системы (содержание малоновогодиальдегида, каталазная и общая антиоксидантная активности) мышечной ткани русского осетра и карпа при свинцовой интоксикации. В мышцах молоди осетра обнаружена активация перекисного окисления липидов и снижение общей антиоксидантной активности. В отличие от осетра у молоди карпаактивация перекисного окисления липидов сопровождается компенсаторным повышением общей антиоксидантной активности и поддержанием достаточно высокого уровня активности каталазы. Повышение активности каталазы осетра при значительной активации ПОЛ может быть связано с выходом фермента из клеточных органелл, вследствие лабилизации клеточных мембран. Полученные данные свидетельствуют о большей толерантности карпа к свинцовой интоксикации, по сравнению с контролем. ...

14 04 2024 12:43:52

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ ВО ВНЕКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ ВО ВНЕКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Данная статья посвящена проблеме отношений между культурами европейских стран и культурой ислама. В статье отмечается, что на фоне упадка христианской культуры в европейскую среду проникают такие обычаи, которые для европейской цивилизации исторически чужды, а главное, опасны для духовного здоровья европейских народов. Единственным средством для противостояния таким негативным явлением является возрождение собственной культуры. ...

06 04 2024 20:40:25

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК РОДНЫХ ЯЗЫКОВ

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК РОДНЫХ ЯЗЫКОВ Статья в формате PDF 702 KB...

04 04 2024 20:58:52

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПЛАЗМАФЕРЕЗА ПРИ ТЯЖЕЛОЙ ДИФТЕРИИ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПЛАЗМАФЕРЕЗА ПРИ ТЯЖЕЛОЙ ДИФТЕРИИ С целью оценки клинико-лабораторной эффективности плазмафереза в лечении больных с тяжелой дифтерией проведено обследование 28 пациентов с токсической дифтерией ротоглотки 3-й степени. Установлено, что использование плазмафереза в лечении больных дифтерией позволяет ускорить исчезновение симптомов интоксикации, специфического воспаления в ротоглотке, снизить частоту встречаемости осложнений заболевания и изменить их хаpaктер в сторону уменьшения тяжелых форм, а также способствует динамичному восстановлению показателей обмена гликопротеидов, активности изоферментов аминотрaнcфераз. ...

03 04 2024 6:35:38

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...

27 03 2024 16:33:51

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ Статья в формате PDF 114 KB...

26 03 2024 16:37:12

ФАЗОВЫЕ РАВНОВЕСИЯ В СИСТЕМЕ BiBr3 – BaBr2

ФАЗОВЫЕ РАВНОВЕСИЯ В СИСТЕМЕ BiBr3 – BaBr2 Статья в формате PDF 335 KB...

24 03 2024 5:33:29

История развития банковского дела

История развития банковского дела Статья в формате PDF 257 KB...

23 03 2024 4:25:29

МИОРЕЛАКСАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

МИОРЕЛАКСАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Статья в формате PDF 122 KB...

22 03 2024 21:56:58

БИОВОЛНОГЕНЕЗ: Ч.2. КАТАСТРОФИЗМ В ТЕХНО- И БИОСФЕРЕ

БИОВОЛНОГЕНЕЗ: Ч.2. КАТАСТРОФИЗМ В ТЕХНО- И БИОСФЕРЕ Статья в формате PDF 147 KB...

20 03 2024 0:32:21

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::