ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА: РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА
В истории человеческой культуры традицию выделения особых дней, в которые общество отдыхало от ежедневного труда, можно проследить достаточно далеко. При этом значение этих дней не совсем однозначное. Широко распространенное убеждение, что праздник - это день отдохновения от трудов, время ничего не делания, не совсем правильно. Постижение первоначального смысла этих дней возможно только при условии включения в инструмент познания необходимого факта, а именно, структуры и смысла культурной ментальности рассматриваемого периода. Выделение аттpaктивных начал, сформулированных в ценностях культуры, позволяет пересмотреть первоначальное употрeбление данного понятия и вскрыть глубинное значение праздника в культуре.
Очень тесно к проблеме осмысления праздника стоит вопрос и о смысле и назначении в культуре таких ее фактов, как традиции и обряды. Традиция образует достаточно неизменный элемент культуры, в который входит и такой обязательный компонент как праздник, являющийся одним из структурных элементов традиции. Обряд же является пpaктическим действием, которое направлено на достижение реальной или сверхъестественной цели. Он может входить составной частью как в праздник, так и в другие пpaктики социального бытия, включенные в традицию культуры. Исследование истории возникновения праздника и его современное существование позволит определить его онтологическое и экзистенциальное значение для культуры в целом и объяснить существование традиций в культуре.
При рассмотрении празднично-обрядовых традиций в культуре большое значение приобретает проблема взаимозависимости указанных культурных норм от господствующей идеологии и религиозных убеждений. При этом, многие исследователи достаточно обоснованно считают, что праздники и обряды берут свое начало не просто в пpaктике социального бытия, а именно, - религиозной организации жизни. Таким образом, проблема религии становится актуальной для рассмотрения специфики и онтологической сущности праздника.
В зависимости от того, что считать предпосылкой образования праздничной традиции, необходимо определить исходные позиции относительно источников зарождения. Таких позиций может быть две: теория сельскохозяйственного или религиозного начала. В данном учебном пособии рассмотрение праздников, обрядов и традиций ведется через признание в качестве истоков зарождения именно религиозное начало.
Собственно, структура содержания пособия предполагает последовательное знакомство студентов с проблемой праздников и обрядов в культуре. Для этого вначале представлено теоретическое осмысление таких феноменов культуры как религия и праздник.
Изучение религиозных праздников построено в соответствии со следующим планом: вначале раскрывается история и особенности религии, затем приводятся традиции и обычаи исповедания веры в культуре, и, наконец, рассматриваются наиболее важные религиозные праздники. При этом учитывается тот факт, что одна и та же религия может исповедоваться в разных страна, а, значит, и разных культурах. Каждая культура накладывает свой отпечаток на обряды, традиции и праздники, что соответствующим образом отражено в рассмотрении представленных религиозных праздников. В учебном пособии раскрываются особенности вероисповедания и исправления религиозных культов одиннадцати религий. Учитывая тот факт, что в ряде религий, например, христианстве, выделяются несколько разноплановых конфессий, что соответствующим образом отражено и в празднично-обрядовой традиции.
С методической точки зрения пособие структурировано таким образом, чтобы студенту было удобно осваивать материал самостоятельно. В начале каждой главы представлены список вопросов для рассмотрения, а после основного содержания главы приводится список вопросов для самопроверки. Для более глубокой подготовки после каждой главы приводится список рекомендуемой литературы, где можно более подробно познакомиться с изучаемым вопросом.
В конце учебного пособия приводится глоссарий наиболее употрeбляемых понятий. Глоссарий построен в алфавитном порядке и позволяет использовать его как дополнительный источник для самопроверки знаний.
Пособие рассчитано на подготовку студентов-гуманитариев, особенно, для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Кроме того, пособие будет полезно преподавателям для подготовки пpaктических занятий. Учитывая расширяющиеся межкультурные связи, которые определяют структуру и специфику современной культуры, знакомство с учебным пособием позволит большой аудитории не специалистов освоить основные знания и навыки локальных культур, в которых очень сильно проявляется религиозная составляющая, что соответствующим образом предопределяет и развитие социальных ценностей и приоритетов. Даже в российской культуре, где исповедуется принцип веротерпимости, постоянно происходит взаимодействие представителей различных религиозных конфессий. Более того, для современного молодого поколения, учебное пособие может стать своего рода введением в ту религию, которую исповедуют их друзья и родственники. Большой объем материала позволит удовлетворить интерес всех желающих познакомиться с культурными нормами представителей различных религий и стран.
Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 11‒13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 15.05.2010.
Статья в формате PDF 131 KB...
27 04 2024 14:10:35
Статья в формате PDF 109 KB...
26 04 2024 21:47:57
Статья в формате PDF 117 KB...
25 04 2024 13:28:59
Статья в формате PDF 115 KB...
24 04 2024 14:27:56
Статья в формате PDF 100 KB...
23 04 2024 4:39:26
Статья в формате PDF 106 KB...
22 04 2024 17:25:16
Статья в формате PDF 113 KB...
21 04 2024 12:35:44
Статья в формате PDF 243 KB...
20 04 2024 10:26:53
Статья в формате PDF 260 KB...
19 04 2024 5:41:50
Статья в формате PDF 262 KB...
18 04 2024 0:27:10
Статья в формате PDF 264 KB...
17 04 2024 18:49:27
Статья в формате PDF 249 KB...
16 04 2024 0:34:56
Статья в формате PDF 100 KB...
15 04 2024 7:45:18
14 04 2024 1:58:15
Статья в формате PDF 361 KB...
12 04 2024 23:52:20
Статья в формате PDF 123 KB...
11 04 2024 13:44:51
Статья в формате PDF 119 KB...
09 04 2024 18:19:42
С помощью метода инфpaкрасной спектроскопии осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении упорядоченных и нерегулярных участков. ...
08 04 2024 16:39:55
06 04 2024 18:38:56
Статья в формате PDF 114 KB...
05 04 2024 14:55:40
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 10:11:57
Статья в формате PDF 300 KB...
02 04 2024 2:49:40
01 04 2024 13:56:46
В статье на основе материала «Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охаpaктеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...
31 03 2024 7:18:30
Статья в формате PDF 204 KB...
29 03 2024 6:23:19
Статья в формате PDF 129 KB...
27 03 2024 18:30:55
Статья в формате PDF 265 KB...
25 03 2024 0:50:39
По частотам генов белковых локусов остромордой лягушки и ее паразитов изучали уровень генетической изменчивости в паразитарных системах. Показано, что состояние генетической структуры популяции у хозяина и разных видов паразитов в одних и тех же условиях может быть различным. ...
22 03 2024 16:47:28
Статья в формате PDF 117 KB...
21 03 2024 11:32:25
Определены условия охраны и поддержания дорог при их многократной подработке подземными горными выработками. ...
19 03 2024 21:12:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::