Взаимодействие науки и технологии
До последней трети ХХ столетия применение научных знаний проходило преимущественно по схеме: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработка новых технологий - внедрение. Предложение «ноу-хау» шли от науки, а проблема их внедрения осуществлялась как поиск тех или иных видов деятельности, в которых новые технологи будут использованы. Но по мере развертывания научно-технической революции 60-70 годов ХХ века и развития мирового рынка запросы на новые технологии все чаще начинают идти от самого производства.
Все эти процессы, ускоренно развивающиеся в последней трети прошлого столетия, породили новую стадию развития науки и ее взаимодействия с обществом. Возникают технонаука как своего рода симбиоз науки и технологий, ориентированной на запросы рынка. Технонаука опирается на постоянную поддержку бизнеса, который инвестирует исследования, приносящие прибыль. В процессы функционирования технонауки включена ее информационная поддержка. Формирование нового типа отношений науки и технологий не отменяет уже традиционно сложившегося типа, представленного цепочкой: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - внедрение.
При определении стратегий развития науки необходимо учитывать все эти современные особенности взаимодействия дисциплинарных и междисциплинарных исследований, проблемно-ориентированных исследований и свободных поисковых исследований в рамках отдельных дисциплин.
Вырисовывается несколько принципиальных позиций этой стратегии.
Первое. Формирование технонауки как важнейшего фактора экономики знаний стимулирует возрастающие капиталовложения в науку. разница в оплате и условиях труда привела к оттоку специалистов за рубеж. По экспертным оценкам «утечка умов» равнозначно потере капитала примерно в 500 млрд. долл. Если это суммировать с такой же величиной прямым вывозом капиталов за рубеж в последние 15 лет, то потери России составят колоссальную величину - примерно 1 триллион долларов.
Второе. Развитие науки в эпоху экономики знаний, сохраняет и даже умножает приоритет фундаментальных исследований. Современная наука по прежнему демонстрирует зависимость пpaктической эффективности научных знаний от развития их фундаментальной компоненты. Во второй половине ХХ века произошли изменения в институциональной структуре фундаментальной науки.
Если в Х1Х и даже начале ХХ вв. она преимущественно развивалась как университетская наука, то во второй половине ХХ в. начинают интенсивно создаваться сети научных учреждений академического типа: например, комплекс национальных научных лабораторий США, сеть исследовательских научных центров в Германии.
Третье. К концу XX столетия развитая фундаментальная наука была только в нескольких странах (США, Евросоюз и Россия). Япония, Китай не имели достаточного уровня и широкого фронта фундаментальных исследований. Доминировала такая политика: для технического прогресса не обязательно иметь собственную фундаментальную науку, достаточно использовать результаты мировой науки, полученные учеными других стран, и довести их до технологических разработок и внедрений. Технологический прогресс Японии в 60-80-х годах XX века реализовывал именно этот подход.
Но в конце XX века с возникновением технонауки и феномена синтеза фундаментальных и прикладных исследований в междисциплинарных программах, ориентированных на освоение сложных, исторически развивающихся систем, ситуация изменилась. Сегодня те страны, которые имеют развитую фундаментальную науку в сочетании с наукоемкими производствами, получают преимущества на мировом рынке экономики знаний.
Четвертое. Для современной науки важно решить проблему развития научных школ, постоянного притока молодежи, оптимизации кадрового состава.
Пятое. В современном симбиозе технонауки и традиционных дисциплинарных исследований центральную роль играют национальные программы исследований. Фронт современной науки настолько широк, что ни одна страна не может осуществлять исследования по всему этому фронту. Необходимо выбирать главные направления с учетом имеющихся ресурсов. Именно с этих позиций и формируются национальные программы научных исследований.
Шестое. В экономике знаний формируются разнообразные производственно - потребительские запросы к науке. Но это не исключает проблемы опосредующего звена между наукой и производством. В развитых формах экономики знаний такого рода опосредующим звеном выступают небольшие фирмы консалтингового типа. Основой их деятельности является сбор и анализ информации, с одной стороны, о запросах предприятий сферы производства и услуг, а с другой, о возможностях научных центров и университетов ответить на эти вопросы, создать необходимые технологии на базе фундаментальных и прикладных исследований.
В современных российских условиях можно использовать этот опыт управления связями «наука - производство». Необходимо не устраняться от решения проблем, полагая, что рынок сам все сформирует, и не требовать от фундаментальной науки, чтобы она занималась внедрением своих результатов, а целенаправленно регулировать становление новых связей науки с производством и сферой услуг.
Список литературы
1. Степин В.С. Изменения в структуре науки и современный статус фундаментальных исследований. - http://spkurdyumov.narod.ru/Stepin63.htm.
Статья в формате PDF 121 KB...
03 05 2024 9:58:16
Статья в формате PDF 292 KB...
02 05 2024 3:10:56
Статья в формате PDF 112 KB...
01 05 2024 22:45:48
Статья в формате PDF 123 KB...
30 04 2024 7:59:48
28 04 2024 22:13:43
Статья в формате PDF 300 KB...
27 04 2024 4:27:18
Статья в формате PDF 110 KB...
26 04 2024 6:48:53
Статья в формате PDF 147 KB...
25 04 2024 18:10:23
Статья в формате PDF 111 KB...
24 04 2024 19:37:45
Статья в формате PDF 118 KB...
23 04 2024 12:19:21
Статья в формате PDF 126 KB...
22 04 2024 22:47:50
Статья в формате PDF 137 KB...
21 04 2024 20:41:25
Статья в формате PDF 313 KB...
20 04 2024 4:49:39
Статья в формате PDF 133 KB...
19 04 2024 15:12:34
Статья в формате PDF 253 KB...
18 04 2024 9:23:13
Статья в формате PDF 121 KB...
17 04 2024 18:12:29
Статья в формате PDF 108 KB...
15 04 2024 19:54:54
Статья в формате PDF 114 KB...
13 04 2024 15:54:30
Сравнительные конструкции рассматриваются с позиции гендерного аспекта. Представлены результаты направленного ассоциативного эксперимента, который позволил выявить различия в женском и мужском конструировании, употрeблении и восприятии сравнительных конструкций. ...
12 04 2024 7:27:11
Статья в формате PDF 269 KB...
11 04 2024 22:22:21
Статья в формате PDF 207 KB...
10 04 2024 18:47:42
Статья в формате PDF 110 KB...
09 04 2024 15:12:34
Статья в формате PDF 106 KB...
08 04 2024 2:24:39
07 04 2024 21:37:18
Статья в формате PDF 119 KB...
06 04 2024 21:55:19
Статья в формате PDF 113 KB...
05 04 2024 7:27:57
Статья в формате PDF 104 KB...
04 04 2024 16:51:20
Статья в формате PDF 307 KB...
03 04 2024 8:51:53
Статья в формате PDF 268 KB...
01 04 2024 2:13:43
Статья в формате PDF 137 KB...
31 03 2024 22:47:44
Статья в формате PDF 289 KB...
30 03 2024 7:18:51
Статья в формате PDF 139 KB...
28 03 2024 2:37:46
27 03 2024 23:27:19
Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...
26 03 2024 1:31:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::